О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Кто должен защищать права потребителей в современной РФ?

Добавлено: 24.03.2020


Эдуард Гущин

 защищать права потребителей

Чуть более тридцати лет прошло, а, кажется, что нелёгкая борьба за права многострадальных потребителей товаров и услуг в нашей стране началась только вчера.

В руках у меня тот «исторический» номер (№46) еженедельника «НЕДЕЛЯ» за 1987 г., с которого всё и началось. Сначала была небольшая статья двух экономистов–романтиков, уверовавших в особую силу организованной общественности и искренне считавших в те далёкие времена, что если страна покроется плотным ковром из разнообразных самодеятельных обществ защиты прав потребителей, то нерадивые производители просто не выживут под таким глобальным контролем. Статья так и называлась: «Нужно общество потребителей». В следующем номере газеты эту абсолютно «народную» инициативу безоговорочно поддержал маститый профессор. Как всё прекрасно складывалось в самом начале!  В «Неделе»  №52 за 1987г. был открыт общественный «Клуб покупателей».  Это уже был старт  национальной кампании за душевный покой и крепкое физическое здоровье всех наших, тогда ещё советских потребителей. Спустя два года «Неделя» сообщала, что первоначальное «слово» стало подкрепляться конкретными делами и превратилось в «целое движение».   В новой России дело о необходимости чёткого правового регулирования всей суммы непростых отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг, разумеется, оказалось ещё более востребованным.

Совершенно неожиданно возникла даже целая Конфедерация потребительских обществ, которую тут же возглавил популярный тогда в народе политик.  Более того, в стране довольно быстро появилось и соответствующее законодательство, определившее некоторую правовую основу для всего защитного потребительского движения. Казалось, что надвигающийся разгул дикого капитализма в России будет встречен плотными рядами хорошо подготовленных бойцов за интересы простых пользователей товаров и услуг. К тому же весь богатый мировой опыт развитых стран в этом вопросе был, несомненно, на нашей стороне.

Но вот прошёл, по современным меркам,  значительный временной период, и пора подвести некоторые итоги. Мне они кажутся неутешительными. Более того, я, как один из авторов того первоначального «слова», считаю, что у нас по-прежнему  человек остаётся абсолютно незащищённым перед диктатом и вседозволенностью отечественного бизнеса. Повестка дня в этом вопросе всё также формируется его интересами, конъюнктурными предпочтениями и используемыми  методами получения прибыли.

Никакие общие призывы к повышению социальной ответственности бизнеса, не подкреплённые жёсткими государственными  мерами, не позволят разогнать правовые сумерки, которые продолжают сгущаться вокруг потребительской тематики. Мы, похоже, до конца не понимаем, что если плохо потребителю, то страдает не только он, а вся экономика страны продолжает топтаться на месте. В этой ситуации и «победивший» бизнес неотвратимо деградирует в отсутствии цивилизованной потребительской реакции.

Конечно, было бы намного хуже, если бы в нашей стране с 1987г. вообще ничего не происходило в области отстаивания интересов потребителя. А это вполне могло случиться. Здесь, мне кажется, уместно вспомнить для полноты картины, что мы с моим другом и соавтором Александром Кривцовым около года абсолютно бесполезно пытались пристроить своё предложение во все тогдашние центральные газеты. Никакого понимания нигде не находили и уже решили, что, наверное, не пришло время для наших социально-экономических инноваций. И начало борьбы, таким образом, за права потребителей в нашем отечестве могло бы быть отложено на неопределённое время. Но судьба неожиданно свела нас с опальным в те годы, т. е. не работающим по профессии, замечательным журналистом Леном Карпинским. Он прочитал нашу статью, спросил о том, согласны ли мы на «Неделю»? И позвонил ответственному секретарю в редакцию. В следующем номере еженедельника мы были опубликованы. И вот «процесс пошёл», но совсем не так, как мы предполагали. Сегодня мы вынуждены констатировать, что затраченные усилия за отчётный период, как государства, так и общественности удивительно не результативны и не вселяют в нашего массового потребителя никаких надежд на улучшение  его положения в ближайшем будущем.

У нас в стране разбалансированность  процессов динамического противостояния  двух  системообразующих  рыночных субъектов («производитель - потребитель»)  достигла крайней точки.

Хронический перекос в их взаимной экономической борьбе недопустим, так как подрывает напрочь универсальность и жизнеспособность  национальной бизнес-модели.  До 30-35% отечественной экономики (а по некоторым оценкам, и больше) находится в тени по причине потребительской неадекватности.

Основная часть серых схем, если их тщательно раскручивать, оказываются вызванными к жизни бесправным, подневольным и экономически зависимым положением массового потребителя. Разумеется, и российская коррупция с её легендарной неубиваемостью  уверенно держится вследствие всё  той же застарелой  болезни.

Созданная за тридцать лет в России система защиты прав потребителей – это в основном  декоративная конструкция.  Этакая эффектная ширма, которая, к сожалению, только имитирует настоящую борьбу общества и государства за комфорт, благополучие и безопасность  наших граждан. В действительности же каждый из нас на российском  рынке оказывается один на один с готовым на всё ради прибылей,  циничным, вороватым и, к сожалению,  мало  «поротым» отечественным бизнесом. А в тоже время, действующее законодательство в этой сфере у нас какое-то  жалостливое. Оно как бы  боится беспокоить и, тем более, адекватно наказывать провинившихся экономических субъектов.

Крупные денежные  компенсации (от миллиона и больше) в пользу потребителя в нашей судебной практике совершенно нереальны. Но ведь это никакой не гуманизм,  это «старорежимный»  дефект нашей экономической концепции, её  стратегическое несовершенство.

Современный российский потребитель фактически выключен из серьёзной игры, он, как потенциально активный субъект, парализован и не имеет никакой возможности непосредственно влиять на текущую социально-экономическую ситуацию на рынке товаров и услуг.  Таким образом, из делового контекста при явном недосмотре государства выводится  один из важнейших факторов национального развития.  Мы сколько угодно можем бороться с заграничными офшорами, организовывать зоны опережающего развития, внедрять инновации, оптимизировать фискальную политику, дотировать отдельные отрасли экономики, создавать благоприятный бизнес–климат. Но секрет успешно развивающейся экономики в другом – в надёжной защите массового потребителя и обеспечения условий для реализации его специфических созидательных функций.

И теперь уже понятно, что в условиях нашей страны именно государство, а не вольные общественные структуры,  должно играть главную роль в создании  единой национальной системы активного управления социально-экономическими, правовыми и прочими отношениями отечественного бизнеса с российскими потребителями. Существующие сегодня в России  государственные организации, призванные стоять на страже интересов потребителей, работают крайне не продуктивно. Они осторожничают, будто бояться «распугать» тех, за которыми они приставлены надзирать и принуждать  «к миру» с потребителем.

Конечно, наши «роспотребнадзоры», «роскачества», «рособрнадзоры», «роскомнадзоры», «росстандарты» и прочие уважаемые организации кого-то разоблачают, закрывают и даже наказывают, но на вектор экономического и социального развития страны их усилия влияют явно недостаточно. Понятно, что страна большая, и за всеми, как говорится, не уследишь... Но именно в этом сегменте государственного управления  половинчатых решений быть не должно. Тем более, что иногда качество одних и тех же продуктов одного производителя оценивается одной проверяющей  организацией, как соответствующее техническим условиям, а другой организацией - как несоответствующее.  Чтобы радикально оздоровить ситуацию, надо в разы увеличить государственную активность по всем направлениям потребительской сферы, а главное - изменить смысл деятельности любой охранительной организации. Система должна работать на предупреждение негативного развития событий, а не только на  ликвидацию последствий.

В настоящее время, если вас заправили некачественным бензином, и двигатель вашей машины,  дёрнувшись напоследок, заглох, то вам надо вылезать из-за руля и начинать свою индивидуальную войну за правду и справедливость без всякой уверенности на победу. Помогут ли вам в этой войне существующие сегодня государственные или общественные специализированные организации - неизвестно. Могут помочь, а могут вину за случившееся возложить как раз на вас. Мол, надо, дорогой товарищ, знать, где можно заправляться, а где нельзя. Вот сам и виноват. В продвинутых же экономиках, в которых интересы потребителя превыше всего, соответствующие службы работают на упреждение. Современные системы, по-настоящему заботящиеся о потребителе, принципиально исключают возможность попадания опасного топлива в бак вашей машины. Ведь это не только потеря времени, непредвиденные большие расходы, но это и посягательство на вашу жизнь. Да, здесь необходимо соответствующее законодательство, особая организация, сверхточное техническое оборудование, непрерывный контроль и ещё много чего такого, что в результате навсегда отведёт от российского водителя эту страшную угрозу. Правда, в этом случае необходима напряжённая и, главное, ответственная  работа специалистов, к которой у нас ни на государственном, ни на общественном уровнях совершенно не готовы.

Всем отечественным «защитникам» наших потребительских прав лучше всего  удаются консультации и советы. Мол, предупреждён -  значит вооружён. А что мы ещё можем сделать для вас?  Какая удобная для того, чтобы не перенапрягаться, философия. Но ведь нас не надо «вооружать», мы не  хотим ни с кем  «воевать», да ещё и поодиночке. С бандитами, мошенниками, проходимцами, ловкачами, действительно вооружёнными самыми последними достижениями науки и техники, включая кибер–технологии, должны разбираться высокие профессионалы. Мы хотим в том же магазине чувствовать себя, как дома, а не как в тылу у неприятеля. А нам говорят, что расслабляться нельзя, так как мину замедленного действия можно  получить, если не в рыбном отделе, то  в мясном  или в бакалее…

Жизнь нашего потребителя, без всякого преувеличения,  и трудна, и опасна. Но вот одними «умными» советами порядок мы здесь не наведём. Уж больно много по этой теории массового просветительства рядовой потребитель должен знать, а уж уметь и того больше. Так не бывает. Потребитель у нас живой человек, а не безразмерный  искусственный интеллект. Этих советов на бедную голову нашего потребителя по разным отраслям знаний вываливается каждый день столько, что, кажется, ещё немного, и его надо будет защищать от передозировки  «полезной информацией». Голова-то кругом идёт. Наши потребители записывать не успевают за производителями «толковых» рекомендаций.

А нам всё продолжают  объяснять, как надо выбирать  банк, страховую компанию, медицинское учреждение или автосервис, которые нас не разорят в одночасье, оставят в живых и вернут после ремонта наш любимый автомобиль целым и невредимым.  Нас призывают внимательно читать написанное на упаковке пищевого продукта, чтобы при его употреблении не отравиться. А что надо делать, если вы купили просроченный продукт и его уже употребили…? Много вопросов, много советов, но мало дела. Построенная за последние три десятка лет система, стоящая, якобы, на страже интересов отечественного потребителя, напоминает хлопотливую миссионерскую  организацию, несущую  «тёмным массам»  доброе и вечное. Но сегодня этого явно недостаточно.

Система находится где-то сбоку от потребителя. Она не встаёт грудью между ним и нарушителем норм, ГОСТов, технологий, законов и установленных правил. Если простого потребителя обманывают, то виновата не она (система), а сам конкретный потребитель. Который обязан в соответствии со сложившимся в нашей стране ненормальным порядком сам хорошо разбираться в финансовых организациях, аптеках, турфирмах, в продуктах питания на уровне их химического состава и т. д.  Он должен разбираться во всём сам, а если попал в историю, то сам должен судиться и сам побеждать, помогая тем самым нерадивым производителям товаров и услуг становиться лучше, чище и светлее... Помните, как мы пытались в прошлые времена воспитать нового человека «коммунистического завтра»?  Мне, кажется, сегодня  мы наступаем на  те же грабли, когда рассчитываем, что у нас может появиться «идеальный потребитель», который знает всё и которого не обведёшь вокруг пальца. Вместо коммунистического общества мы, засучив рукава, обустраиваем в России «общество потребления», и это тоже «архисложная» задача, и «идеальный потребитель» появится, видимо, тоже не сразу. А пока, как всегда: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. По этому принципу работают в России практически все защитники наших с вами потребительских прав. Хорошо устроились «защитнички», нечего сказать. Но ведь, мы живём, как известно, в  социально ориентированном государстве, и наши потребительские интересы должны защищаться значительно более серьёзными  методами, а не только общими призывами к постоянной бдительности, расплывчатыми рекомендациями и советами типа «туда не ходи, сюда ходи».

Желающих поживиться на абсолютной незащищённости обычного потребителя меньше, к сожалению, не становится. Наоборот, махинаторы всех мастей раскручивают своё «колесо удачи» всё быстрей, захватывая практически все сферы  потребительского рынка. Бедных россиян постоянно вовлекают в какие-то аферы, лишают накоплений, обманывают в кредитных учреждениях и жилищных конторах, заставляют покупать поддельные лекарства в аптеках и некачественные продукты питания в магазинах. Фальсифицируется всё, что угодно: вода, хлеб, мясо и изделия из мяса, молочные продукты, рыба, икра, мёд и т. д. О естественном вкусе продуктов я не говорю, так как мы уже давно «сидим» на пресловутых «усилителях вкуса». Ограбленные дольщики остаются по-прежнему ограбленными. Коллекторы не оставляют свою дикую охоту на кредитных должников. Любой сервис в нашей стране  -  это зона повышенного риска: из турпоездки  можно вовремя не вернуться, деньги по страховке не получить, а бытовую технику быстро и качественно не отремонтировать.

В совершенно критическом состоянии у нас находится рядовой потребитель общедоступной информации. Радио, ТВ, кино, театр, интернет, печатная продукция – это какой-то дьявольский пресс, который тотально давит  на сознание и психику российского человека. Такого уровня деструкции общественное слово в нашей стране ещё никогда не достигало. Виртуальная реальность, не встречая какого-либо ответственного сопротивления, уверенно подводит нас к невосполнимой утрате нашего традиционного мировоззрения,  полной потери каждым из нас своего «я», культурных координат и национальной идентичности вообще…

Конечно, текут, не пересыхая, реки контрафактного алкоголя, людей через торговую сеть травят самопальными жидкостями, которые почему-то совершенно  беспрепятственно доходят до своих жертв.  Народ гибнет на дорогах, горит в торгово-развлекательных центрах, его взрывают с помощью газа в собственных жилищах, он задыхается от горящих мусорных свалок.

В условиях фактического отсутствия созидательного и неотвратимого давления на бизнес со стороны потребителя в пору говорить  не о победившем  у нас «обществе потребления», а о сложившемся прямо на наших глазах  «обществе самоистребления». Ну как тут не вспомнить наказ  русского писателя А. И. Солженицына о необходимости «народосбережения» в России, как первейшей  задачи в современных условиях.  А его призыв «жить не по лжи» остаётся для нас особенно актуальным. Ведь чему нас учат эксперты по защите прав потребителей? В первую очередь, они советуют «не верить глазам своим». Например, когда вы знакомитесь с составом продукта по информации, нанесённой производителем на его упаковке. Производители о своих товарах, не стесняясь, пишут, что хотят. Главное - чтобы потребитель покупал, не задумываясь, и здесь все средства хороши, кроме правды. Ушёл, к сожалению, Александр Исаевич из жизни, не сказав, как это его крайне необходимое  «народосбережение» наладить нам, да поскорей. И как заставить почти половину нашей экономики выйти из серой зоны лжи в белую зону правды.  Придётся нам как-то самим отвечать на «вызовы времени». И делать это нужно очень быстро и «не по лжи». Не так, как мы это делали до настоящего времени. Целых тридцать лет защищали-защищали родного потребителя, а защитить по-настоящему так и не смогли. Но ведь проблема настолько важная, что медлить с радикальными решениями нельзя. В противном случае, мы теряем особое системное качество, без которого в наше время суверенную страну, способную к самостоятельному развитию, выстроить принципиально не возможно. Ведь то, что мы вот уже несколько веков никак не можем преодолеть разрыв между «передовыми странами» и «нами» - это не случайность и не досадное недоразумение, и не внешние обстоятельства. Это структурная патология общественного организма, т. е.  хроническое отсутствие ряда  базовых механизмов, отвечающих в системе за воспроизводство, рост и развитие. Хотелось бы взлететь, но крыльев нет. Это генетический сбой, дефект нашего общественного генома.

Без эффективной  защиты прав потребителей товаров и услуг современный рынок устойчиво работать не может вовсе.  Сегодня сложно защищать права человека, отстаивать права предпринимателя  на собственность, обеспечивать свободное движение капиталов и т. д. Но сложнее всего надёжно защищать права потребителей товаров и услуг. Проблема настолько масштабная, что требует больших затрат, нестандартных решений и непрерывности функционирования используемых экономических, организационных и правовых механизмов. Все затраты окупятся, если система будет тотальной, т.е. без прорех, и динамичной, т.е. способной к опережающему саморазвитию.

Принципы организации защиты прав потребителей

Очень важно, какие принципы будут положены в основу новой национальной системы, гарантирующей защиту прав отечественного потребителя. Те общие положения, которые мы приводим ниже в качестве основополагающих принципов,  дают нам возможность, как нам кажется,  в первом приближении выйти на предварительные структурные решения, т.е. ответить на вопрос: кто должен защищать права потребителей в современной России.

    Гарантированная защита интересов российского потребителя в современных условиях должна обеспечиваться единой и относительно автономной системой с чётко выраженной целевой функцией. Деятельность данной системы в рамках установленной компетенции должна  распространяться на всё социально-экономическое пространство страны. Одной из итоговых  оценок результативности  системы  следует считать уровень социальной справедливости существующего в стране организационно-экономического уклада на текущий момент.
    Роль государства в организации и функционировании национальной системы защиты прав потребителей должна быть в максимальной степени определяющей. При этом ответственность государства по данной проблематике во всей полноте должна быть отражена в Конституции РФ.
    Работы по созданию и развитию данной системы должны входить в список наиболее значимых национальных проектов (уровень государственной безопасности).
    Преступления в области обеспечения и реализации прав потребителей должны квалифицироваться преимущественно не как экономические, а как особо тяжкие, связанные с подрывом государственных устоев.   
    Деятельность общественности (общественных структур разных уровней, инициативных групп и отдельных граждан) должна быть связана,  в основном, с осуществлением постоянного и всеобъемлющего контроля за реальным уровнем  защиты прав российских потребителей. Таким образом, общественность не должна сама «хватать за руку» конкретных бизнес - махинаторов, тащить их в суд и доказывать их вину.   Её задача объективно оценивать конечный результат в деле «принуждения» специализированными государственными организациями отечественных производителей  товаров и услуг к социально ответственному поведению. Общественность в виде каких-либо постоянно ротируемых структур  должна оставаться единственным носителем абсолютно независимой точки зрения на состояние проблемы в сфере защиты прав потребителей, как в целом по стране, так и в каждом отдельном регионе.  Существование активного общественного фактора в потребительской среде - залог объективного целеполагания в организации защиты интересов потребителей.
    Новая общероссийская система защиты прав потребителей не должна увеличивать деструктивное давление на бизнес (непрерывные проверки, наезды, угрозы, шантаж). Наоборот, давление такого рода за счёт применения более точных методов и средств мониторинга необходимо постоянно сокращать. Вся деятельность данной системы должна строиться на принципе персональной ответственности её сотрудников, в том числе, и за каждый «исчезнувший» по их вине бизнес, или  даже за какое-либо  ухудшение общих условий ведения и развития проверяемого ими бизнеса. Если нужный бизнес исчезает – происходит реальный удар по потребителю. Но если не удаётся закрыть «токсичный» бизнес – это уже преступление против человечности. В связи с этим оценка деятельности системы, как в целом, так и по отдельным её частям, должна носить строго интегральный характер.    

Состав профильных государственных органов

Организация  реальной защиты интересов потребителей в любой стране является комплексной  междисциплинарной проблемой, что предполагает координацию усилий по всем отраслям народного хозяйства, по всем видам деятельности и территориям. Специальная  система должна пронизывать своей целевой деятельностью все существующие структуры в стране, которые так или иначе могут влиять на состояние отношений между производителями товаров и услуг и их потребителями.  Нам необходимо освоить матричный подход к управлению экономическими субъектами разных форм собственности, научившись согласовывать их локальные (групповые) интересы с общесистемными (общенациональными) целями.

    Центральным ядром новой системы гарантированной защиты интересов отечественных потребителей должен стать специализированный  Межведомственный комитет федерального уровня, руководителя которого следует наделить полномочиями вице-премьера Правительства РФ. Председатель данного комитета обязан персонально  отвечать за состояние в нашей стране экономических, социальных, правовых, технических и прочих условий, обеспечивающих надлежащую защиту прав отечественных потребителей. Также он должен нести персональную ответственность и за реальную поддержку каждого сопричастного с его основной деятельностью, дисциплинированного и по-настоящему социально ориентированного бизнеса. Межведомственный комитет федерального уровня предназначен для координации и методического сопровождения работ профильных служб, организованных в рамках федеральных министерств, а также соответствующих межведомственных комитетов, создаваемых при правительствах каждого субъекта РФ. Межведомственный комитет высшего звена реализует единый подход на всей территории России к управлению процессами защиты интересов потребителей на основе универсальных организационных решений, типовых финансовых механизмов, адаптивной нормативно-правовой базы и опережающей методики необходимой и достаточной  стандартизации бизнес- процессов.
    В рамках деятельности Государственной Думы РФ, исходя из масштаба и сложности рассматриваемой проблемы и её несомненного общенационального значения, требуется в кратчайшие сроки инициировать создание соответствующего профильного комитета, возложив на него ответственность за формирование адекватной современным практикам законодательной  базы по потребительской тематике в России и гармонизации общей законотворческой деятельности, реализуемой  Думой, с учётом задач, стоящих перед страной в деле  защиты интересов отечественных потребителей.
    Современная проблематика защиты прав российских потребителей настолько сложна, многоаспектна и важна практически для каждого гражданина нашей страны, что в составе новой системы, формируемой  для  последовательного отстаивания прав и условий существования потребителя,  как полноправного экономического субъекта, необходимо присутствие независимой общенациональной службы специализированного омбудсмена. Появление в России Уполномоченного  по защите прав отечественных потребителей значительно повысит внимание к данной проблеме, статус принимаемых решений и их влияние на социально-экономический климат в стране.
    Разумеется, чтобы успешно выполнять свои специфические функции, инновационная система защиты прав потребителей в России должна быть дополнена «своей» профессиональной правоохранительной  структурой.  В составе МВД РФ мы считаем абсолютно необходимым  создание профильной, хорошо технически оснащённой и высококвалифицированной «потребительской» полиции, отвечающей за предотвращение нарушений и прямых  преступлений в сфере защиты потребительских прав российских граждан. В «полевых условиях» бороться с нарушителями закона должны только профессионалы, наделённые особыми полномочиями и  к тому же хорошо разбирающиеся в   ведомственной и региональной специфике контролируемых процессов. В банды террористов наши силовые органы умело внедряют своих людей, пытаются завербовать осведомителей.  Давно пора работать и в «потребительской» сфере на упреждение, засылая своих «казачков» в подпольные цеха по производству палёного алкоголя, мясной продукции из неизвестного сырья, красной и чёрной икры из водорослей, женских шуб из кошек и т. д. Давайте всё-таки пытаться ловить преступников не тогда, когда наш гражданин уже что-то опасное выпил, съел или надел на себя, а чуть пораньше. К примеру, только на каком-то (не обязательно подпольном) мясокомбинате собираются изменить рецептуру колбасы за счёт применения вредных ингредиентов, а мы уже в курсе и, более того, знаем, как данный бизнес можно вернуть на правильный путь.  Вы скажете, что это всё наивные мечты. Но ведь по- другому не получится! Или мы совершенно серьёзно берёмся отстаивать интересы и здоровье наших граждан, или всё остаётся в потребительской сфере, так как есть: без гарантий, без ответственности и при неограниченной свободе циничных  махинаторов всех мастей.  
    Совершенно очевидно, что деятельность «потребительской» полиции должна осуществляться в тесной связке с профильной прокуратурой и специализированным судопроизводством. Эти три структуры должны создаваться одновременно, целевым  пулом.

Общественные  институты  в  системе защиты прав потребителей

Участие общественности в любом деле  может быть результативным только в том случае, если она хорошо внутри себя организована, имеет свои структуры на тех уровнях, на которых принимаются основные решения, и если её деятельность не дублирует функции специализированных государственных служб. Ещё раз обратим внимание, что при нашем подходе общественность не должна подменять специальную полицию в её борьбе с преступлениями в потребительской сфере. Предлагается следующая структура общественных органов.

    Присутствие общественного влияния на реальные процессы защиты прав потребителей должно обеспечиваться по всей властной вертикали, начиная с Президента РФ. При Президенте РФ необходимо создать представительный  Общественный совет по актуальным проблемам защиты прав российских потребителей.
    На следующем уровне властной вертикали должна быть создана Федеральная общественная плата по проблемам защиты прав российских потребителей. Она должна стать ключевым центром общественной мысли в области потребительской тематики в нашей стране.
    Соответственно, во всех субъектах РФ должны быть созданы общественные палаты по проблемам защиты прав потребителей конкретного региона, а при губернаторах - территориальные Общественные советы.
    По отраслям народного хозяйства, видам услуг, по конкретным товарам и продуктам, как в масштабе всей России, так и по отдельным субъектам РФ могут создаваться свои специализированные общественные организации. Задача общественных структур, максимально приближенных к реальной жизни – это содержательный контроль с позиции массового потребителя за деятельностью профильных государственных органов, осуществляющих практическую защиту прав потребителей. Активность данных структур должна быть направлена на выявление слабых мест в работе государственных правозащитников, а также на осуществление непрерывного анализа общественного мнения об уровне потребительской защиты по всем видам товаров и услуг применительно к конкретным регионам и территориям.   

Создавая общественные организации в сфере потребительского рынка, надо помнить о том, что мелкие самодеятельные структуры в данном виде деятельности обычно только снижают эффективность работы всей системы. Показательный пример слабых, некоординированных действий маломощных обществ мы наблюдаем в сегменте организации автодорожного движения в нашей стране. У нас до сих пор нет в стране единого общероссийского водительского союза, который бы объединял всех отечественных автомобилистов и являлся мощным и авторитетнейшим оппонентом, как государственных  (правительство, Госдума, Совет федерации, МВД, ГИБДД), так и частных (страховые компании, автопроизводители, автосалоны, автосервисы, АЗС, автодорожные службы и т. д.) субъектов, присутствующих  на данном рынке. А ведь здесь стабильно гибнут люди, вся отрасль серьёзно криминализирована, обман и аферы на каждом шагу, нет стратегического видения развития автодорожного движения в нашей стране. Более десяти лет тому назад я уже предлагал незамедлительно создать  Российский водительский союз, в который бы  по «добровольно-принудительной схеме» вошло абсолютное большинство водителей страны.  Мои предложения опубликовала «Новая  газета», и на всю страну представило «Авторадио».

В то время добиться ничего конкретного не удалось, заинтересованных людей в высших эшелонах власти, к сожалению, не нашлось, а для энтузиастов «снизу»  это была совершенно неподъёмная задача.

При построении более эффективной национальной системы защиты прав потребителей следует  исходить из понимания её безусловной важности не только для обеспечения жизнеспособности (высокой конкурентности) отечественной экономики, но также для достижения  необходимого  уровня  гражданской безопасности и существенного повышения общей оценки  социальной справедливости нашего текущего жизнеустройства. По большому счёту, если мы говорим о защите на государственном уровне интересов потребителей, мы вправе считать, что фактически речь идёт  о защите прав не какой-то ограниченной группы населения, а всех без исключения граждан России. Госуслуги, образование, здравоохранение, санаторно-курортные услуги, торговля, общественное питание, транспорт, жилищное строительство, жилищно-коммунальное обслуживание, туризм, спорт, производство продуктов питания, производство технических средств и оборудования для личного (семейного) использования, производство одежды – это лишь основные сегменты отечественного потребительского рынка. Частный бизнес следует рассматривать в этой масштабной социально-экономической  мегасистеме, как наиболее сложную органическую часть, которая  наименее управляема в интересах массового потребителя России.

Перейти в современных условиях  к ответственному управлению отношениями потребителя с производителями товаров и услуг – это значит  в корне поменять парадигму управления страной в целом. Все разговоры о комплексности, системности,  стратегическом характере и целевом подходе  к принимаемым  государственным решениям обретут смысл только тогда, когда в стране появится целостная институция специализированных управленческих механизмов, обеспечивающих гарантированную защиту потребительских прав российских граждан по всем направлениям и сторонам нашей повседневной жизни.  До тех пор, пока мы не поймём системообразующий характер данной проблематики, мы не научимся цивилизованным методам госуправления в современном мире. В качестве примера здесь можно сослаться на одну из самых запутанных проблем  нашей экономики – ценообразование.  Так кто же  должен разбираться у нас с ценами? Правительство, антимонопольная служба, Роспотребнадзор, многочисленные ассоциации производителей, естественные монополии, «неестественные» картельные группы, рынок?  Нам никто ещё не объяснил, как у нас складываются цены на бензин, хлеб, молоко, другие основные продукты и услуги  ЖКХ. Если главный регулятор у нас - рынок, то как он учитывает интересы, поведение и доходы рядовых  потребителей? Почему в стране добывается нефти всё больше, а внутренняя цена на моторное топливо постоянно растёт так, как будто наши недра истощились  окончательно, и мы закупаем чёрное золото у саудитов?  Получается, что отечественный потребитель у нас - объект, а не субъект рынка, и  в святая святых его допускать ни к чему. Но ведь большая экономическая игра должна быть открытой для всех участников, и долго играть в тёмную просто опасно, в первую очередь, для государства.  Мы должны, наконец, понять, что разумные решения по выходу российской экономики из явно затянувшегося неопределённого состояния могут быть найдены не на пути потакания  оголтелой рыночной стихии, попирающей интересы своих же потребителей, а в рамках действия новой национальной системы гарантированной защиты прав отечественных потребителей.

Совершенно очевидно, что система, о которой идёт речь, должна  покрывать всю реальную  совокупность отношений, возникающих между рядовыми потребителями и самыми разными производителями товаров и услуг. При этом анализ конкретных отношений, вызывающих сомнения в их законности, безопасности и комфортности для потребителей может потребовать от профессиональных правозащитников широчайшей  компетенции в различных областях знаний на уровне самых последних достижений науки.  Необходимо в каждый момент времени идти на шаг впереди изобретательных   мошенников не только в экономике, юриспруденции, криминалистике, психологии, но и в биологии, информационных технологиях, генетике, биоинженерии, современных химии и физике. К сожалению, в настоящее время преступники используют при фальсификации продуктов такие компоненты, существование которых в готовом товаре на базе имеющихся у нас методик мы определить не можем.

Таким образом, говоря о создании в стране новой системы гарантированной защиты интересов потребителей, мы имеем ввиду организацию, практически с нуля, целой, высокотехнологичной и наукоёмкой отрасли народного хозяйства. И здесь  потребуются специальные кадры, новые организационные схемы и экономические  механизмы,  профильное нормативно-правовое обеспечение, уникальные технологии, лабораторно-исследовательские комплексы, образовательные и научные институты, силовые службы быстрого реагирования. Отрасль должна постоянно подпитываться прикладными научными исследованиями и разработками. Недавно в СМИ прошла информация, что в Сингапуре под руководством нашего соотечественника ведётся разработка прорывной технологии определения качества пищевых продуктов без вскрытия упаковки. Разумеется, во многих странах мира в настоящее время ведутся многочисленные исследования по потребительской тематике на базе самых последних  достижений науки и техники. Мы не должны отставать от мировых  тенденций, стараясь инициировать научные работы по данному направлению на основе долгосрочных программ, а не по разовым запросам.

В заключение мы предлагаем ежегодно проводить в нашей стране Международный форум (конгресс и выставку)  «Современные технологии защиты интересов потребителей». Мы уверены, что данный форум станет эффективной площадкой для генерирования новых идей, концепций, перспективных направлений и подходов в данной области. Такой форум – это место обмена передовым опытом и «учебная аудитория» для подготовки персонала, а также, надёжный способ привлечения инвестиций и поиска партнёров для реализации совместных проектов.






 

ООО КЛИНИНГОВАЯ КОМПАНИЯ РАЙДО

© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы