Вторая волна кризиса вполне возможна и может произойти очень скоро, предрекает Алексей Кудрин
Как известно, пессимист – это хорошо информированный оптимист. А кто может быть информирован о состоянии экономики лучше, нежели министр финансов? Нет таких. Вот Алексей Кудрин и предстает таким хорошо информированным оптимистом – пессимистом то бишь.
Выступая во вторник с докладом в Высшей школе экономики, он заявил, что вторая волна кризиса вполне возможна, и может произойти очень скоро. С одной стороны, непривычно слышать такие речи от человека, которому по должности положено излучать казенный оптимизм, а с другой – лучше перебдеть, чем недобдеть. Или – «надейся на лучшее, но будь готов к худшему».
Министр считает, что риски второй рецессии в мировой экономике пока сохраняются. В конце прошлого месяца Кудрин отмечал, что увеличилось количество экономистов, которые думают так же, как и он, и не исключают возможности второй мировой рецессии. В этот раз Кудрин подчеркнул, что риски второй рецессии сохраняются, поскольку нет прямого ответа на вопрос: «Чего ожидать?». «Придется повышать ставки еще до того, как заработает мотор мировой экономики? Придется снижать фискальные пакеты и уменьшать дефициты своих бюджетов еще до того, как заработает реальный конечный спрос? – задается вопросами министр финансов. – Сегодня такого очевидного, четкого ответа нет, поэтому риски второй рецессии пока сохраняются, хотя кто-то говорит, что это будет не вторая рецессия; может быть, она будет называться вторым кризисом». Т. е. положение серьезнее, чем может показаться на первый взгляд.
Алексей Кудрин отметил, что по-прежнему стоит вопрос, как будет развиваться экономика в ближайшие год-два, как разные страны будут выходить из кризиса. «Первые ростки роста, которые есть в мире и в нашей стране, еще очень неустойчивы», – добавил он.
Экономический рост в мире очень сильно связан с фискальными мерами многих стран и с действиями центральных банков по поддержке ликвидности, напомнил министр. Т. е. нынешний рост во многом является искусственным, и без этих подпорок его могло бы не быть. «Это иллюстрируется очень низкими ставками рефинансирования центральных банков. Пока ведущие центральные банки мира сохраняют очень низкие ставки кредитования. Очевидно, что при рисках инфляции ставки будут расти», – сказал Кудрин.
А теперь – о главном. Россию ждет десятилетие без роста реальных доходов федерального бюджета, предрекает министр, причем согласно консервативному сценарию возможно даже снижение таких расходов. «В бюджетной политике, конечно, тоже будут происходить существенные изменения. Мы после четырехкратного роста расходов федерального бюджета в реальном выражении будем иметь десятилетие без роста расходов. В какой-то момент нам придется даже снизить расходы в реальном выражении. К 2015 году, по моей оценке, до 20% (снижение может составить 20% от нынешнего уровня). Но это – консервативный сценарий. А к 2020 году мы вернемся к уровню реальных расходов этого, 2010 года», – сказал министр.
Вот те на! Значит, надо быть готовым затянуть на 20% ремень лет примерно через пять? А как же модернизация, нанотехнологии и новые газопроводы? Или Россия будет удерживать мировое лидерство только по росту долларовых миллиардеров? Что-то не очень радужные перспективы. Может, как советовал некогда сатирик, что-нибудь в консерватории нужно подправить?
«Это – серьезный вызов. Это означает, что нам не удастся так же раздавать деньги или надеяться на то, что мы достигнем каких-то результатов в силу экстенсивных возможностей. Это сложно будет и политически, в рамках даже работы правительства», – признал министр.
«Экстенсивные возможности» – это министр говорит про нефть и газ. «Сколько их ни выдалбливай из глубин земли, а прежнего эффекта уже не будет», – вот как нужно понимать слова Кудрина. Значит, мы опять не уловили мировые тенденции и отстали в очередной раз, делая ставку на «энергетическую сверхдержаву». Энергетических сверхдержав не бывает, бывают сырьевые придатки. Причем значение их уменьшается по мере развития технологий и снижения энергопотребления.
Напомним, что дефицит федерального бюджета России на этот год Минфин оценивает в размере от 6 до 6,8% ВВП. В начале апреля Кудрин подчеркивал, что министерство не собирается «пересматривать бюджет в части доходов». «Мы пока не получили достаточных данных, которые говорили бы, что доходы будут больше», – пояснил он. Глава Минфина тогда подчеркивал, что нынешний рост цен на нефть не приведет к росту доходов бюджета, поскольку они будут компенсироваться укреплением рубля.
Разумеется, оппонентов у Кудрина больше, чем сторонников. Они говорят, что все не так плохо, и уповают на продолжающийся рост нефтяных цен. Но, может быть, они просто недостаточно информированы? Ведь нефть – лишь один из индикаторов роста, и далеко не самый главный…
Справка:
Рецессия (от лат. recessus – отступление) в экономике (в частности, в макроэкономике) – относительно умеренный, некритический спад производства или замедление темпов экономического роста. Спад производства характеризуется нулевым ростом валового национального продукта (ВНП) (стагнация) или его падением на протяжении более полугода. Рецессия является одной из фаз экономического цикла (конъюнктура), следующей после бума и сменяющейся депрессией. Рецессия чаще всего ведет к массивным падениям индексов на бирже. Как правило, экономика одной страны зависит от экономики других стран, поэтому экономический спад в той или другой стране может привести к спаду экономик в других странах и даже к краху на мировых биржах. Рецессии присущи также многие другие признаки циклических кризисов, к примеру, рост безработицы.
|