О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

О природе денег. Что такое деньги? Суть и смысл денег

Добавлено: 01.11.2017


АНАТОЛИЙ ТИН

С деньгами мы имеем дело каждый день. Мы привыкаем к деньгам с детства. Вот в вашем кошельке лежит банкнота - бумажка с написанным на ней числом. Попробуйте ответить - что означает это число? Или другой вопрос - деньги менялись со временем, их вид и их роль менялись в веках, но деньги всегда оставались деньгами, что же общего было в деньгах во все времена? Вопрос о смысле денег в самом деле непростой, и существует довольно много разных ответов на этот вопрос. В этой статье мы дадим свой ответ.

С деньгами мы имеем дело каждый день. Мы привыкаем к деньгам с детства. Вот в вашем кошельке лежит банкнота - бумажка с написанным на ней числом. Попробуйте ответить - что означает это число? Или другой вопрос - деньги менялись со временем, их вид и их роль менялись в веках, но деньги всегда оставались деньгами, что же общего было в деньгах во все времена? Вопрос о смысле денег в самом деле непростой, и существует довольно много разных ответов на этот вопрос. В этой статье мы дадим свой ответ.

Суть и смысл денег

Прежде чем браться за рассуждения, давайте на минутку  остановимся и задумаемся - а как вообще узнать суть чего-то? Скажем у денег есть много признаков и функций, но что из них есть суть денег? Суть это неотъемлемое качество (или набор качеств, функций) рассматриваемого предмета. Неотъемлемое, то есть такое качество, что если мы его уберём, то название предмета будет уже неприменимо к оставшемуся без убранного качества объекту.

Можно некий предмет описать огромным списком признаков. Вот передо мной яблоко - оно и красное, и плод дерева, и сладкое, и блестящее и еще 100000 признаков. Причём, я могу легко убрать из этого списка и "красное" и "сладкое", и всё равно яблоко останется яблоком. Но я никак не могу убрать из списка "плод дерева".

Получается, чтобы узнать суть нужно записать все признаки и выбросить несущественное. Остаток и будет сутью нашего предмета.

Мы рассматривали пример яблока, но когда мы говорим о сути денег, наша задача оказывается намного проще, чем в случае с яблоком. У яблока есть много параметров, и если бы мы задались целью построить полную модель яблока, нам пришлось бы записать, как то закодировать все эти признаки. И если мы хотим иметь точную модель, то каждый признак нам нужен в виде числа, чтобы мы могли по описанию точно восстановить яблоко. Для яблока таких параметров очень много - сотни и тысячи, а вот для денег - всего один. Действительно, деньги очень простой объект для определения его сути, потому что у денег только одно измеримое качество. Какое это качество мы не знаем, но мы точно знаем что оно только одно, и оно измеряется положительным числом. Именно это число выдавлено на древней монете, отпечатано на банкноте или записано на компьютере в банке.

Когда мы хотим определить суть денег, нам нужно найти такое слово, которое мы сможем написать после числа на банкноте, и при этом все функции денег будут работать как и раньше. То есть, если мы припишем числу на банкноте некое название, то деньги будут всё также работать как и раньше, их действие не испортится и не изменится.

Давайте прямо с наскока что-то такое попробуем. Напишем на банкноте после числа-номинала слово "килограмм". Будут ли работать такие деньги? Сразу увидим что работать они не будут - не получится на банкноту с номиналом "1 килограмм" купить и килограмм яблок, и килограмм алмазов. Ну что же, с наскока не вышло, попробуем медленно и последовательно разбираться шаг за шагом. Для нас важно то, что теперь мы понимаем нашу конечную цель, понимаем, что нужно искать.

Для начала заметим, что несмотря на то, что исследователи природы денег приходят к разным результатам относительно сути денег, но в одном они едины - деньги порождены рыночным обменом. Что же такое рыночный обмен? Давайте взглянем на него поближе.

Рыночный обмен

В первом приближении мы увидим, что при рыночном обмене каждый из 2 участников что-то отдает и что-то получает. Предметами рыночного обмена могут быть вещи, действия, информация, все, что по каким-то причинам нужно одному участнику обмена от другого. Однако, например, при обычном разговоре люди также отдают и получают информацию, или если 2 человека подарят друг-другу подарки, каждый из них что-то получит и что-то отдаст, в общем смысле это тоже обмен, но всё это не будет рыночным обменом.

Далее мы будем говорить только о рыночном обмене и будем писать просто "обмен".

Из каких этапов состоит обмен? Первый этап - торговля, то есть проведение переговоров. Цель этого этапа установить взаимно приемлемую пропорцию обмена, т.е. установить равенство типа: 5 единиц товара А равняются 3 единицам товара Б.

5А = 3Б

Заметим, что установление этой пропорции одновременно является процедурой измерения одного товара другим. Эта пропорция устанавливается методом последовательных приближений в ходе переговоров сторон. Торгующиеся стороны делают свои предложения, которые в итоге сходятся к окончательной пропорции. Например:

два селянина на базаре
Первый: за твою козу я тебе дам 5 кур
Второй: нет, моя коза стоит дороже, отдам за 7
Первый: 7 кур за такую козу дорого, возьму за 6
Второй : по рукам!
Первый: по рукам!

Тут мы видим, что в результате переговоров была установлена пропорция обмена 6 кур=1 коза. Кроме того, мы видим переход к следующему этапу обмена - заключению сделки ("по рукам!"). Цель этого этапа - подтвердить взятие на себя обязательств. Можно сказать, что на этом этапе сделка регистрируется в социальном поле, становится частью глобальных общественных отношений. После этого этапа несоблюдение одной стороной взятых на себя обязательств в общем случае влечет не только недовольство и наказание от другой стороны, но и общественное порицание или наказание. В более серьёзных случаях заключение сделки фиксируется на бумаге в виде договора, и в случае невыполнения обязательств одной из сторон общество может заставить нарушителя исполнить свои обязательства.

Отметим еще раз очень важный момент: заключение сделки связывает стороны взаимными обязательствами, за несоблюдение которых в обществе предусматривается наказание.

Третий этап обмена - передача товара из рук в руки. В случае, когда предметом сделки был нематериальный товар (предоставление услуг, раскрытие информации и т.п.), на этом этапе происходит  выполнение соответствующих действий, оговоренных при заключении сделки.

Итак, обмен = (измерение пропорций методом переговоров+заключение сделки +выполнение условий сделки).

Мы рассмотрели структуру обмена. Теперь давайте разберёмся - на чем основан обмен, каков его общий знаменатель, позволяющий сравнивать, казалось бы, несравнимые вещи?

Начнём поиск этого общего знаменателя с одного необходимого условия обмена. Для того, чтобы селяне в нашем примере вообще начали торговаться у них должны быть коза и куры. Они должны быть собственниками. Отметим галочкой как необходимое условие: наличие частной собственности. Теперь пусть те же селяне встретились снова, и теперь у них обмен другого рода: первый берётся починить второму крышу, а за это второй вскопает ему огород. В этом обмене никакой частной собственности нет. Селяне обмениваются действиями. Возможен и такой вариант: починка крыши в обмен на 5 кур, и это уже будет обмен собственности на действие. Мы обнаруживаем, что действия легко меняются на собственность. И это заставляет рассмотреть внимательнее саму суть собственности.

Собственность и власть

Собственность может существовать только в обществе. Если один человек живет всю жизнь на необитаемом острове, то понятие "собственность" не имеет для него никакого смысла. Для того, чтобы сказать кому-то "это моё" нужен собеседник. Собственность - это исключительное право человека пользоваться вещью. Слово "исключительное" тут принципиально важно, поскольку речь идет об "исключении" всех остальных членов общества из этого права. Можно переформулировать: собственность это запрещение на право пользоваться вещью для всех членов общества кроме одного.

Второе ключевое слово "пользоваться". Владелец вещи может делать с ней всё, что угодно, вещь полностью в его власти. Вообще понятие "власти" и "владения" по смыслу смыкаются. Например, о рабовладельческом строе мы говорим, что хозяин обладал "полной властью" над рабом, "владел рабом как вещью". Мы видим, что "полная власть" эквивалентна "владеть вещью". Как правило слово "власть" понимается в смысле "возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению" (Википедия). Однако мы видим, что "власть над человеком" и "владение вещью" смыкаются в случае, если власть становится "полной". Это дает нам основание расширить понятие "власти" в том числе и на предметы, но для этого нужно понять, какая же власть "полная". Ведь, очевидно, если есть "полная" власть, значит есть и "частичная". Разберёмся в этом моменте подробнее.

В обычном употреблении термина "власть" предполагается такая картина: один человек (главный) говорит что сделать, другой (подчинённый) делает. Причём, если подчинённый не хочет выполнять распоряжения, то у главного есть средства его заставить. Подчинённость может быть основана на совершенно разных причинах и принципах. Напиример, это может быть:

- подчинённость раба хозяину, основана на прямом насилии, неподчинение влечёт физическое наказание или смерть
- подчинённость рабочего бригадиру, основана на трудовом контракте, неподчинение влечёт штраф или увольнение
- подчинённость сына отцу, основана на семейных отношениях, непослушание влечёт подзатыльник или лишение сладкого

Во всех этих случаях главный имеет власть над подчинённым, но границы этой власти очень разные. Почему говорят, что власть над рабом полная? Потому что она позволяет хозяину убить раба, превратив его из человеческого живого существа в вещь. Однако, заметим, что вообще-то до тех пор, пока раб жив, все же власть хозяина над рабом не эквивалентна власти над вещью. Раб может так или иначе сопротивляться, поэтому власть рабовладельца все же строго говоря не является полной. Она ограничивается собственной волей раба. Полная же власть оказывается возможной только в случае власти над вещью.

В остальных рассмотренных примерах, кроме случая рабовладения, власть главного над подчинённым существенно ограничена. Ограничения могут возникнуть как из-за собственных качеств участников отношения подчинения, так и устанавливаться обществом. Общество решает какое наказание допустимо в том или ином случае. Допустимые меры наказания могут оказаться недостаточными, чтобы заставить подчинённого выполнить волю главного. Это и есть граница власти.

Итак мы видим, что отношения подчинённости в обществе могут характеризоваться очень различными границами властных полномочий. Очевидно, что максимум - это полная власть, которая возможна только в случае власти над вещью, в этом случае власть 100%. В остальных случаях подчинённости власть больше нуля, но меньше 100%. Если власть = 0, то подчинённости нет вообще. Произнося слово "власть" мы часто подразумеваем нечто большое, но власть может быть и совершенно мизерной.

Теперь можно немного расширить определение власти в том числе и на животных и предметы: власть это возможность и способность навязать свою волю, даже вопреки сопротивлению, воздействовать на деятельность и поведение других людей или животных, воздействовать на предметы

Значит собственность это исключительная и полная (в рамках существующих законов) власть над предметом. Уточнение о законых рамках важно, поскольку в некоторых случаях общество может ограничивать власть собстенника над предметами.

Обмен крупицами власти

Вернёмся к нашим селянам. Теперь мы можем взглянуть с другой позиции на совершаемые ими обмены. Когда они обменивали кур на козу, собственность одного переходила в собственность к другому. С точки зрения селян они передали друг другу предметы обмена, но с точки зрения общественных отношений они обменялись исключительными правами власти над соответственно козой и курами. Причём в процессе торга селяне установили, что власть над 6 курами равняется власти над одной козой.

Теперь рассмотрим другой случай - обмен 5 кур на починку крыши. Тут заключенное соглашение есть по сути договор о выполнении работ с последующей выплатой некоторого вознаграждения. Заказчиком является первый селянин, подрядчиком - второй. Как мы уже видели выше, заключение сделки накладывает на стороны определённые обязательства, за нарушение которых возможны какие-то санкции - если не оплеуха от обманутого селянина, то уж осуждение всех остальных селян гарантировано. Итак мы видим, что по распоряжению первого селянина второй выполняет некие действия, тут же присутствуют средства принуждения к выполнению заключённой сделки. Такую ситуацию подчинённости мы уже видели в одном примере (рабочий-бригадир). Выходит что заказчик - первый селянин, получил в рамках этого договора, некоторую ограниченную власть над подрядчиком. Более того, эта власть была ими оценена, и было установлено, что эта власть равняется власти над 5 курами.

Также мы можем рассмотреть и случай обмена действиями, и всюду мы обнаружим один и тот же общий смысл: с точки зрения общественных отношений обмен является взаимной передачей властных полномочий.

Деньги

Теперь наши селяне решили усовершенствовать обмен. Предположим что события развивались неким фантастическим образом как описано ниже.

Вместо прямого обмена стали давать друг-другу расписки. И все в селе согласились эти расписки принимать. Первый селянин пришёл ко второму, взял у него 5 кур, а взамен дал расписку - "5 кур". С этой распиской второй селянин может пойти к третьему и взамен расписки получить у того 5 кур.

Через некоторое время селяне обнаружили одно большое неудобство - можно обменивать только кур на кур. А хотелось бы обмениваться более широким ассортиментом товаров. Решили в расписках писать какие-то более общие параметры, и напротив каждого параметра - его числовая оценка, определяемая, как и всегда при обмене, в процессе торга. Расписки стали выглядеть по-другому : "животина, вес 10, продуктивность 5, потребление корма 8, пищевая ценность 25".

Но тут снова обнаружилось, что на другие товары, кроме животины, такие расписки не обменять. Им приходилось обобщать все больше и больше, расписки стали такими : "полезность 8, редкость 3, красота 5, энергозатраты 2, трудозатраты 7, материалоёмкость 1". Но и тут снова проблема - а что делать, если хочется обменять что-то более красивое, на что-то более трудозатратное.

В результате селяне поняли, что никакие потребительские (полезность, редкость, красивость итп) ни производительные ( трудозатраты, энергозатраты, материалоёмкость итп) свойства товаров не могут охватить все возможные аспекты обмена. Поэтому обобщили уже все параметры, и оставили только то, что и было у них общего - число. В результате расписки стали единообразными: "податель сего владеет: 25".

Но тут понадобилось обменивать вещи на действия, и вспомнили селяне, тот общий корень, который позволял обменивать товары на действия, и стали писать в расписках "власть : 25". И получились у селян полноценные деньги!

Выходит, что ставя себе задачу обеспечить обмен не напрямую а посредством специально для этого разрабатываемых символов (денег), мы с неизбежностью приходим к выводу что обозначать эти символы должны не некоторые свойства обмениваемого объекта, а некоторые свойства человеческих отношений. Причем вполне определённое свойства отношения подчинённости - количество власти. Чтобы прийти к такому выводу нам пришлось слегка расширить традиционное понимание термина "власть", но это расширение носит вполне естественный характер и не противоречит никаким другим признакам власти. Окончательный вывод можно сформулировать так: деньги являются абстрактным обозначением и мерой власти.

Заключение

Принципиально важен вывод о том, что никакие потребительские (полезность, редкость, красивость итп) ни производительные ( трудозатраты, энергозатраты, материалоёмкость итп) ни какие либо другие свойства товаре не могут быть общим знаменателем обмена, не могут быть основой, измеряя которую мы можем составлять пропорции при обмене. Какие бы свойства товара мы не предложили, они не могут считаться главной характеристикой товара, и всегда найдётся другой товар, для которого именно это выбранное свойство не играет никакой роли.

Когда мы говорим о природе денег, мы должны ответить на вопрос "что именно измеряет то число, которое написано на денежной купюре?". И как только мы понимаем, что это число измеряет не собственные свойства товара, а человеческие отношения, то мы неизбежно приходим к выводу, что измеряемое этим числом отношение есть отношение подчинённости, то есть власть.

Многие исследователи в последнее время приходят с к пониманию денег в отрыве от свойств товара. Например, говорят о деньгах как о "праве". В этой статье мы определили о каком именно "праве" идёт речь в случае денег. Выходит что расхожая фраза "деньги это власть" это не просто образное выражение, а укороченное определение действительной природы денег.






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы