О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Экономика современности: Социализм 2.0. Ценность

Добавлено: 15.01.2020


Владимир Сафончик

Марксовы двойственный характер труда и двойственное строение продукта

Марксовы двойственный характер труда и двойственное строение продукта должны быть развиты в тройственный характер труда и тройственное строение продукта труда. Важнейшей категорией этого тройственного строения является категория «ценность».

Ценность – третья фундаментальная и важнейшая категория (наряду с потребительной значимостью и стоимостью) наноэкономики - политической экономии подлинно социалистического общества – СОЦИАЛИЗМА 2.0.

В истории экономической науки изучению и описанию категории ценность (в ряде экономических теорий используется категория стоимость) посвящено множество трудов величайших умов человечества. Ими созданы различные (часто, непримиримые) теории ценности - стоимости, часто, диаметрально противоположного характера, каждая из которых являлась фундаментом соответственных систем экономических теорий.

Наиболее значимыми для экономической теории, практической экономики и жизни общества были трудовая теория стоимости Карла Маркса и теория субъективной ценности австрийской школы экономики (К. Менгер, О. Бем-Баверк и др.).

В трудовой теории Карла Маркса категория ценность трактовалась, как стоимость и ошибочно определялась, как количество рабочей силы, количество рабочего времени, общественно необходимого, общественно средне употребляемого при среднем уровне производительности труда для изготовления данного продукта труда.  В ней совершенно не учитывались полезность и редкость данного продукта, индивидуальные вкусы и пристрастия конкретных потребителей, условия и обстоятельства, в которых находятся конкретные потребители.

В маржиналистской теории субъективной ценности категория ценность определялась, как субъективное значение, которое имеет данное количество объекта потребления для благополучия конкретного субъекта потребления. Здесь, напротив, в содержании категории совершенно игнорировалась роль труда, затраченного на изготовление блага, или труда, с которым связано получение данного блага в потребление.

Таким образом, обе глобальные и конкурирующие экономические концепции страдали исключительной односторонностью, абсолютизировали или только фактические затраты труда или только полезность, абстрагированную от труда по ее приобретению. Такая односторонность не могла не привести в многочисленным противоречиям в производных экономических теориях и к кризису обеих экономических концепций.

Кризис трудовой теории стоимости обусловил кризис теории, так называемого, научного социализма, и кризис практики стран, так называемого, социалистического лагеря в конце ХХ-го века (развал СССР).

Кризис маржиналистской теории субъективной ценности обусловил отказ от использования в экономической теории ее важнейших положений, последовавшую позднее эклектику различных противоборствующих экономических школ, к невозможности получить определенные результаты в важнейших прикладных теориях, к невозможности предложить теоретические механизмы преодоления перманентного кризисного развития капиталистического общества.

В наноэкономике, в политэкономии подлинно социалистического общества непримиримый, противоположный и взаимоисключающий характер различных определений категорий стоимости и ценности диалектически разрешается и устраняется путем использования в ней не одной единственной, исключающей другую (вместе с ее имеющимися важными родовыми свойствами и характеристиками), а двух стоимостных характеристик: трудовой затратной (трудо-затратной) и трудовой полезностной (полезностной в трудовом измерении, полезностно-трудовой, трудо-полезностной).

В наноэкономике ценность объекта потребления, продукта труда – одна из трех (а не единственная, как в маржинализме, и не двух, как в теории К. Маркса) фундаментальных категорий политической экономии, характеризующих объект потребления, продукт труда (в товарном производстве – товар): потребительная значимость, стоимость и ценность. В ней все вещественные характеристики объекта потребления связываются с категорией потребительная значимость, полностью лишенной какого-либо трудового содержания и измерения. Все фактически осуществленные индивидуальные (и групповые и общественные) затраты на изготовление продукта труда связываются с категорией стоимость. А все объективные и субъективные полезностные, а также трудовые результативные и востребованные посредством предложения своих альтернативных затрат труда характеристики продукта находят выражение в категории ценность.

Ценность объекта потребления, продукта труда это минимальные альтернативные издержки обретения продукта в потребление,  минимальные альтернативные издержки предпотребления продукта, это количество собственного труда, количество собственной рабочей силы, количество собственного рабочего времени, количество собственной рабочей энергии, которые данный потребитель затрачивает, готов затратить, вынужден затратить за возможность потребления данного объекта потребления, продукта чужого труда (а в общем случае и своего, если он изготавливает продукт сам).

Ценность объекта потребления - это затраты предпотребления человеком данного объекта, это затраты рабочей силы, рабочего времени, рабочей энергии, затраты денежных средств, которые человек может (вынужден) осуществить, для того, чтобы иметь возможность потребления данного объекта.

Ценность объекта потребления это минимальные возможные альтернативные затраты труда, минимальные возможные альтернативные издержки, минимальная альтернативная стоимость его приобретения (предпотребления) для данного потребителя.

Ценность объекта потребления, продукта труда самым решающим образом зависит от потребителя, от его индивидуальных (групповых, коллективных…) пристрастий, от условий и обстоятельств приобретения объекта потребления. Ценность одного и того же предмета (товара) может многократно отличаться в одно и тоже время для разных людей и для одного и того же человека в разное время и в разных обстоятельствах.

Иначе, ценность объекта потребления - это значение единицы объекта потребления для благополучия субъекта (менгерово значение), непременно выраженное в минимальных возможных и допустимых (приемлемых) для него затратах собственного труда (собственной рабочей силы, рабочего времени, рабочей энергии) по приобретению данного объекта.

Как я отмечал статье «Стоимость» стоимость продукта труда это затраты труда по его изготовлению (затраты изготовления, стоимость изготовления). Ценность объекта потребления, продукта труда - это минимально возможные и альтернативные изготовлению затраты труда предпотребления, обеспечения наличия к потреблению (затраты предпотребления, стоимость предпотребления).

Ценность объекта потребления, продукта труда измеряется единицами рабочей силы (количество работников), единицами рабочего времени (человеко-часы, человеко-дни), единицами рабочей энергии, денежными единицами.

Ценностью обладают не только продукты труда, но и объекты потребления, не являющиеся продуктами труда. (В связи с этим правомерно употребление как полного названия категории - ценность продукта труда, так и краткое - ценность.

Ценность собственного труда, продукта собственного труда, изготавливаемого для собственного потребления, равна его стоимости.

Ценность продукта чужого труда для данного потребителя связана со стоимостью продукта, то есть с фактическими затратами на его изготовление, не непосредственно, а опосредованно, через наличие или отсутствие возможности получить продукт посредством понесения наименьших альтернативных затрат, через более или менее точные преставления потребителя о величине этих затрат у его изготовителя, через более или менее точные преставления о величине альтернативных затрат изготовления аналогичного продукта у других изготовителей, наконец, через знание величины возможных альтернативных затрат в случае изготовления продукта собственными силами.

В процессе обмена ценность получаемого объекта потребления, продукта чужого труда равняется стоимости своего отчуждаемого продукта и стоимости процесса обмена (затрат рабочего времени на обмен).

Ценность объекта потребления, продукта труда это своеобразный протон (протоны) политической экономии (по аналогии продукта труда с атомом вещества, в котором присутствуют отрицательно заряженные электроны, нейтроны – частицы без электрического заряда и положительно заряженные протоны), характеризующий полезную, "положительную" результативную стоимостную составляющую труда и его продукта.

Ценность конкретного труда и его продукта в зависимости от количества устанавливающих ее потребителей может выступать в форме индивидуальной, групповой, коллективной и общественной ценности, не обязательно одинаковых по величине.

Субъектами установления ценности продукта труда являются как его изготовители (определяют изготовительную ценность, цену изготовителя, так и различные потребители.

Ценность объекта потребления, продукта труда в сознании субъектов производства, обмена и потребления отражается в форме цены (цены изготовителя, цены потребителя, цены сделки).

Изготовитель предполагает (устанавливает) ценность продукта своего труда в соответствии с абстрактным результативным характером своего труда: на основе подтвержденной продажами аналогичного продукта прошлого труда, с учетом качественных изменений в своем продукте, с учетом ситуации со спросом и предложением и т.д. Для каждого продукта эти представления находят свое отражение в величине его ценности изготовителя, цены изготовителя.

Потребитель формирует свои представления о ценности для него данного объекта потребления, как о минимальных возможных альтернативных издержках получения данного объекта в свое потребление, с учетом представлений о его объективной полезности, с учетом своих индивидуальных условий и обстоятельств потребления, с учетом ситуации со спросом и предложением. Эти представления находят свое отражение в ценности потребителя, в цене потребителя.

На рынке (в том числе, высшей его форме - всеобщем рынке обмена продуктами частичного труда в обществе) ценность выступает в форме предложения и платежеспособного спроса, в форме цены продавца, и в форме цены покупателя и, далее, в форме цены купли-продажи (цены сделки).

В процессе обмена товаров ценность получаемого товара для получателя находит свою внешнюю форму в вещественной форме, потребительной значимости своего собственного товара и количественное выражение в стоимости отдаваемого собственного товара. Это отношение симметрично для обоих участников обмена.






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы