Невзирая на кризис, украинский строительный бизнес продолжает развиваться, и показывает в этом отношении неплохие результаты. Это легко объяснить. В кризисную эпоху недвижимость становится наиболее стабильной валютой, обесценить которую практически невозможно. Это касается и вторичного рынка, на котором квартиры продаются прежними жителями, и первичного, где объект торга – новые жилые площади или просто «заготовки» квартир, которые ещё нуждаются, например, во внутренней отделке. Таким образом, предприниматель, обладающий запасом профессиональных знаний в строительной и деловой сфере, запросто может войти в строительный бизнес и получить в распоряжение источник стабильной прибыли.
Как это лучше сделать – совсем другой вопрос. Если ориентироваться на опыт украинской столицы, то окажется, что одни предпочитают купить строительную фирму в Киеве тут, взяв её в готовом виде, а другие предпочитают развивать своё детище с нуля. О проблемах, с которыми сталкивается вторая категория людей, мы и поговорим.
Первое очевидное требование к таким бизнесменам – наличие хотя бы базовых знаний в избранной сфере. Если предприниматель не знает, что такое, например, влагопоглощение материала или эпюр нагрузки, выстроить с нуля строительный бизнес ему будет непросто. Мы утрируем, однако суть требования ясна.
Следующий вопрос – выбор конкретной специальности. Не бывает «просто строительных фирм», поскольку каждая из них занята в более узком профиле. Одни занимаются архитектурой и дизайном, друге позиционируют себя как подрядчики и так далее.
Мы преднамеренно не останавливаемся подробно на бюрократической стороне вопроса. Об этом написано достаточно, да и не хочется лишний раз «о грустном». «Бумажный» этап становления компании, как правило, отнимает у бизнесмена около полугода, потому что сперва необходимо проводить регистрацию, а затем – лицензирование.
За этим следует непосредственный дебют в строительстве. Изначально следует понять, что строительство – занятие сугубо коллективное, и позаботиться о бригаде строителей. Есть предприниматели, которые работают на условиях временного найма, однако лучше иметь свой собственный проверенный коллектив, где каждый работник будет внушать доверие.
Один в поле не воин, поэтому ещё один важный аспект – налаживание отношений с партнёрами и инвесторами. На начальном этапе придётся сложно: поскольку авторитета у компании нет, уровень доверия к ней соответствующий. Вместе с тем, это обязательное для выполнения требование на начальном этапе.