Когда бабла нет, никакого единства быть не может
Конечно, сепаратистские настроения в Каталонии сильны. Универсальная песня всех сепаратистских регионов – это то, что они платят больше, чем получают. Когда кризис прижимает, когда центральное правительство занимается исполнением программ экономии, это давление дает ситуацию прямого разноса. Понятно, что это резко ухудшит положение всех стран, которые «рубят» свои бюджеты. При этом в Испании больше половины молодежи просто не имеют шансов найти работу. Это – вялотекущая катастрофа, а Каталония – это наиболее сытый регион Испании. Я сейчас не буду разбирать национально-исторические вопросы: они не имеют в данном случае существенного значения.
Когда бабла нет, никакого единства быть не может
Существенное значение имеют две вещи. Первое: крупные консолидированные бюджеты европейских стран имеют больше шансов справиться с долговым кризисом, чем мелкие и дробные. Что бы там ни сделали каталонцы, доверие к каталонскому бюджету, долгам и обязательствам будет меньше, чем к общеиспанским. И доверие к испанским долгам в случае отделения Каталонии тоже будет меньше.
Второй момент: попытки сейчас под лозунгом борьбы с кризисом консолидировать Европу приведут не к ее консолидации, а к ее дроблению. И если каталонцам можно, то и Баскония отваливается. Далее мы имеем Шотландию, Северную Италию и развал всего, что может развалиться. Кстати, Грецию развалить не удастся. А в конце концов дойдет до того, что во Франции появятся сепаратисты, притом, что Франция – унитарное государство, никогда не допускавшее мысли о подобном.
Смысл сосуществования в одной стране есть до тех пор, пока существует понятие «великая держава». Понятно, что делали шотландцы в Британской империи, понятно, что делали каталонцы в Великой Испании. Когда общая скрепляющая миссия отваливается, остается повышение благосостояния. То, что нельзя принять как веру и ценность, можно принять за деньги. А когда бабла нет, то – тю-тю, никакого единства быть не может. Атомизация Европы – это прямое, естественное, абсолютно логичное и, на мой взгляд, крайне неприятное следствие европейского кризиса.
В кризис тот, кто не идет на поводу популизма, проигрывает
Сейчас Каталония вряд ли отделится, но рано или поздно это произойдет. Дело в том, что степень социальной напряженности в нынешней Испании очень далека от того, что ей предстоит испытать. Как показывает наша отечественная практика, наделение регионов полномочиями экономического характера никаким образом не способствует укреплению страны. Это – просто пошаговый путь к сепаратизации.
Здесь есть маленькая анестезийка, т. е. смягчающая штука, которая действует до поры до времени. Я говорю о том, что границ нет. Европа-то едина! А если она едина, то, казалось бы, зачем нам жить в одной стране? Вот рядом живут французы, и границы прозрачны. Движение товаров, людей и капиталов свободно... Однако движение товаров, людей и капиталов будет свободно до определенной степени разрушения рынков. Вспомним, опять же, советскую историю. Ведь тогда тоже говорили, что «будем ездить в Юрмалу как раньше». Но это – иллюзии, это же не сбылось, и страна стала реально другой: появились барьеры и все что угодно.
В самой Каталонии есть люди, которые понимают, к каким издержкам приводит независимость, но их меньшинство. Я думаю, что в элитах этого меньшинства больше, но в кризис тот, кто не идет на поводу популизма, проигрывает. Нет политической возможности противостоять сепаратистским настроениям. У меня вообще такое впечатление, что среди лидеров европейских сепаратистов гораздо более трезвое отношение к этим идеям, чем среди их электората. Но куда им деться?.. Кстати, они оказывают сдерживающее воздействие. Ведь они могли бы вбросить лозунг независимости, и он бы тут же прошел, но они требуют экономических преференций.
Источник: km.ru