Наступающий кризис вынуждает президента и правительство пересматривать ранее принятые решения
Не секрет, что российские власти самого высокого уровня судорожно ищут любые возможности исправить тяжелую ситуацию, складывающуюся в отечественной экономике. Если раньше этим были озабочены только министры и вице-премьеры экономического блока, то теперь на разного рода совещаниях даже Владимир Путин потерял прежний оптимизм и все чаще требует от подчиненных сокращения расходов и пополнения бюджета. Последний тому пример – рассмотрение и одобрение президентом предложений Минфина по снижению экспортной пошлины на нефть и повышении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Казалось бы, не царское это дело – вникать в выкладки минфиновских экономистов и регулировать таможенные пошлины, даже если речь идет о нефти – кормилице и поилице государства российского. Но в Минфине обещают дополнительный ежегодный доход в 20-30 миллиардов рублей. Оказывается, по нынешним временам эта сумма достаточная, чтобы президент отложил в сторону другие дела и начал вникать в суть проблемы. Дожили...
Итак, что же сейчас предлагает Минфин? (Вернее, не сейчас: сама идея начать плавное – на 3-4% в год – снижение экспортной пошлины и на такую же величину поднимать ставки НДПИ была сформулирована ведомством Антона Силуанова еще в апреле нынешнего года.) По сути, делается попытка увеличить базу налогообложения. Сейчас около половины добываемой в стране нефти отправляется на экспорт, остальной объем идет на переработку. Часть полученной с заводов продукции отправляется на экспорт, но уже в виде бензина, дизельного топлива и мазута. Остальное поступает на внутренний рынок в виде моторного топлива для автомобильного и воздушного транспорта и сырья для нефтехимии. Так, например, в 2012 году в России было добыто 518 миллионов тонн нефти и 240 миллионов тонн отправлено на экспорт. За рубеж ушли и 138 миллионов тонн нефтепродуктов.
В настоящее время и добыча, и экспорт облагаются налогами, которые рассчитываются по специальным, достаточно сложным формулам, учитывающим среднюю стоимость нефти на мировых рынках и курс рубля. Налоги установлены серьезные. Экспортная пошлина с 1 сентября нынешнего года повысилась с прежних 378,4 доллара до 400,7 доллара за тонну, ставка НДПИ с 1 января 2013 года составляет в среднем 470 рублей за тонну.
Минфин предлагает медленно снижать налоги на экспортную нефть (240 миллионов тонн) и поднимать на всю добываемую нефть (518 миллионов тонн). Продукты переработки в ведомстве, видимо, пока решили не трогать.
В апреле эту инициативу представил заместитель министра финансов Сергей Шаталов. А глава ведомства Антон Силуанов в своих комментариях назвал цифру возможного увеличения бюджетных поступлений – 50-60 миллиардов рублей.
Получается следующее: экспортную пошлину (400 долларов) с 240 миллионов тонн снижаем на 3-4%, на эти же проценты поднимаем НДПИ (470 рублей) с 518 миллионов тонн – и получаем 50-60 миллиардов рублей прибыли? Непонятная арифметика. Или Минфин что-то недоговаривает, или в расчетах какая-то ошибка.
Эксперты отнеслись к затее финансового ведомства с большим недоверием, и не только из-за явного передергивания цифр.
«Повышение НДПИ для нефти поднимет стоимость топлива на внутреннем рынке, что увеличит транспортные издержки предприятий и еще больше сократит деловую активность, – предупреждает аналитик AForex Нарек Авакян. – А снижение экспортных пошлин даст дополнительный стимул нефтяным компаниям направлять все потоки за рубеж».
«Если обнулить ставки экспортных пошлин, то маржа переработки среднего НПЗ окажется отрицательной (минус 15 долларов за баррель) и многие заводы остановятся, либо цены на российских АЗС вырастут в полтора раза до уровня, необходимого для обеспечения рентабельности, – 45 рублей за литр», – посчитал директор нефтегазового центра Ernst & Young Денис Борисов.
Страсти вокруг этого предложения кипели недолго. Всего через полтора месяца, в конце мая, тот же Сергей Шаталов сообщил, что правительство не будет повышать НДПИ. А глава финансового ведомства Антон Силуанов, видимо, тяжело переживая за судьбу отвергнутого проекта, предупредил: «В связи с переходом на четвертый и пятый классы бензина общий объем поступлений за три года может сократиться на 100 миллиардов рублей. Нам необходимо подумать над комплексным решением этого вопроса не только путем повышения ставок акцизов на нефтепродукты, но и с помощью других механизмов – модификации экспортной пошлины на нефтепродукты. Возможно повышение и некоторых иных налогов на нефтяной сектор».
Казалось бы, на этом дело и заглохло. Но Минфин проявил завидное упорство, заставив президента и премьера вернуться к рассмотрению вопроса и принять положительное решение. Можно себе представить, с каким противодействием пришлось столкнуться команде Силуанова. Ведь речь идет о том, чтобы «пощипать» доходы нефтедобывающих компаний. А их руководители – люди, сплошь приближенные к властным вершинам.
Тем не менее на прошедшей неделе Владимир Путин и Дмитрий Медведев дали согласие на поэтапное, в течение трех лет, снижение пошлины и увеличение НДПИ на 5% начиная с 2014 года, о чем, опять же, доложил Сергей Шаталов.
«При этом не должна пострадать эффективность ни добычи, ни нефтепереработки. Это может привести к небольшому росту цен, но только на моторное топливо, примерно на 60-70 копеек на литр. Это не так страшно. Но это при сохранении текущих цен на нефть», – сообщил замминистра.
При этом Шаталов несколько раз оговорился, что Минфину поручено еще раз посчитать, к чему приведут все эти перемены, что конкретные цифры снижения-повышения будут еще рассматриваться и уточняться, и «не факт, что все это будет одобрено в такой конструкции».
Отрадно, конечно, что президент и премьер «снизошли» до просьб Минфина еще раз рассмотреть проблему пошлин и НДПИ. Значит, они действительно пытаются все же «заработать» дополнительные 20-30 миллиардов рублей для бюджета. Так, глядишь, власти начнут заниматься и более важными проблемами – например, подлинной, а не мнимой диверсификацией отечественной экономики, и будут потихоньку двигать ее в сторону цивилизованного рынка.