Записки Двинского
Минфину удалось-таки продавить решение по дивидендам госкомпаний. Распоряжением за подписью Михаила Мишустина определен обязательный объем отчислений в 50% от чистой прибыли.
Документ вступает в силу с 1 июля. Поступления от этого решения в 2021 году году ожидаются на уровне 442,1 млрд руб, в следующем – 754,3 миллиарда. Решение кажется нам весьма спорным. Давайте разбираться.
Начнем с простого:
• наша экономика имеет острый дефицит инвестиций,
• нуждается в создании и обновлении инфраструктуры.
Указанные 1,2 триллиона рублей за два года цифра для бюджета существенная, но при сопоставлении с бюджетами инвестпроектов становится понятно, что там эти деньги куда важнее.
Например:
• стоимость трассы Москва – Казань оценивалась в 623 млрд рублей.
• ВСМ Москва – Санкт-Петербург – в 1,5 триллиона рублей.
Да, плановые доходы бюджета в 2021 году находятся на уровне 18,8 трлн рублей, и сказать, что отказ от направления в бюджет суммы в 442,1 миллиарда рублей пройдет незаметным.
«В тоже время, мы видим, что на протяжении последних лет ряд направлений расходования бюджета систематически не исполняется. То есть, запланированные средства не доходят до экономики. В этом свете еще более абсурдной выглядит ситуация с внешними заимствованиями Минфина: мы собираем деньги везде, где можем и… оставляем лежать, так получается? ФНБ мы тратить не будем, занятые деньги тоже оставляем на какой-то «черный день»
А откуда нам тогда брать деньги для развития экономики?
Как увеличивать источники финансирования инвестиций, которые должны расширить базу для сбора налогов, которая поможет увеличить финансирование социалки?
Ответа от Минфина не слышно. О том, что такая выплата дивидендов снова отправит четверть прибыли Сбера зарубеж, думаю, напоминать не нужно.
Однако, есть здесь и определенные плюсы:
• из под указанного требования выведены компании оборонки, они смогу платить менее 50%.
Обнадеживающей выглядит и фраза в распоряжении «если иное не установлено актами правительства». Таким образом Правительство, в частности, блок государственников сможет хотя бы точечно влиять на объем выплачиваемых дивидендов для госкомпаний.
Например:
• реальная доля прибыли Россетей составила 8%.
Это решение, принятое правительством, еще раз демонстрирует совершенно различные подходы к экономике в разных министерствах. Пока Белоусов и Борисов бьются за увеличение реального сектора, Силуанов заботится о параметрах бюджета. Но в таком случае влияние Минфина на ключевые решения следует снизить, ведь их взгляд является куда более узким.
Как мы уже не раз говорили, чистую прибыль госкомпаний в текущих условиях следует направлять не в бюджет, к исполнению которого в последние годы накопился ряд вопросов, а в понятные, согласованные, при необходимости с правительством, инвестиционные программы.
Только таким образом мы создадим экономику, отвечающую принципам социального государства.