О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать

 

 

Компьютеры и ноутбуки. Кто займет этот рынок сейчас?

 Компьютеры и ноутбуки. Кто займет этот рынок сейчас? В 2004 году компания IВМ решила продать свой компьютерный дивизион почти за полтора миллиарда долларов. Бестселлером этого подразделения была запущенная в 1992 году серия ноутбуков Thinkpad. Черные компьютеры достаточно много лет были приметой успешных людей во всем мире. Но сама IВМ постоянно теряла на ноутбуках деньги, пока наконец в 2004 году не объявила: Thinkpad и все активы по его разработке и производству продаются. Был назван и покупатель, и это объявление потрясло мир едва ли не больше, чем тот факт, что основатель компьютерного бизнеса решил более не заниматься компьютерами.

Производство компьютеров под маркой IВМ купила китайская компания Lenovo, до ребрендинга известная как Legend Computers — «красный чип» биржи Гонконга и абсолютный лидер компьютерного рынка Китая. Шок от этой сделки был сравним с покупкой японцами небоскребов Манхэттена за полтора десятилетия до того.

«Мы планируем продать в России в 2009 году шесть миллионов компьютеров», — сообщил голландец Милко Ван Дуйль, похожий на Пьера Ришара глава Lenovo по Европе, Ближнему Востоку и Африке (ЕМЕА). А еще совсем недавно, один из лидеров российского ИТ-рынка в 2000 году говорил, что в России можно продать не больше шести миллионов компьютеров на всю страну, неужели, китайская компьютерная фирма преувеличила свои возможности.

Сделку IВМ и Lenovo немного задержали потому что: во-первых, ноутбуки IВМ поставляются армии и флоту США. Во-вторых, сенаторы обращали внимание общественности на то, что треть компании находится в собственности правительства Китая.

История компании Lenovo во многом напоминает постсоветский бизнес, в ней уложились торговля компьютерами, сборка, дистрибуция западных брендов пополам с собственными разработками, иногда успешными, иногда — не очень. Руководители Lenovo до сих пор вспоминают, что их основной «болезнью роста» была попытка изменить менталитет научных работников и сделать их мышление, так сказать, более коммерческим.

Но забыть о своем академическом происхождении в отличие от большинства российских фирм Lenovo до конца не удалось. Если постсоветские компьютерные бизнесы в России в основном живут сборкой, интеграцией или дистрибуцией, то у Lenovo еще до покупки IВМ было четыре собственных исследовательских центра, где разрабатывались компоненты и устройства, — в Пекине, Шеньцзене, Чэньду и Шанхае. Первым собственным продуктом Lenovo была разработанная еще в конце 1980-х годов вставная РСI-карта для поддержки китайского шрифта — операционные системы тогда еще не поддерживали иероглифы. Российский компьютерный рынок помнит и популярные несколько лет назад материнские платы Legend — это тоже Lenovo. «С IВМ мы похожи в первую очередь тем, что мы — инноваторы», — говорит Яньцзин Ян, нынешний председатель совета директоров Lenovo.

Сейчас основные продукты Lenovo — это недорогие настольные компьютеры собственной разработки и сборки. Кроме компьютеров Lenovo производит еще МРЗ-плееры, смартфоны и сотовые телефоны, хотя по сравнению с компьютерами объем этого бизнеса пока незначителен (10%).
КПК Sansung
Глобальными конкурентами Lenovo являются Dell — по деловым ноутбукам, Acer и Sony — по домашним компьютерам и Samsung — по телефонам, КПК и прочим «цифровым развлечениям».

 Управление маленькой маржой

Почему IВМ избавилось от своего компьютерного подразделения, достаточно очевидно: подразделение было постоянным источником убытков, и способа остановить этот процесс не нашлось. Несколько менее понятно, почему Lenovo купила этот бизнес. Первое, что приходит в голову: в 2000-2003 годах компания испытывала серьезные проблемы с собственной линейкой ноутбуков, прежде всего в плане надежности, и покупка подразделения IВМ помогла бы исправить эту проблему.

Правда, проблему качества в Lenovo решили еще до покупки IВМ, причем, как оказалось, для этого компании необходимо было перейти на более дорогостоящие комплектующие для своих ноутбуков.

Часть наблюдателей полагали, что Lenovo пошла на сделку в надежде выиграть за счет дешевизны китайской рабочей силы и китайских комплектующих. Это предположение, впрочем, тоже не стыкуется с фактами. Хотя ноутбуки IВМ разрабатываются в Японии и Северной Каролине, и IВМ, и Lenovo уже много лет собирают свои компьютеры в Китае, используя одни и те же источники трудовых ресурсов и промышленные площадки. Завод IВМ в Шень-цзене выглядит даже не таким новым, как сборочное производство Lenovo, но — одни и те же люди, одни и те же машины.

Ценовое преимущество Китая вообще теряется с годами. Профессор Чжу отметил, что центры роста Китая перемещаются из традиционных приморских регионов в глубь континента — туда, где подешевле. Правда, с трудом.

Стоимость труда в традиционных приморских районах компьютерного производства — Шеньцзене, Шанхае и Гуань-чжоу — быстро растет. У компьютерных производств есть, правда, интересное преимущество — во влажном и душном тропическом климате побережья люди согласны на потерю в зарплате, поскольку на этих производствах работают кондиционеры. Благодаря этому рост заработной платы можно контролировать, но лишь отчасти. В Lenovo избегают ответа на вопрос об уровне оплаты труда. Косвенно можно сделать только вывод, что у программистов в исследовательском центре она растет быстрее, чем у сборщиков на конвейере.

Если зарплата растет, расходы на НИОКР не уменьшаются, то на чем компания собирается играть? В первую очередь речь о логистике. Lenovo еще в 1990-е годы максимально оптимизировала цепь поставок, создав первый «умный склад», полностью автоматизированное хранилище компонентов для своего основного сборочного производства в Пекине, где контейнеры от появления в воротах до отправки их по запросам на конвейер обрабатываются роботами. Надо слышать, как менеджер завода произносит среди китайской речи на английском just-in time-production, демонстрируя стремительно бегающие туда-сюда по рядам стеллажей автопогрузчики — в подтексте ясно читается: «Не хуже, чем у Dell». Lenovo планирует начать с унификации поставок компонентов для обоих производств и выиграть на этом несколько процентов.

Эффективное управление маленькой маржой вообще идея фикс руководства Lenovo. Один из европейских собеседников г-на Яньцзина как-то не выдержал: «Почему Билл Гейтс говорит о видении, о новых горизонтах, а вы только о прибыли? Где ваша миссия?» А чем плоха миссия оптимизации прибыли? Вполне себе цель для такого тяжелого рынка, каким стали компьютеры в новом веке.

НоутбукиНоутбучный бизнес IВМ был куплен со всем активами — фабрики, исследовательские центры и глобальная дистрибуторская сеть. IВМ также на пять лет разрешила Lenovo использовать свой бренд при продаже Thinkpad и закрепила за эккаунт-менеджерами квоты по продаже уже не принадлежащих ей компьютеров. Специально в связи с этой покупкой Lenovo наняла нового СЕО — им стал Стив Вард, бывший глава Intel в Китае. Бывший глава компании Янь-цзин Ян занял пост председателя совета директоров. В настоящий момент в Lenovo, по-видимому, фактически существует двоевластие. Разумеется, оно не признается вслух, но по косвенным признакам можно догадаться, что бывший бизнес IВМ и работа в развитых странах контролируется Вардом, а Янь-цзин возглавляет китайские операции и экспансию в развивающиеся страны.

Источник: журнал "Эксперт"

Перейти в раздел: КОМПЬЮТЕРНАЯ ТЕХНИКА, ОРГТЕХНИКА

 




© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы