Казалось бы, исключительно российская беда – массовые отравления некачественным алкоголем – перекинулась и на Европу. За последние несколько дней жертвами контрафакта стали уже десятки человек. Эти события напрямую связаны с глобальным финансовым кризисом, считают специалисты и объясняют, почему именно.
В Чехии от контрафактного алкоголя погиб уже 21 человек, еще около 20 человек были госпитализированы. Врачи ввели в состояние искусственной комы нескольких пострадавших в надежде спасти им жизнь. «Столь масштабных отравлений спиртным в Чехии не было более 30 лет», – отмечают местные СМИ.
«Столь масштабных отравлений спиртным в Чехии не было более 30 лет»
В Польше за последние две недели было зафиксировано девять случаев отравления контрафактным алкоголем. Четыре человека умерли, сообщает в понедельник AFP со ссылкой на государственный центр токсикологии страны. Восемь человек отравились в Словакии, один смертельный случай.
Как сообщалось, отравившиеся полагали, что выпили качественные водку и ром, продающиеся в местных супермаркетах и магазинах. Однако во всех случаях вместо этилового спирта в контрафактном алкоголе оказался ядовитый метиловый спирт.
Кто виноват
В Чехии считают, что источником массового отравления метанолом в стране могла стать Польша. По данным следствия, причиной отравления была польская жидкость для мытья стекол, которой неизвестные изготовители алкоголя разбавляли контрафакт. Сейчас следователи активно разрабатывают эту версию, передает в понедельник чешское издание Lidove Noviny. Начальник чешской полиции Вацлав Кучера подтвердил, что причиной массового отравления метанолом действительно мог стать антифриз из соседней Польши.
Наибольшее количество отравлений пришлось на Моравию – это район, расположенный недалеко от границы с Польшей, говорится на сайте чешского издания Idnes.cz. На севере Моравии погибли 11 человек, в моравских больницах лежат десятки пациентов с отравлением. Однако в пятницу был зафиксирован один случай отравления метанолом и в Праге.
В свою очередь представитель польской полиции Мариуш Соколовский назвал версию чешских СМИ слухами и предположил, что велика вероятность того, что контрафактный алкоголь мог попасть из Чехии на территорию Польши. Польские СМИ также предполагают, что причина отравления – некачественный алкоголь, завезенный из соседней Чехии.
Между тем чешская полиция выяснила, что отравившиеся употребляли водку или ром, в которых после проверки был обнаружен метанол, который используется в промышленных целях. Официальные производители заявили, что неизвестные злоумышленники скопировали этикетки их продукции и наклеили их на контрафактные бутылки.
В Чехии проходят проверки киосков и рынков. Почти на каждой пятой торговой точке были обнаружены нелегальные спиртные напитки. Тем временем чешская полиция арестовала 36-летнего мужчину по подозрению в причастности к сбыту контрафактного алкоголя. В субботу сообщалось о том, что чешская полиция арестовала уже 10 человек.
«Сухой закон»
Чехия с 15 сентября ввела полный запрет на продажу алкогольных напитков свыше 20 градусов, то есть на все спиртные напитки, кроме вина и пива.
Запрет может действовать и несколько недель. По данным Idnes.cz, Чехия каждый день от «сухого закона» будет терять более 18 млн крон (962 тыс. долларов) доходов от налогов на потребление спирта и спиртосодержащих напитков. Производители крепкого алкоголя также будут терять ежедневно сотни миллионов крон.
Что касается Польши, то в воскресение там была запрещена продажа чешских крепких спиртных напитков. Запрет не будет снят, пока не будут выявлены все источники отравленного алкоголя. В пятницу аналогичный запрет был введен чешскими властями. Польские таможенники тем временем усилили контроль в приграничных с Чехией областях.
Из ряда вон
Отравление метиловым спиртом – это вопиющий случай, указывают эксперты. «Самое страшное, что метанол по цвету, вкусу и запаху напоминает этиловый спирт, их можно легко перепутать. Попадая в организм в процессе обмена веществ, он моментально превращается в формальдегид, сильнейший яд: 50 грамм – это летальная доза, 20 грамм приводят к слепоте. Самое лучшее противоядие в таких случаях – это этиловый спирт, то есть при отравлении метанолом надо запить водкой», – рассказывает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
«Случаи появления в странах Восточной Европы некачественного нелегального алкоголя являются закономерным следствием затянувшегося кризиса»
С этиловым спиртом также можно перепутать изопропиловый спирт, который приводит к тяжелому наркотическому опьянению, которое продолжается несколько дней, добавляет эксперт.
В России ежегодно умирают от алкогольного отравления 30 тыс. человек, но не от метилового спирта, а от избыточного потребления этилового, говорит газете ВЗГЛЯД директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз.
«На метиловом спирте никто суррогаты не делает. Это низкая квалификация производителей суррогатов и социальная безответственность», – говорит Дробиз. «Это дело случая. Люди, которые делали этот алкоголь, просто ошиблись, потому что этиловый и метиловый спирт легко перепутать», – считает Павел Шапкин.
«Я думаю, что таких фактов (летальных исходов от метанола – прим.) больше не будет. Это невыгодно самим производителям суррогатов, потому что начинается серьезная борьба против них. Постепенно в Европе «культура производства» суррогатного продукта будет подниматься», – считает Дробиз.
Последствия кризиса
На Западе нелегальная продукция всегда была хорошего качества. Но случаи появления в странах Восточной Европы некачественного нелегального алкоголя являются закономерным следствием затянувшегося кризиса, считает Вадим Дробиз.
По его словам, в западных странах, в том числе в Европе, уровень нелегального алкоголя находился на уровне не более 15%, потому что крепкий алкоголь доступен всем слоям населения. «Если взять российские средние зарплаты и минимальную цену бутылки водки, то относительно любой западной страны для россиян алкоголь в 3–5 раз дороже», – говорит Дробиз.
«Что сейчас происходит в Европе? Кризис, падает уровень и качество жизни, растет безработица. Кризис должен был проявиться на рынке алкоголя. Сначала стала меняться структура потребления в Европе – снижается потребление слабоалкогольных напитков, повышается спрос на крепкий алкоголь. Алкоголь играет роль антидепрессанта, и в кризис его роль растет в любой стране. Но кризис продолжается, народ беднеет, и дальше начинает развиваться подпольно-суррогатный сегмент. Сейчас в Восточной Европе начался как раз этот этап кризисных последствий. А следом они начнутся проявляться и в странах Западной Европы», – поясняет Дробиз.
«Сейчас в Европе идет переходный период, постепенно они перейдут к российской структуре потребления крепкого алкоголя в кризис», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
По словам Дробиза, в России в 2011 году треть рынка водки составила легальная продукция с уплаченным акцизом, треть рынка – нелегальная водка в виде качественной заводской продукции с неуплаченным акцизом, треть рынка – это в основном суррогат, который продавался с рук и в аптеках. Таким образом, 65% российского рынка водки – это нелегальная и суррогатная продукция. В европейских странах доля фальсификата, как правило, нормального качества на алкогольном рынке составляла не более 15%.
«Однако по мере разрастания кризиса в западных странах суррогатный сегмент рынка удвоится – до 30%. В России доля вырастет с 65% до 75% за год из-за удорожания водки почти в три раза», – делает вывод Вадим Дробиз.
«Никакие меры регулирования не спасут страну от суррогатной продукции. Поэтому в Восточной Европе с перепугу сразу запретили продажу алкоголя», – говорит Дробиз.
«В России действуют беспрецедентные в мире меры по регулированию алкогольного рынка. Действует ЕГАИС, в рознице также будут введены автоматизированные системы, ГЛОНАСС будет контролировать перевозку алкогольной продукции и т. д. Такое ощущение, что разработчики «Звездных войн» насмотрелись. Нигде такого в мире нет», – замечает Павел Шапкин.
«В Европе в основном существует лицензирование на производство, на продажи, а также акцизы. Но одного такого случая достаточно, чтобы и в Европе, и у нас свести на нет все меры контроля. Единственное эффективное средство в такой ситуации – это введение «сухого закона», и здесь Чехия совершенно права. По законодательству у нас «сухой закон» тоже можно ввести по решению субъекта Федерации», – отмечает Павел Шапкин.
Чтобы раз и навсегда свести на нет случаи попадания метилового или изопропилового спирта в алкоголь, считает Шапкин, нужно вернуться к вопросу денатурации этих спиртов и в России, и в Европе.
Источник: vz.ru