Буровое оборудование                                                                       

Уральский округ занимает видное место в Российской Федерации по объемам продукции, которая изготовляет для нужд нефтегазовой промышленности. Тут представлены все виды предприятий, которые работают в этой сфере: большие холдинги («Интегра», «Борец»), государственные компании (открытое акционерное общество «Уралвагонзавод», ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор») и еще много других, а также большое число отдельных заводов, которые не входят в состав больших структур.

Нефтегазовая промышленность потребляет широкую номенклатуру промышленной продукции, в том числе более 50% труб, которые производятся в России. Нефтяники и газовики - это крупные покупатели «КамАЗов», «Уралов», железнодорожных цистерн и огромного числа прочей машиностроительной продукции. Многие заводы, которые даже могут быть не схожими по профилю, в различной степени работают на нефтегазовую промышленность. Так, в Свердловске Уралвагонзавод производит для ее нужд автомобильную и дорожно-строительную технику. Предприятие «Уралмаш – Буровое оборудование» изготовляет тяжелые буровые установки. Корпорация «ВСМПО-АВИСМА» производит трубы и металлопрокат, емкостное и теплообменное оснащение. 

Однако, следует сказать, что потенциал компаний Урала и Западной Сибири в данный момент применяется далеко не в полном объеме. Одна из главнейших причин – износ станков и оборудования. Например, в Тюмени, по результатам исследования компании «Прэфиш», в среднем этот износ достигает более половины допустимого значения, а на некоторых заводах данный показатель дошел до уровня в 94–100%. Обновление осуществляется медленно и не имеет комплексного характера. Даже те заводы, которые начали реновацию, нуждаются в серьезных капиталовложениях.

Еще одна не менее значимая проблема – это кадровый дефицит, являющийся результатом не только лишь старения персонала (львиная доля работников организаций данной отрасли – люди предпенсионного возраста), но и отсутствия необходимой системы подготовки специалистов.

Неслучайно стратегическими задачами российского нефтегазового машиностроения многие специалисты считают создание инновационной структуры, увеличение объемов производства и улучшение конкурентоспособности. В условиях стремительного развития нефтегазового комплекса отечественным предприятиям, для того чтобы достойно конкурировать с иностранными предприятиями, жизненно необходимо производить современное и высокотехнологичное оборудование.

Таким образом, в предприятии «Уралмаш – Буровое оборудование» спроектирована и произведена высокотехнологичная мобильная буровая установка нового поколения. Следует отметить, что её еще в прошлом году купил известный буровой концерн из Германии КСА Deutag. К слову, это первый случай покупки западным подрядчиком буровой установки, произведенной российскими специалистами.

Но для улучшения ситуации в данной сфере должны существовать большие холдинги. То, что не может сделать отдельно взятый завод, вполне может сделать структура, которая сконцентрировала в своих руках большие оборотные средства и объединила компании в различных регионах и странах. По словам участников рынка, технологическое отставание в сфере нефтегазового сервиса Российской Федерации от мирового уровня составляет, не менее десяти лет, и для его преодоления необходимы серьезные капиталовложения, привлечь которые небольшие предприятия просто не в состоянии. Столь масштабные расходы могут позволить себе лишь крупные организации с большим оборотом.

Например, холдинг «Волгабурмаш», который изготовляет буровое оборудование и буровой инструмент для нефтегазодобывающей, горнорудной, а также угольной отрасли, несколько месяцев назад купил завод «Уралбурмаш» в г. Верхние Серги, что в Свердловской области.

Недобросовестная конкуренция и ее неблагоприятные результаты

Говоря о ситуации в секторе нефтегазового машиностроения, нельзя обойти своим вниманием громкий и еще не закончившийся конфликт между двумя предприятиями. Созданная в позапрошлом году машиностроительная корпорация  «Уралмаш» выступает против использования предприятием «Уралмаш – Буровое оборудование» (УрБО) знаменитого бренда «Уралмаш».

В мае этого года МК «Уралмаш» сообщила о том, что Уралмашзавод - это единственный правообладатель товарного знака «Уралмаш», а другие фирмы, которые использует его имя на сомнительных основаниях, не обладают правами на него.

В заявлении МК «Уралмаш» сообщается: «На рынке бурового оборудования под брендом «Уралмаш» выступает закрытое акционерном общество «Уралмаш – Буровое оборудование», которое представляется покупателям в качестве правопреемника Уралмашзавода. На самом деле 5 лет назад данная организация купила только сборочный цех и площадку сборки и не обладает полным производственным циклом на мощностях Уралмашзавода».

Конец данного документа звучит сурово: «В данной ситуации правление машиностроительной корпорации «Уралмаш» считает нужным довести до ведома участников рынка бурового оборудования, что машиностроительная корпорация  «Уралмаш» и закрытое акционерное общество «Уралмаш – Буровое оборудование» – разные компании. Закрытое акционерное общество «Уралмаш – Буровое оборудование» не является правопреемником Уралмашзавода и не может быть представителем Уралмашзавода на рынке бурового оборудования. Поэтому Уралмашзавод не несет абсолютно никакой ответственности за сроки и качество продукции, которая поставляется закрытым акционерным обществом «Уралмаш – Буровое оборудование» продукции и запчастей».

На самом деле закрытое акционерное общество «Уралмаш – Буровое оборудование» обладает правом применять товарный знак «Уралмаш» в своей деятельности, которая связана с проектированием, созданием, а также подготовкой к продаже и продажей бурового оборудования. Правда, об этой немаловажной «подробности, о которой на Уралмашзаводе, бесспорно знают, в сообщении МК ничего не упоминается.

УралмашОднако, 20 мая прошлого года закрытое акционерное общество «Машиностроительная корпорация «Уралмаш» опубликовала сообщение под названием: «Машиностроительная корпорация «Уралмаш» и общество с ограниченной ответственностью «Промышленные буровые установки» формируют консорциум «Уралмаш – Промышленные буровые установки». В сообщении было сказано: «Закрытое акционерное общество «Машиностроительная корпорация «Уралмаш» и общество с ограниченной ответственностью «Промышленные буровые установки» заключили договор о формировании консорциума «Уралмаш – Промышленные буровые установки». Главная задача формирования консорциума – разработка, проектирование и строительство высокотехнологических буровых установок различных моделей с последующим обслуживанием и обучением работников».

Действительно, общество с ограниченной ответственностью «Промышленные буровые установки» было зарегистрировано в конце зимы прошлого года иностранными компаниями Dietswell Engineering и Sunray Energy LLP в жилом доме на юго-западе Москвы. С данной организацией и подписало «генеральное соглашение» новое правление известного российского завода.

Российским предприятия, вкладывающим капитал в развитие производства и конструкторской базы, удается по своим разработкам, в плотном сотрудничестве с различными заказчиками, создавать современные буровые установки. Но к данной категории пока нельзя отнести закрытое акционерное общество «МК «Уралмаш», которое, так и не сумело наладить выпуск буровых установок, а только лишь делает разные громкие заявления для СМИ. Сообщение о «ежегодном изготовлении 12–15 комплектов тяжелых буровых установок», по словам экспертов, которые знакомы с реальной ситуацией на фирме, кажется сомнительным.

На сайте общества с ограниченной ответственностью «Промышленные буровые установки» отмечено, что данное общество предоставляет услуги по «модернизации буровых установок собственного изготовление и других изготовителей». О каком «собственном производстве» пишет это общество, которое зарегистрировано в жилом доме – непонятно.

Продекларированные в сообщении масштабы «ежегодного производства» буровых установок смешат всех, кто знаком с технологией производства данного сложного нефтегазового оборудования. Указанные масштабы абсолютно нереальны для Уралмашзавода, не собравшим под новым руководством ни одной буровой установки.

На данный момент гендиректором Уралмашзавода является выпускник института иностранных языков, переводчик по образованию. В истории уральской промышленности назначение гендиректором завода человека, которые не имеет соответствующего образования – второй такой кадровый эксперимент.

Работники завода хорошо помнят, что ранее гендиректором завода был нынешний министр Грузии, биолог по специальности, Каха Бендукидзе. Вряд ли такие эксперименты могут содействовать развитию промышленности в регионе. Руководителями машиностроительных заводов чаще всего работают люди с соответствующим образованием, которых достаточно в индустриальном центре России, а имя известного лидера российского тяжелого машиностроения не должно быть ширмой для захвата российского рынка.

Превращение Российской Федерации в энергетическое государство нереально без развития и улучшения нефтегазового машиностроения и сервиса. На совещании по проекту развития нефтегазового комплекса, который прошел совсем недавно в Северодвинске, замминистра промышленности Российской Федерации Денис Мантуров, в разговоре об изготовлении нефтегазового оборудования, сообщил, что «отрасли необходима более деликатная настройка стратегии и политики поддержки от государства».

Следует сказать, что у государства есть сильный рычаг – лицензии на использование природных ресурсов. Можно совместить выдачу лицензий с обязательством пользователя природных ресурсов бурить скважины станками отечественного производства. Тогда в государстве появится большое количество новых рабочих мест, учитывая то, что буровая установка является сложным оборудованием, которое состоит из огромного количества различных составляющих.

Есть различные способы поддержки данной отрасли и на региональном уровне. Удачный опыт имеется у Тюменской области. Вице-премьер Российской Федерации Сергей Собянин, являясь ее губернатором, начал использовать практику подписания договоров с нефтяными компаниями, которые предусматривали улучшение научно-технического потенциала области. Правительство области в некоторой степени компенсировало уплаты в областной бюджет налога на добычу полезных ископаемых тем, кто покупал и использовал нефтегазовое оборудование, изготовляемое на заводах Тюменской области.

Возможности улучшения потенциала рынка нефтегазового оборудования кроются в создании больших холдинговых структур, говорит Александр Романихин, являющийся президентом Союза изготовителей нефтегазового оборудования. Следует сказать, что глобализация нефтегазового машиностроения является общемировой тенденцией. За границей слияния и укрупнения предприятий происходят достаточно активно. Процессы объединения компаний приводят к созданию сильных игроков на рынке нефтегазового машиностроения.

Так, например, после десяти 10 различных поглощений и слияний одна из обычных американских организаций по изготовлению и предоставлению подрядчикам бурового оборудования National Oilwell к 2004 году получила влияние на почти половине мирового рынка бурового оборудования. После слияния в 2005 году компании Varco на мировом рынке возник новый гигант National Oilwell Varco, который контролирует в некоторых сегментах до 90% мирового рынка. По итогам позапрошлого года National Oilwell Varco в первый раз вошла в пятерку наиболее доходных компаний Соединенных Штатов Америки.

Компании на территории Уральского округа с их производственными и научно-техническими возможностями вызывают большой интерес крупных организаций. Поэтому в ближайшем будущем можно ожидать новых покупок ими местных предприятий, обновления их производственных возможностей, развития номенклатуры продукции, которая выпускается для нефтегазового комплекса, и последующего наращивания масштабов производства.