«Важно, чтобы не возникало искушения двойной лояльности, особенно у представителей власти, когда имущество находится вне пределов РФ и является фактором, оказывающим влияние на принятие решений». К такому выводу пришли на круглом столе в Госдуме депутаты и эксперты. Напомним, что парламент вскоре рассмотрит законопроект, запрещающий чиновникам владеть счетами или недвижимостью за границей.
В среду в Госдуме состоялся круглый стол на тему «Национализация элит», на котором парламентарии и политологи обсудили состояние современной элиты и варианты борьбы с коррупцией. Поводом стали внесенные летом законопроекты об иностранных счетах и имуществе госслужащих. Как писала газета ВЗГЛЯД, документы могут быть приняты уже на начинающейся осенней сессии.
Автор одного из законопроектов, вице-спикер нижней палаты Сергей Железняк, открывая круглый стол, заметил, что формирование национальных управленческих элит принципиально значимо для каждой страны, в том числе и для России.
«Для нас важно, чтобы и управленческая элита во власти, и бизнес-элита были ориентированы на интересы развития страны, чтобы не возникало искушения двойной лояльности, особенно у представителей власти, когда имущество находится вне пределов РФ и является фактором, оказывающим влияние на принятие решений», – подчеркнул он.
Вице-спикер добавил, что на сегодня «офшорная аристократия – это один из проблемных предметов в России». Он не сомневается в актуальности инициатив, поскольку, по данным опросов общественного мнения, их уже поддержали более 60% россиян.
«Хирургическое» решение
Эту же точку зрения отстаивал и автор альтернативной инициативы, первый зампред комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. «Должна быть новая мораль. Мы должны разрушить стереотип о том, что во власть идут для того, чтобы получить доступ к кормушке. Необходимо ликвидировать «запасные аэродромы» за пределами РФ», – отметил он.
По выражению Лысакова, «терапия в антикоррупционной борьбе уже малоэффективна», поэтому требуются решительные, «хирургические» методы. «В данном случае коррупционную пропасть невозможно преодолеть в два прыжка, ее можно преодолеть только в один прыжок, – сказал Лысаков. – Если люди идут во власть, то они должны быть готовы к ограничениям и запретам».
Ему возразил председатель правления «Русского мира», депутат Госдумы Вячеслав Никонов («Единая Россия»). «Я не уверен, что внесенные законопроекты могут решить проблемы борьбы с коррупцией в один прыжок. Наверняка потребуется много шагов для того, чтобы побороть российскую коррупцию, имеющую многовековые корни», – сказал он.
«Есть еще и проблема, что (новшество) будет воспринято как определенная провинциализация России», – подчеркнул он, говоря о недостатках инициатив.
По мнению Никонова, главное – «решить задачу создания стержневой элиты, которая болела бы национальными проблемами». «Элита у нас сейчас более космополитична, чем патриотична. При такой элите нельзя создать нормальную политическую систему», – отметил Никонов.
«Будем талдычить, пока все не сгниет»
С Лысаковым не согласился и директор Института общественного проектирования, член Общественной палаты Валерий Фадеев, уверенный в том, что борьбу с коррупцией нельзя победить никакими «хирургическими» и тем более «такими мягкими и деликатными методами».
«Когда говорят о том, что надо сначала победить коррупцию, а потом начать думать об экономике, то это неправильно. Такие вопросы надо решать параллельно», – считает политолог.
На взгляд Фадеева, элита, которая не национализирована, не является элитой. «Это просто какие-то богатые влиятельные люди где-то за границей. Наверное, элита – это те, кто хочет национализировать этих богатых людей, чиновников и государственных деятелей. Если элита не станет национальной, то тогда мы еще лет 15–20 будем талдычить про борьбу с коррупцией, пока все не сгниет», – заключил Фадеев.
«Новые форматы требований к власти»
Как отметил другой участник дискуссии, соавтор одного из законопроектов, депутат Александр Агеев («Справедливая Россия»), «многие эксперты в один голос говорят, что закон обречен на провал, поскольку все уже давно пользуются трастовыми офшорными схемами».
Впрочем, он уверен, что эти инициативы необходимо не только принимать, но и расширять их действие. В частности, по его мнению, следует ко второму чтению ужесточить санкции за собственность за рубежом: ввести конфискацию и расширить круг лиц, которым запретить владеть собственностью за рубежом, включив в него братьев, сестер, внуков и родителей госслужащих.
Единороссы, в отличие от Агеева, не считают, что инициатива обречена на провал.
«Я, честно говоря, удивлен тем, что сказал Агеев, – возмутился в свою очередь замсекретаря генсовета «Единой России», политолог Алексей Чеснаков. – Я думаю, это будет работать, потому что общество меняется, появляются новые форматы требований к власти, появляются новые параметры, по которым общество оценивает себя, свою деятельность».
Общество, по его словам, зачастую, особенно в таких вопросах, инертно. «Оно ждет, когда кто-то предложит конкретные механизмы, и в данном случае механизм был предложен», – сказал Чеснаков.
В то же время он призвал обсудить оговорку в законе – возможность предоставления легких условий владения госсобственностью, в случае если она получена по наследству гражданами бывшего СССР.
«Например, так называемые родовые гнезда. Если у человека есть родительский дом за пределами территории России, он не хочет его продавать. Почему бы не обсудить этот вопрос?» – спросил он.
«Властный накат»
Инициативы поддержал и член Совета Федерации Никита Иванов, подчеркнувший, что ограничение для госслужащих – это мировая практика. «Если поговорить с представителями нашего бизнеса, то они скажут, что причина офшора не в налогообложении, а в стремлении попасть под юрисдикцию, скажем, лондонского суда или заключать сделки с иностранными корпорациями», – добавил Иванов.
Государство не должно что-либо запрещать, отметил он, а должно предложить корпорациям выбор. «Государство стимулирует лояльность себе для крупных корпораций тремя способами. Первый – это информация, научно-техническая разведка, технологии, которые государство обычно передает крупным корпорациям, которые составляют основу экономики. Второй – это прямая поддержка через госконтракты и госгарантии. Третий – продвижение интересов отечественного бизнеса за рубежом», – пояснил Иванов.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов согласился, что государство должно стимулировать элиту на инвестиции внутри страны. Вместе с тем, по его мнению, работа с элитой не может ограничиться одной инициативой о зарубежных активах. «Необходимо в этой сфере также доработать и законопроект о контроле за доходами и расходами», – уточнил он.
«Что касается обсуждаемого сегодня проекта закона, то необходимо принять его мягкий вариант, но применять его жестко. Необходимо возвращать капиталы в страну. Необходимо стимулировать элиту, которая имеет власть и деньги, инвестировать внутри страны», – заключил политолог.
«Власть не является синекурой»
Продолжил дискуссию заместитель декана факультета политологии НИУ-ВШЭ Леонид Поляков, который напомнил, что законы о митингах, об НКО общество восприняло как «властный накат на общественные свободы». Внесенные законопроекты, по его мнению, демонстрируют, что власть, напротив, имеет определенную цель – «установление в России порядка цивилизованной свободы», инициативы следует рассматривать как «призыв национальным элитам вернуться на родину».
Однако, уверен он, ограничения следует распространить не только на законодательную власть, но и на две другие: судебную и исполнительную. «Власть триедина», – аргументировал позицию Поляков. «Это интересный, смелый шаг, нуждающийся в общественной поддержке», – резюмировал он.
«Власть не является синекурой, она есть не право, а обязанность. Поэтому необходимо разрушать тенденцию, когда власть связывает свои интересы с заграницей, а не тем пространством, которым управляет. Если эту тенденцию не преодолеть, мы придем к самоуничтожению», – добавил Поляков.
Главный редактор журнала «Однако» Михаил Леонтьев призвал бизнесменов и чиновников уходить от тенденции рассматривать российскую политику как часть бизнеса. «На самом деле мы должны понимать, что эти поправки – это революция. Здесь всегда существует опасность превратить все в пиар и лицемерие», – отметил Леонтьев.
«У нас катастрофная элита. Вообще предательство элит – это русская политическая традиция, страну постоянно губили элиты, и потом снизу через кровь и через боль страна восстанавливалась. Чтобы этого не повторилось, необходимо выполнять то, что сейчас декларируется (законопроектами)», – резюмировал он.
Источник: vz.ru