Из-за российского зернового эмбарго европейская пшеница подорожала на 70%.
Несмотря на то, что российское село стараниями наших «реформаторов», трудившихся над ним на протяжении двух последних десятилетий, напоминает теперь разбомбленную с воздуха территорию (если смотреть на остовы колхозных ферм, амбаров и других сооружений), его роль в мировом продовольственном балансе остается все еще значительной.
Стоило России ввести запрет на экспорт зерна из-за засухи, как глобальный зерновой рынок тут же начало лихорадить. Нас сразу же обвинили в том, что Россия провоцирует продовольственную панику. По логике зерновых спекулянтов и их объединений, мы должны были бы выполнить контрактные обязательства в полном объеме, а потом купить недостающее зерно у них же. Чтобы не было паники. Можно не сомневаться, что если бы Россия так и поступила, то они продали бы ей зерно уже по другим ценам – повышенным. Попросту говоря, слупили бы три шкуры.
Цены на европейскую пшеницу с июня выросли на 70% и достигли в конце августа ?236 за тонну, сообщает «Бизнес ФМ». Биржа «Найс-Евронекст» проинформировала, что 30% от объема производимой в Европе пшеницы были несколько раз перепроданы в июле и августе. Этот рекорд, считают там, удалось установить в т. ч. из-за российского эмбарго на вывоз пшеницы.
Резкий рост цен на пшеницу вызван засухой и новостями из России, где был установлен запрет на экспорт зерна. Европейские инвесторы (спекулянты) избрали для себя контракты на мукомольную пшеницу как инструмент хеджирования рисков, связанных с потенциальным неурожаем, а также как ключевой инструмент торговли.
Так что спекулянты (инвесторы) не упустили свой шанс извлечь пользу и из этой ситуации. Они вообще не упускают ни одного шанса сыграть на повышение. Говорит координатор проекта e-oil.ru Юрий Белоусов: «В этом году планировался объем 197 млн тонн. Это действительно было бы рекордом по запасам, но на текущий момент эти прогнозы снижены до 174 млн тонн. Я могу сказать, что это – все-таки достаточно большой объем. Об остатках могу сказать, что продовольствия хватит всем. Пшеница будет повышаться. Мы говорили об уровне $275, но если мы будем брать котировку по чикагской бирже, верхняя граница сопротивления будет $325. До нее вряд ли дойдет, но приблизиться к этому значению цены могут».
В то же время продовольственная и сельскохозяйственная организации ООН опубликовали данные, согласно которым, несмотря на снижение производства пшеницы в России, мировой урожай зерна в этом году – третий крупнейший в истории. Запасы зерна тоже находятся на крайне высоком уровне. В ведомстве при Организации Объединенных Наций полагают, что при таких показателях никакого продовольственного кризиса быть не может.
Хорошие у них данные, позитивные, но верится в них почему-то с трудом. При такой-то засухе – и третий крупнейший в истории урожай? Как хотите, а за этими утверждениями торчат уши антиалармистских устремлений. Спекулянты (инвесторы) этим данным не верят. Если все так хорошо, то продали бы российским контрагентам на Ближнем Востоке то зерно, которое они недополучат из-за эмбарго, да и дело с концом. И цены бы не выросли. Но что-то так не получается.
Инвесторы предпочитают слушать не весь массив объективной информации, сетует исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов: «Если говорить об объемах производства, о запасах – там действительно ситуация не критичная. И снижение производства, и снижение оценок, которые происходили последние месяцы, в целом компенсируются тем фактом, что у нас – довольно высокие входящие запасы на начало сезона. Тот фундаментальный рост цен, который произошел, был слабо обоснован».
Ну, слабо или сильно, а он уже состоялся, и вряд ли отыграет назад. По крайней мере, в течение ближайшего года. А после будет видно, насколько объективны специалисты ООН в своих оценках объемов урожая и запасов зерна.
Министр финансов Алексей Кудрин заявил недавно, что фундаментальных причин для роста цен на продовольственные или непродовольственные товары внутри страны нет. Он предположил, что движение цен вверх возможно – но на психологическом уровне. Министр надеется, что, встретив отсутствие потребительского спроса, производители опустят цены.
Т. е. как это – «встретив отсутствие спроса»? Люди что, предпочтут голодать, но не покупать подорожавшее продовольствие? Так бывает только в экономических кейнсианских книжках, но не в реальной жизни. Более реально мыслящие эксперты, распрощавшиеся с наследием Кейнса, ждут еще одной или нескольких волн повышения цен на продовольствие. И произойдет оно, по их расчетам, не только у нас, но и во всем мире…
Интересно, икается ли теперь перестроечным деятелям и их наследникам, разрушившим российское село? Ведь это из-за них наши мегаполисы на 80-90% зависят от импортного продовольствия.
Справка
Пшеница (лат. Triticum) – род травянистых, в основном однолетних растений семейства злаков или мятликовых, ведущая зерновая культура во многих странах, в т. ч. и России. Мука из зерен пшеницы идет на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Пшеница также используется как кормовая культура, входит в некоторые рецепты приготовления пива и водки.
|