В пятницу премьеры России, Белоруссии и Казахстана провели два раунда переговоров, но за семь часов так и не смогли договориться. Камнем преткновения стали интересы внутренних рынков трех стран, прежде всего России. Москва не согласна сдать автопром, авиапром и вливать в Минск сверхдешевую нефть. Главы правительств взяли двухнедельную паузу — за это время сблизить позиции попробуют эксперты.
Петербург должен был стать конечной точкой переговоров, где Россия, Белоруссия и Казахстан окончательно согласовали бы все позиции по Таможенному кодексу ТС. Накануне встречи глав правительств до 2 часов ночи ударно заседала комиссия ТС на уровне вице-премьеров. Однако ни тем, ни другим не удалось прийти к общему знаменателю. Не помогли ни хорошая погода, которой так радовался премьер Казахстана Карим Масимов («Наизнанку вывернулись, старались!» — демонстрировал гостеприимство Владимир Путин), ни поджимающие сроки долгожданного единения (Таможенный кодекс должен заработать с 1 июля).
Когда премьеры пошли на второй, незапланированный круг переговоров, стало окончательно ясно — процесс идет со скрипом. «Согласовать все нам пока не удалось, — признался уже ближе к ночи Владимир Путин. — Есть чувствительные вопросы, по которым будут продолжены консультации на экспертном уровне в течение двух-трех недель». Для Москвы «чувствительными» стали автопром и авиапром, уточнил Владимир Путин. Для Минска — нефть и нефтепродукты, добавил его белорусский коллега Сергей Сидорский. Для Казахстана — ввозные таможенные пошлины для физлиц. Суета здесь недопустима, резюмировал российский премьер. «Как только консультации будут окончены, мы вновь соберемся», — поставил точку Карим Масимов.
По сути, партнеры по ТС пытаются решить внутренние проблемы за счет России, сами ничем не поступившись. Минск продолжает настаивать на отмене пошлин на нефть внутри союза, а Россия, как и сейчас, готова вливать беспошлинную нефть только для внутреннего потребления Белоруссии, признался в кулуарах один из участников переговоров с российской стороны. Между тем Минск не идет навстречу по ввозным таможенным пошлинам на автомобили. В Белоруссию ввезти иномарку в разы дешевле, и со снятием ограничительных барьеров российский автопром, в который государство вкачало сотни миллиардов бюджетных рублей, может приказать долго жить. В обмен на рабочие места и новые технологии Россия обещала инвесторам определенный уровень таможенной защиты при завозе новых, тем более подержанных машин, не стал скрывать Владимир Путин. «Если мы съедем с этих позиций, будущее некоторых наших предприятий будет под вопросом», — считает он.
Примерно та же ситуация с авиапромом. России предложено обнулить ввозные таможенные пошлины почти по всей линейке авиационной техники. «Для нас это неприемлемо», — говорит Владимир Путин. После такой «подножки» наши авиационные предприятия, к реструктуризации которых государство только-только приступило, могут и не встать. А нормы, действующие в Казахстане: физлица без ограничений по количеству ввозов могут завозить с пониженной таможенной ставкой (0,6 евро) до 2 т иностранного товара — могут угробить российскую легкую промышленность. «Ведь значительная часть этих товаров, конечно, китайского происхождения», — отметил Владимир Путин.
Российская сторона к концу дня была буквально выжата. Оставленный на произвол судьбы глава Минфина Алексей Кудрин, по традиции с пухлым портфелем в руке, безуспешно метался по двору Константиновского дворца в поисках автомобиля. «Мне бы до гостиницы, — отчаявшись, заглянул он в маршрутку с журналистами. — Хотя бы до выезда кто докинул». Не унывал разве что Владимир Путин: «История всех интеграционных объединений очень сложна, и никому еще не удавалось быстро, на ура, с наскока, решить эти вопросы. Но как достигать компромисса, мы себе представляем, и я думаю, мы пройдем по этому пути».
Источник: rbcdaily.ru |