Очередная порция свежей макроэкономической статистики из Китая ввела в уныние подавляющую часть инвесторов и спекулянтов на финансовых рынках.
Затухание производственной и потребительской активности в Поднебесной ускорилось, несмотря на ожидания экспертов, что Китай станет островком стабильности в условиях разрастания новой волны кризиса.
Прежде всего, особенно сильные опасения экономистов относительно дальнейших перспектив китайской экономики вызвал отчёт Национального бюро Статистики КНР, согласно которому темпы роста промышленного производства замедлились с 9,5% в июне 2012г. до 9,2% по итогам июля, что стадо худшим значением данного показателя с мая кризисного 2009г. При этом ещё в июне-июле 2011г. средние темпы роста выпуска продукции в производственном секторе не опускались ниже 14-15%, а в докризисный период 2005-2008гг. варьировались в диапазоне 17-18%. При этом по итогам первых 7 месяцев текущего года рост едва дотянул до 10,3%, что выглядит откровенно слабо на фоне 15% годом ранее.
При этом наиболее тяжёлое положение наблюдается на принадлежащих государству предприятиях, где годовые темпы роста в июле текущего года едва дотянули до 4,8%, тогда как в предприятиях смешанного типа собственности и частных акционерных обществах рост выпуска продукции гораздо существенней – 7,1 и 10,9% соответственно. Весьма высокими темпами продолжают расти текстильное производство (12,9% в январе-июле 2012г.), а также наукоёмкие производства – химическая промышленность (11,5%), производство неметаллической минеральной продукции (+11,3%), выпуск транспортных средств (+10,1%), а также выпуск компьютерной техники и электронного оборудования (+12,2%).
Весьма существенные опасения вызывают крайне низкие темпы роста в выпуске железнодорожного оборудования (+4,2%), а также в системе естественных монополий (4,9%), спрос на продукцию которых традиционно рассматривается в качестве опережающего индикатора производственной активности в промышленном секторе.
Также сложно назвать оптимистичным обвал прибылей предприятий в промышленном секторе – по итогам января-июня текущего года зафиксировано снижение совокупных прибылей китайских промышленных компаний на 2,2% в годовом выражении, что выглядит откровенным провалом на фоне 28,3% роста годом ранее. Столь сильного обвала корпоративных прибылей китайских товаропроизводителей не наблюдалось уже более 3,5 лет с момента острой фазы глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009гг. Несколько лучше оказалась динамика выручки, полученной от реализации продукции основного производства, которая показала снижение темпов роста с 29,8% в январе-июне 2011г. до 11,3% по итогам 6-ти месяцев текущего года, оставшись в зоне роста.
Снижение рентабельности бизнеса на фоне замедления объёмов выручки наглядно свидетельствует о падении конкурентоспособности китайских товаропроизводителей на фоне укрепления курса юаня и безудержного роста цен на минеральное сырьё, промышленные металлы и продовольствие. В условиях постепенного скатывания мировой экономики в новую фазу глобальной рецессии и разрастания финансово-экономического кризиса в Еврозоне, нарастания протекционизма и сжатия платёжеспособного спроса на традиционных рынках США, ЕС и Японии, китайским товаропроизводителям становится всё труднее перекладывать растущие издержки производства на конечных потребителей, что негативным образом сказывается на корпоративных прибылях.
Ещё более наглядно об этом свидетельствуют последние данные по динамике цен в экономике Поднебесной, согласно которым происходит усиление дефляционного падения цен в производственном секторе на фоне сжимающейся, но всё ещё пока присутствующей инфляции в потребительском секторе. Падение отпускных цен производителей ускорилось с 2,1% в июне 2012г. до 2,9% по итогам июля, тогда как ещё летом предыдущего года цены росли на 7-7,5%. Инфляция в потребительском секторе также продолжила сжатие и сократилась с 2,2% в июне до 1,8% в июле, что в 3 раза ниже отметки годовой давности в 6,5%.
Также сложно назвать оптимистичными данными по динамике ВВП Поднебесной, согласно которым прирост экономики КНР по итогам 2-го кв. текущего года замедлился до 7,6%, что существенно хуже 8,1% в 1-м кв. 2012г. и 9,5% во 2-м кв. 2011г. Единственное, что внушает оптимизм, так это то, что наибольший вклад в охлаждение китайской экономики вносят изначально крайне перегретые секторы экономики и отрасли промышленности.
Главным образом спад производственной активности и капитальных вложений сфокусирован в секторе операций с недвижимостью, строительной отрасли и финансовом секторе, тогда как наукоёмкие производства и высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности, ответственные за развитие научно-технического потенциала, повышение конкурентоспособности экономики и создание производств с высокой добавленной стоимостью, продолжают наращивать объёмы выпуска продукции высокими темпами в 15-20% годовых.
Определённые опасения вызывает сдувание пузыря на потребительском рынке, что является прямым следствием снижения темпов роста экономики и удорожания продовольственных товаров, занимающих порядка 60% в структуре расходной части бюджета подавляющей части китайского населения. Наиболее наглядно сжатие потребительской активности проявляется в снижении темпов роста розничного товарооборота, которые вопреки всем прогнозам обвалились 13,7% до 13,1%, тогда как ещё годом ранее прибавляли более 17,7%, а в докризисный период 2006-2008гг. росли на 14-15%.
Продолжающееся укрепление курса юаня на фоне усиливающейся рецессии в Еврозоне и охлаждения экономики США уже успели оказать крайне негативное воздействие на экономику Поднебесной, более половины ВВП и обрабатывающей промышленности которой так или иначе работают на внешние рынки. Если ещё в июне-июле 2011г. профицит внешней торговли находился в диапазоне 22-31 млрд. долл., то уже в феврале текущего года был зафиксирован рекордный за последние десятилетия дефицит в размере 31,5 млрд. долл., который, тем не менее, сменился профицитом в размере 31,7 млрд. долл. по итогам июня.
Закономерным итогом политики сдувания пузырей на рынке недвижимости и выдавливания спекулятивного капитала из строительного сектора в реальное производство стало сокращение темпов ростка капитальных вложений в городской сектор с 25,5% летом 2011г. до 20,4% по итогам июля 2012г. при одновременном снижении темпов роста цен на жилую недвижимость до 17-18% после роста на 35-40% годом ранее.
Столь резкое падение потребительских цен на фоне беспрецедентного с 2009г. спада в промышленном секторе и потребительской активности повышает вероятность того, что Народный Банк будет вынужден пойти на более радикальное смягчение денежно-кредитной политики и приступит к масштабному расширению денежно-кредитного предложения. Только за последние 1,5 года Банк Китая больше 10 раз прибегал к понижению нормы резервирования, изменял ставки по кредитно-депозитным операциям и расширял масштабы рефинансирования отечественной банковской системы.
Тем не менее крупные спекулянты и инвесторы ожидают, что Банк Китая прибегнет к основному инструменту денежно-кредитной политики и в третий раз за последние 4 года месяца понизит базовую процентную ставку по рефинансированию коммерческих банков. При этом предыдущие два раунда понижения процентной ставки состоялись в июне и июле текущего года в качестве ответа экономических властей на беспрецедентный за последние 3,5 года обвал производственной активности и разрастание кризисных явлений в крупнейших экономиках мира.
Это позволило увеличить темпы роста денежного агрегата М2 с 12,4% в январе текущего года до 13,6% по итогам июня, что, тем не менее, существенно ниже 16% годом ранее и 28-30% в 2010г. Одновременно с этим объём ежемесячно выдаваемых новых кредитов в юанях, даже несмотря на существенное ужесточение условий кредитования, подскочил с 450-550 млрд. юаней в конце 2011г. до 793 млрд. в апреле 2012г. и 919,8 млрд. по итогам июня.
Другими словами, даже без существенного смягчения денежно-кредитной политики и расширения балансовых операций со стороны Банка Китая, экономическим властям удаётся поддерживать высокую эффективность отечественной банковской системы, о чём свидетельствует расширение кредитного мультипликатора в финансовой системе. Во многом это обеспечивается благодаря директивному методу управления банковской системой – все крупнейшие китайские банки находятся в руках государства, что позволяет проводить более эффективную денежно-экономическую политику, обеспечивая переток капитала из спекулятивных секторов экономики в наиболее значимые с социально-экономической и точки зрения отрасли промышленности, а также в наукоёмкие производства.
Судя по всему, правительство Китая прекрасно осознаёт масштабы накопленных в мировой экономике и международной валютно-финансовой системе структурных дисбалансов, с которыми никто из западных элит принципиально не боролся на протяжении последних лет, а лишь заливал вновь эмитированными деньгами и создавал иллюзия оживления. Принимая во внимание тот факт, что под ударом оказалась экономика самой Поднебесной, можно ожидать, что Банк Китая продолжит курс на смягчение денежно-кредитной политики и расширение денежного предложения с целью поддержания темпов роста экономики выше отметки в 7%.
Именно эти темпы роста экономики Поднебесной рассматривается правительством КНР и независимыми экономистами в качестве критического порога, который способен обеспечить создание необходимого количества рабочих мест и рост уровня жизни наименее социально обеспеченных слоёв населения в условиях высокой имущественной дифференциации.
Безусловно, включение печатного станка со стороны Банка Китая, который уже успел войти в тройку наиболее влиятельных эмиссионных центров наряду с ФРС США и ЕЦБ, даст мощнейший сигнал для покупки рискованных активов и дальнейшее надувание пузырей на финансовых рынках. Вкупе с сделанными в начале августа текущего года заявлениями главы ЕЦБ Марио Драги относительно недопустимости развала Еврозоны и выхода даже ничего не значащей с финансово-экономической точки зрения Греции, подразумевающее готовность ЕЦБ пойти на третий раунд масштабного выкупа невозвратных долгов у европейской периферии, это может стать поводом для масштабного перетока глобального спекулятивного капитала из псевдо безрисковых активов (государственных облигаций США и Германии) на товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи.
Только за последние 2 месяца цены на критически значимое с социально-экономической точки зрения продовольствие подскочили на 55-60% (кукуруза, пшеница, соя и т.д.), что грозит запустить маховик продовольственной инфляции, который в условиях скатывания мировой экономики в рецессию и падения уровня жизни даже в экономически развитых странах спровоцирует масштабное падение уровня жизни подавляющей части населения планеты. Вполне вероятно, что уже в ближайшее время мы увидим новый виток социальных протестов и голодных бунтов, которые уже имели место летом 2008г. и в первой половине 2011г.
Напомним, что в 2008г. именно продовольственный кризис и скачок цен на основные продукты питания спровоцировал волнения в 38 странах мира от Латинской Америки до Африки и Азии, а в начале 2011г. непозволительно высокие цены на продовольствие стали детонатором и поводом для начала «арабской весны». Не стоит исключать вариант, при котором запуска печатного станка со стороны Банка Китая и ЕЦБ станет тем детонатором, который опрокинет в кризис и без того скатывающуюся в рецессию мировую экономику и сровоцирует новую волну голодных бунтов. На этот раз под удар может попасть Юго-Восточная Азия и даже сам Китай, что станет началом «китайской осени».
Источник: km.ru