Либо ЕС, либо ТС – третьего не дано, заявил вчера в Киеве президент Польши
Украина должна сделать выбор между Евросоюзом и Таможенным союзом, третьего не дано. Об этом прямо заявил вчера в Киеве президент Польши Бронислав Коморовский после переговоров со своим украинским коллегой Виктором Януковичем. Отвечая на итоговой пресс-конференции на вопрос о том, какой из двух сценариев наиболее приемлем для Украины – членство в Таможенном союзе или в Европейском союзе, – Коморовский был категоричен: «Невозможным является то, чтобы реализовать эти два сценария одновременно, параллельно».
Собственно, ничего нового о позиции объединенной Европы в отношении Украины президент Польши (главного адвоката Украины в объединенной Европе) не сказал. Ведь, по сути, то же самое (ну, быть может, не столь прямолинейно) вещал в минувшую субботу в Ялте на проходившем там ежегодном форуме «Украина и мир: преодолевая завтрашние вызовы вместе» один из «отцов-основателей» Евросоюза Хавьер Солана. Бывший Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и общей политики безопасности при этом не только усомнился в том, что Таможенный союз – хороший интеграционный выбор для Украины, но и в том, что ТС является чисто экономическим альянсом. «В ТС экономика не так важна, как политика. К тому же Украине в случае вступления в ТС придется вести переговоры с Европейским союзом дважды: сначала – от себя лично, а потом – как от члена Таможенного союза», – убеждал Солана. «Вам нужно посмотреть на свои ценности и решить, – обратился он к украинской аудитории форума. – Таможенный союз – это таможня, которая дает добро. Евросоюз изменяет жизнь, изменяет все в стране».
Ну, то, как ЕС «изменяет жизнь, изменяет все», Украина может наглядно наблюдать не только на примере недавно присоединившихся к нему стран (тех же погрузившихся в глубокий кризис прибалтийских республик), но даже глядя на некоторых старожилов объединенной Европы – ту же Грецию и даже Испанию с Италией. Неслучайно многие аналитики всерьез заговорили о скором распаде еврозоны, о том, что Евросоюз, чтобы элементарно выжить, неминуемо должен будет сбросить с себя «балласт» пораженных кризисом экономик той же Южной Европы.
И вот в это время эмиссары Брюсселя продолжают зазывать Украину в Европу. И при этом явно лукавят: ведь ЕС сейчас не может оказать украинской экономике никакой реальной помощи. Для Брюсселя сейчас вообще выгоднее всего сохранить нынешний статус-кво: пусть Украина как можно дольше продолжает стремиться в Европу, бесконечно совершенствуя свои «стандарты» и доводя их до европейского уровня, но остается при этом вне рамок Евросоюза, а то Брюсселю придется раскошелиться на помощь украинской экономике. И вот такое подвешенное состояние Украины устраивает сейчас Брюссель более всего. Но тут главное – не дать Украине «уйти на Восток», поэтому Брюссель и продолжает кормить ее виртуальными «пряниками» евроинтеграции, одновременно грозя «губительными» последствиями в случае ее интеграции с Таможенным союзом. Надо признать, Брюссель разыгрывает сейчас довольно сложную партию в отношении Украины. Того и гляди Украина обидится, что Брюссель кормит ее одними пустышками, и повернется к ТС.
Но, похоже, Брюсселю нетрудно обмануть украинское руководство: оно само обманываться радо. И официальный Киев продолжает твердить о приоритетности курса на евроинтеграцию. По итогам вчерашних переговоров с президентом Польши Виктор Янукович подтвердил, что Украина продолжит свой евроинтеграционный курс, «ведь для Украины он безальтернативен». «Продолжение реформ на Украине, приближение к европейским стандартам – это наше домашнее задание, которое мы будем выполнять, чтобы совершенствовать и нашу экономику, и наши технические стандарты, и наши стандарты по правам человека», – заверил глава украинского государства.
Впрочем, однозначного признания приоритетности именно евроинтеграционного курса Янукович не позволил себе даже по итогам встречи с президентом Польши, которая за последние годы превратилась в главного адвоката Украины по европейским делам. «Украина внимательно изучает деятельность экономических интеграционных объединений: эффективное сотрудничество с ними может быть полезно для национальной экономики», – обтекаемо заявил журналистам Янукович. «Все процессы экономической интеграции, которые проходят в мире, для нас очень интересны, в т. ч. вопрос Таможенного союза, поскольку эти страны составляют более чем 90% товарооборота стран СНГ», – приводит его слова ИА REGNUM. Говоря об экономическом сотрудничестве Украины со странами СНГ и ЕС, он напомнил, что много лет продолжалась работа по подготовке соглашения о создании зоны свободной торговли между странами СНГ. И вот вчера оно вступило в силу. На очереди, отметил Янукович, вопрос создания ЗСТ с Европейским союзом, «которое предусмотрено парафированным в 2012 году соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС».
Так что Киев вчера так и не ответил на призыв президента Польши сделать однозначный выбор между ЕС и ТС, желая сохранить за собой возможность сидеть на двух стульях. Но долго находиться в такой позе Украине не позволит не только ЕС, но и Россия – главный локомотив интеграции на постсоветском пространстве.
Примечательная, кстати, дискуссия развернулась в Ялте на вышеупомянутом форуме «Украина и мир: преодолевая завтрашние вызовы вместе». Один из участников встречи, президент Внешторгбанка РФ Андрей Костин, описывая альтернативы, стоящие перед Украиной, заявил: «Среди всех тем моя самая любимая – о любви. Я не верю в любовь, когда кто-то говорит, что «я завтра на тебе женюсь, но сегодня ты должна согласиться на мои привычки, вкусы и ценности, должна делать то или это». Это выглядит как женитьба ради удобства. Это – то, что предлагает Запад Украине, в то время как мы предлагаем настоящую любовь, без каких-либо предпосылок».
Как же взорвалась аудитория от такой постановки вопроса! Первый вице-премьер-министр Украины Валерий Хорошковский парировал Костину чисто «по-европейски»: «Любовь – это эмоция, а в межгосударственных отношениях нужно исходить из принципов прагматизма. А то получается, что у нас все началось с легкого флирта, а закончилось жестким порно». А министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, комментируя высказывания представителя России, отметил, что «происходит какая-то странная дискуссия о любви», сообщает ВВС. Но одновременно и сам принял правила игры: «Любовь приходит и уходит, а мы (Европа) предлагаем законный брак с четкими правилами, который является более предсказуемым, чем просто любовь». Г-на Бильдта поддержал один из лидеров украинской оппозиции Арсений Яценюк. Обращаясь к россиянам, он сказал: «Мы можем предложить вам свою любовь, но мы хотим быть не любовниками, а партнерами».
«Пусть Украина предлагает России свою любовь, а мы ответим взаимностью», – вновь вступил Андрей Костин. Но на этом все не закончилось, потому что украинский политолог Игорь Бураковский, включившись в словесный спарринг, спросил представителей России, какую «особую любовь» предлагает Москва Украине – «за деньги или просто так», намекая на проблемную в украино-российских отношениях тему цен на российский газ.
Перейдя на более серьезный лад, представители России очень просто объяснили свое понимание любви: вслед за Владимиром Путиным они повторили, что цены на газ могут быть снижены только в случае вступления Украины в Таможенный союз. «Если Украина хочет лучших условий, то, возможно, ей нужно было бы вступить в Таможенный союз», – заявил заместитель председателя правительства России Аркадий Дворкович.
Андрей Костин сказал, что Россия и дальше видит своей задачей привлекать Украину к этому союзу. «Привлекать – значит и делать уступки Украине. У нас есть достаточно вопросов в торговых отношениях, которые можно было бы обсуждать, и российская сторона могла бы делать заманчивые предложения Украине. Я бы не зацикливался только на ценах на газ, т. к. это – лишь одна сторона медали», – сказал глава ВТБ в комментарии «ВВС – Украина».
Вступивший в дискуссию вице-премьер-министр Казахстана Кайрат Калимбетов также сделал вывод из темы «о любви». По его убеждению, эта дискуссия показала, что у Украины «исторически нет другого выхода», кроме как сотрудничать в рамках экономических образований, которые появляются на территории бывшего СССР. «Вскоре требования к будущим членам ЕС, куда Украина хочет вступать, станут еще более жесткими. Но вы еще не воспользовались тем потенциалом, который есть у вас сегодня. Вы еще получите предложения от Таможенного союза, от России, Белоруссии, Казахстана, ибо это соответствует глобальным реалиям, и здесь не надо впутывать политику», – заявил Кайрат Калимбетов.
Источник: km.ru