О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

После 2014-го экономить стали 70% российского среднего класса

Добавлено: 03.05.2017


Кризис, начавшийся в 2014 году, существенно изменил потребление и среднего класса россиян, и остальных страт. Сократили расходы и начали экономить 78% низкодоходных слоев, 74% нижних среднедоходных, 71% верхних среднедоходных групп. В первую очередь, люди из этих групп экономят на отдыхе и особенно — на медицинских и образовательных услугах. Менее всего сокращение трат коснулось гаджетов.

Кризис, начавшийся в 2014 году, существенно изменил потребление и среднего класса россиян, и остальных страт. Сократили расходы и начали экономить 78% низкодоходных слоев, 74% нижних среднедоходных, 71% верхних среднедоходных групп. В первую очередь, люди из этих групп экономят на отдыхе и особенно — на медицинских и образовательных услугах. Менее всего сокращение трат коснулось гаджетов.

Экономический кризис в России длится уже четвёртый год. Как за это время изменилось потребление россиян, которых можно отнести к среднему классу? На этот вопрос отвечает исследование заведующей Центром стратификационных исследований Института социологии РАН Светланы Мареевой. Её данные основаны на репрезентативном мониторинге ИС РАН. Статья Мареевой «Потребительское поведение средних слоев в условиях кризиса» опубликована в Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), №1, 2017. Мы приводим это исследование в сокращении.

Средние слои, выделенные по критерию дохода в рамках относительного подхода, составляют сегодня более половины населения. Однако они не однородны между собой, и их верхняя подгруппа заметно отличается от нижней (являющейся медианной группой для общества в целом и демонстрирующей типичный уровень доходов и стандарт жизни россиян) как особенностями потребительского поведения, так и с точки зрения социально-профессионального статуса и уровня образования их представителей. О том, какой среднедушевой доход позволяет отнести семью к среднему классу — в таблице ниже. «Классический» средний класс в России по этим критериям это те, кто имеет 23 тыс. руб. в месяц на человека (или 70 тыс. руб. на семью из трёх человек).

Среднеходные слои характеризуются сдержанными оценками в отношении своего материального положения – только 16% представителей нижней и 26% верхней среднедоходной группы считают его хорошим, причём в первой группе доля считающих его плохим всё же превышает долю оценивающих его как хорошее (20%). В этих условиях неудивительно, что и другие аспекты жизни, связанные с материальным положением и возможностями потребления, среднедоходные слои оценивают сдержанно.

Показательно, что к стратегии экономии вынуждены были прибегнуть представители всех доходных слоёв – кризис заставил сократить расходы и начать экономить 78% низкодоходных слоев, 74% нижних среднедоходных, 71% верхних среднедоходных групп. Несколько отличаются в этом отношении россияне с относительно более высокими доходами – среди них треть пока не изменила привычные стратегии потребления, а к экономии прибегли 66% из них.

Лидирующим типом для всех доходных групп является экономия на потреблении, затем следует экономия на отдыхе. Важно, что экономия серьёзно повлияла и на инвестиции в человеческий капитал – образование и медицинские услуги. Экономия этого типа была свойственна представителям первой группы (в ней она затронула 30%), чем второй (17%). В этом отношении нижние среднедоходные россияне оказались похожи скорее на низкодоходных, а верхние среднедоходные – на высокодоходных, что подтверждает гетерогенность средних слоев.

Около трети населения начали экономить на товарах длительного пользования, которые также вносят значимый вклад в потребительское поведение и формирование определенного уровня жизни. Какими особенностями характеризуется сегодня вещная среда среднедоходных слоев? Данные показывают, что наборы товаров длительного пользования (ТДП), имеющиеся в домохозяйствах с разными уровнями доходов, заметно различаются.

Прогнозируя изменение товарного набора нижней среднедоходной группы в будущем, можно ожидать изменений именно в отношении относительно инновационной, сложной техники, уже прочно вошедшей в обиход верхней среднедоходной группы. Данные о наличии в разных группах новых ТДП, купленных не позднее года до опроса, подтверждают этот вывод – среди новых приобретений у россиян из среднедоходных слоев лидируют смартфоны и планшеты, хотя в целом их активность на потребительских рынках ТДП в разгар кризиса была невысока (в отличие от высокодоходных слоёв). Можно ожидать, что с ростом доходов населения паттерны приобретения новых ТДП, которые закладывают высокодоходные слои, в дальнейшем будут ретранслированы верхней, а затем и нижней подгруппой среднедоходных слоев.

Особенности потребительского поведения разных групп связаны также с практиками использования различных платных услуг. В этом отношении представители среднедоходных слоев занимают промежуточное положение между высокодоходными и низкодоходными россиянами. Наиболее распространённым типом используемых платных услуг являются платные медицинские услуги – их за последние три года перед опросом использовала почти половина средних слоев.

Образовательные услуги для взрослых распространены в гораздо меньшей степени – их использовали только 15% средних слоёв. Те, кто имеет детей, чаще прибегают к платным услугам для них, причем соответствующие доли оказываются выше для нижней среднедоходной группы, чем для верхней – так, медицинские услуги использовали 38% и 33% этих групп, а образовательные услуги — 37% и 28%.

Однако причиной использования платных услуг у представителей средних слоёв заметно чаще являлось отсутствие или недоступность их бесплатных аналогов, нежели поиск услуг более высокого качества, т.е. такой выбор был для них в определённой степени вынужденным – об этом сообщили 64% россиян из средних слоев, использовавших за последние три года платные услуги.

Что касается других сфер софинансирования государственных платежей, в частности – включённости в системы добровольного медицинского и пенсионного страхования, то в этом отношении средние слои пока менее активны: так, не оплачивали и не готовы оплачивать добровольное пенсионное страхование 72% нижней их подгруппы и 60% верхней, а добровольное медицинское страхование – 67% и 47% соответственно.

Более благополучные с точки зрения доходов группы в большей степени склонны планировать свою жизнь: так, среди низкодоходных ничего не планируют почти две трети (65%), в средних слоях эта доля ниже и различается для представителей верхней и нижней их подгруппы (57% и 47% соответственно), а среди высокодоходных не планируют свою жизнь лишь 28%.

Источник: ttolk.ru






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы