На минувшей неделе президент Чечни Рамзан Кадыров инициировал переименование своей должности. По его словам, в России вообще должен быть только один президент — руководитель государства. Соответственно, руководителей регионов, включая республики, можно именовать как угодно, но только не президентами.
В России 21 республика. Президентами своих глав называют в 13 из них. Как так вообще получилось?
Первым президентом обзавелась Татария. Еще в 1991 году. Минтимер Шаймиев, председательствовавший в Верховном Совете республики, тогда последовал примеру Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, которые добились введения для себя президентских постов, соответственно в СССР и РСФСР. Татарстан, в ту пору стремившийся к максимальной самостоятельности, стал первым субъектом Федерации с избранным на прямых выборах руководителем. Татарский опыт поспешили перенять Адыгея, Башкирия, Бурятия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Тува, Чувашия и Якутия. Одни — потому что тоже хотели поднять свой статус, другие — просто «за компанию». В последующие годы к ним присоединились Ингушетия, Северная Осетия, а также Карачаево-Черкесия. Российское руководство поощряло это. Персонализация власти была необходимой мерой, а ограничивать республики в праве использовать слово «президент» никому не приходило в голову. Более того, в том же 1991 году в тогдашней Конституции появилось упоминание о президентах республик (в новой, принятой в 1993-м, его, к счастью, нет).
Надо отметить, правда, что в начале — середине 1990-х некоторые республики по тем или иным причинам воздержались от именования президентами своих высших должностных лиц, избираемых на прямых выборах. В Карелии и Хакасии решили выбирать председателей правительства, в Коми — главу. Другие же — Алтай, Дагестан, Удмуртия — вообще ввели у себя парламентское или директориальное правление (законодательство в то время это позволяло). В Мордовии в 1993 году ликвидировали президентский пост. Правда, уже в 1995-м учредили выборную должность главы.
Алтай, Дагестан и Удмуртия в конце концов отказались от экспериментов. Сами или под нажимом федеральных властей. На Алтае — в 1997 году, но там выбрали главу, а не президента. В Удмуртии — в 2000-м, там выбрали президента. В Дагестане президентский пост ввели в 2003 году, на 2006-й запланировали выборы. Однако провести их не успели — в 2004 году глав решили не назначать. В 2003 году был избран первый президент Чечни. Но еще в 2001 году начался другой процесс. Республики стали переименовывать президентские должности. В 2001 году это сделала Тува, в 2004-м — Калмыкия, в 2005-м — Северная Осетия. Тувой стал руководить председатель правительства, а Калмыкией и Аланией — главы. Мотивы были разные, в том числе весьма далекие от идеалов политической централизации. Но главное в другом — были созданы отличные прецеденты. И когда в 2005–2007 гг. «всенародно избранные» главы десятками переходили в назначенцы или заменялись, Кремль мог попробовать развернуть целую кампанию по переименованию. Но тогда от этого воздержались.
Теперь все будет иначе. Северокавказские президенты уже поддержали инициативу Кадырова. В Башкирии и Татарии в этом году ушли в отставку «ветераны 1990-х» Муртаза Рахимов и Минтимер Шаймиев, которые, конечно, слышать ничего не хотели о переименовании своих должностей. Новые руководители этих республик, думается, смотрят на все куда конструктивнее.
Это все не блажь, как некоторым может показаться. Не секрет, что еще со времен «парада суверенитетов» и крушения СССР многие республики у нас стали считаться и сами считать себя, мягко говоря, обособленными от России. Президентство же у нас принято воспринимать как атрибут государственного суверенитета. Президенты же есть в США, во Франции, в Польше, Иране. И регулярные упоминания в СМИ и т. д. о том, как, к примеру, президент России встретился с президентом N-ской республики (а как без этого обойтись?), не способствуют преодолению внутригосударственной обособленности. Напротив, они ее фиксируют. Надо с этим заканчивать. Президент у нас должен быть один. Только один.
Источник: «Известия»
|