|
В 2012 году в российской столице возможно проведение этапа «Формулы-1»
Очередное лихое автошоу в сердце Москвы отгремело, отревело, отгазовало и оттормозило. Шедевры мировой архитектуры (они же – русские святыни) в очередной раз стали объектами варварской атаки больших заводных игрушек, коими развлекают себя жаждущие зрелищ граждане. Болиды «Формулы-1» и прочие участники шоу «Bavaria Moscow City Racing» в очередной раз обрушили на купола храма Василия Блаженного, стены и башни Кремля невидимые, но могучие децибелы и, обдав все эти древности смрадом выхлопных газов, к восторгу публики в очередной раз стремительно промчались по центру российской столицы.
Не обошлось без ЧП: еще до начала основной программы мероприятия водитель Subaru Impreza, не справившись с управлением, врезался в ограждение на Кремлевской набережной. Тем не менее, сумел покинуть трассу своим ходом, в отличие от другого российского участника автошоу, автомобиль которого после похожего инцидента пришлось вывозить с помощью эвакуатора. Впрочем, подобные аварии становятся на московском автобезобразии привычными: в прошлом году с ограждением бодался спорткар Bugatti. Главное – что пострадавших, кроме автомобилей, нет. Тьфу-тьфу, постучим по дереву…
Улицы, оцепленные в связи с проведением шоу, разблокировали, однако радоваться рядовым автолюбителям рано. Ибо многочисленным грешникам и отдельным праведникам, что жарятся в эти апокалиптические с погодной точки зрения дни на закопченных щербатых сковородах московских автотрасс, в раскаленных железных утробах свирепых «хаммеров», «лэндкрузеров» и прочих средств передвижения, всем заточенным в столичных пробках было сказано: «Муки ваши да приумножены будут!».
Глас был сверху – с высот московской власти, и принадлежал он председателю Комитета рекламы, информации и оформления города Владимиру Макарову. И сказал г-н Макаров, что уже в 2012 году в центре Москвы может быть проведен российский этап чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула-1». Проект московской трассы, подготовленный в сотрудничестве с немцем Германом Тильке – архитектором практически всех трасс «Королевских гонок», построенных в последнее время, уже разработан. «Длина трассы составит 4420 м, она будет проложена по центру города, и, по заверению г-на Тилке, это будет самая быстрая городская трасса в гоночном календаре «Формулы-1»: средняя скорость на круге превысит 220 км/ч, – рассказал Владимир Макаров. – Длина дистанции составит 77 кругов. Мы очень надеемся, что правительства Москвы и Российской Федерации поддержат этот проект, и в 2012 году мы сможем провести свой этап в Москве».
Если этот план будет приведен в исполнение, усилия властей по превращению Москвы в непригодный для автомобильной езды город (имеются в виду обычные автомобили, а не «формулические» болиды) придут к своему логическому завершению. А движение в центре города посреди лета (этап «Формулы-1», надо полагать, состоится летом) на неделю будет парализовано. Ибо полноценный этап «Формулы-1» – это не показательные воскресные заезды вдоль кремлевской стены. «Формулический» этап, согласно правилам, растягивается на три дня. В пятницу проходят т. н. свободные заезды (исключение составляет лишь Гран-при Монако, где свободные заезды начинаются в четверг), когда гонщики получают возможность опробовать трассу и проверить болиды в деле. Суббота отдана под квалификацию, по итогам которой становится ясно, кто из пилотов с какой позиции будет стартовать в основной гонке в воскресенье.
В гонке, кстати, участвует не парочка болидов, как в шоу, а свыше 20. И все их нужно доставить к месту проведения соревнований в центре города. А кроме того, обустроить паддоки и пит-лейны, где разместятся моторхоумы и боксы соревнующихся команд, возвести подиум для призеров и трибуны для зрителей. На нормальных специализированных автодромах все эти сооружения носят постоянный характер. На городских же автотрассах – вроде потенциальной московской – используются временные, т. е. сборно-разборные конструкции. И если сейчас, ради однодневного шоу у Кремля, центр Москвы перекрывают на три дня, то в случае с проведением полноценного этапа «Формулы-1» центр будет недоступен для простых смертных из числа водителей в течение недели. Как минимум.
При этом разговоры о строительстве в нашей стране, грезящей о «Формуле-1», современного автодрома идут уже не одно десятилетие. В разные годы среди гипотетических автористалищ лучших гонщиков планеты назывались Нагатинская пойма в Москве, московские же районы Тушино, Крылатское и Молжаниновский, Ярославль и Тула, окрестности петербургского аэропорта Пулково. Звучали бодрые заявления чиновников разного уровня, строились грандиозные планы и расчеты, назывались конкретные цифры. За эти годы «формулические» автодромы были построены в странах, чьи представители в этом смысле вели себя значительно тише, меньше говорили, но больше делали: в Китае, Малайзии, Турции, Бахрейне, Объединенных Арабских Эмиратах и Южной Корее.
Российский же воз – и ныне там. 1 октября 2008 было объявлено о начале строительства трассы Moscow Raceway в Подмосковье под Волоколамском. Даже первый камень торжественно заложили. Потом сообщили, что строительство приостановлено (из-за финансового, дескать, кризиса, будь он неладен). Потом сообщили, что строительство вроде как возобновилось. Однако московские власти, как теперь выясняется, нацелились на проведение гонок в Москве. Т. е. строительство автодрома вроде как идет, деньги для этого наверняка какие-то выделены, но «Формулу-1», тем не менее, зазывают в центр столицы.
И правда: чего париться с каким-то автодромом, когда автодром – вот он, вокруг нас, на улицах и проспектах загаженного, замусоренного, изувеченного несуразным новостроем, но по-прежнему одного из самых красивых городов мира?.. И неважно, что в смысле пробок Москва и без того – один из самых проблемных мировых мегаполисов, если не самый проблемный. И неважно, что это – и без того загазованный город. Какое все это имеет значение, когда есть возможность устроить в центре столицы чумовое, коммерчески выгодное супершоу? Матиас Руст же использовал центр Москвы как аэродром, почему бы теперь не использовать этот самый центр как автодром?.. Теперь понятно, почему властям пока никак не удается одолеть автомобильные пробки: не могут их одолеть те, кто их создает.
В данный момент таким безумием, как проведение городских этапов «Формулы-1», уже одержимы три страны. Но Монако и Сингапур – это крошечные государства… точнее, даже города и государства в одном флаконе. Развернуться там во всех смыслах слова негде, поэтому если уж аборигенам очень хочется услышать рев болидов и вдохнуть аромат их выхлопных газов, то другого выхода, как приспособить под гонки городские улицы, нет. Нет там просторов, подобных российским, на которых автодром построить пока никак не удается. Зато элитные поселки строятся, земельные участки уходят с молотка и леса вырубаются со скоростью, которой позавидовали бы пилоты «Формулы-1», и с расторопностью, которой позавидовали бы «формулические» механики.
Есть еще, правда, городской этап в испанской Валенсии. Черт его знает, зачем испанцам понадобилось отдавать на растерзание любителям авторазвлечений город с более чем 2000-летней историей и уникальными достопримечательностями мирового значения. Не исключено, что все дело – в элементарных понтах. С 1991 года Гран-при Испании проводится на автодроме в Каталонии. Валенсия же с недавних пор принимает Гран-при Европы – наднациональный этап «Королевских гонок», в прежние годы проводившийся, к примеру, на трассе немецкого автодрома Нюрбургринг при одновременном проведении в течение сезона чисто немецкого этапа на трассе Хоккенхаймринга. Теперь аналогичная картина наблюдается в Испании, с той лишь разницей, что испанцы, в отличие от немцев, не смогли возвести два современных автодрома, отвечающих «формулическим» требованиям. Или не захотели. Но какими бы ни были причины, сподвигнувшие власти Валенсии на организацию автодрома посреди города, это – не повод их копировать. Это – их дело, их выбор, их отношение к своему городу и его жителям. Лучше копировать тех, кто умеет строить автодромы, если уж ставить себе такую задачу.
В Москве то и дело ставятся грандиозные задачи, связанные с масштабными проектами, в т. ч. спортивными, однако проблемы с их реализацией случаются тоже нередко. Соорудили, например, шикарный козырек на стадионе в Лужниках. И после этого там возьми да и появись проблемы с газоном. И футболисты начали жаловаться, что в жаркую погоду чувствуют себя на главном стадионе страны словно в казане для плова. Теперь играют на искусственном покрытии. Как умеют, так и играют. Футболистам, честно говоря, всегда что-нибудь мешает хорошо играть... Или вот возвели в 2004 году долгожданный крытый каток в Крылатском. А в ноябре 2007 года пришлось его закрывать в связи с угрозой обрушения крыши. Потом, правда, подремонтировали и снова открыли.
Гостиница «Россия» к числу спортивных сооружений не относится, но свои антирекорды тоже устанавливает. Прежнее здание снесли до основанья в 2006–2007 гг., но с тех пор на этом месте кипят не столько строительные работы, сколько юридические споры – кому строить и кому контролировать. У делового центра «Москва-сити» – свои строительно-юридические проблемы.
Хотя есть и обратные примеры, когда строительство в Первопрестольной движется ударными темпами, когда власти и строители не собираются пасовать перед трудностями и препятствиями, даже если это – здания в Кадашах, имеющие, как утверждают активисты-общественники, какую-то историческую и архитектурную ценность. А на днях пришла радостная новость, что дочерняя структура корпорации «Интеко», контролируемой супругой московского мэра Еленой Батуриной, выиграла открытый конкурс на право проведения работ по реконструкции участка Мосфильмовской улицы, и за 4,1 млрд бюджетных рублей будет строить дорогу к новому микрорайону на западе Москвы.
Наверное, это будет хорошая дорога. По крайней мере, хочется надеяться: деньги-то на это неплохие выделяются. Хочется верить, что хоть кому-то из москвичей повезет – в прямом и переносном смысле. Не всем же судьба тронуться умом от невозможности тронуться с места, стоя в пробках, вызванных, к примеру, ремонтом Ленинградки или проведением настоящих взрослых гонок в центре столицы. Т. е., по сути, вызванных заботой властей о москвичах и их досуге.
Справка:
«Формула-1» – чемпионат мира по кольцевым автогонкам на автомобилях с открытыми колесами. Самое популярное состязание в мире автоспорта, самый дорогостоящий и высокотехнологичный вид автогонок. Проводится с 1950 года. Календарь сезона-2010 включает в себя 19 этапов в 18 странах.
Источник: km.ru
|