О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Засуха поднимает цены на молоко, конкуренция - снижает

Добавлено: 25.09.2012


По данным Минсельхоза из-за жары сбор фуражного зерна и сенажа в 16 регионах составляет лишь несколько процентов от планового объема.

Рынок зерна уже отреагировал на погоду увеличением отпускных цен. По мнению аналитиков, за ним вскоре могут последовать рынки мясного и молочного скотоводства.

 Засуха грозит массовым забоем скота. Например, доля фуража в Краснодарском крае и Ставрополье доля, по мнению специалистов, не превысит 8% в сборе зерна, в то время как год назад она достигала 15 — 20%. В Курской и Орловской областях, где в этом году ожидают урожай пшеницы выше среднего, доля фуража будет так же крайне малой — все зерно соответствует критериям продовольственного и будет продаваться по более высокой цене. В традиционно благополучном Ставропольском крае за последние несколько месяцев цена фуражной пшеницы «скакнула» с 5000 до 8000 рублей. С «зеленкой» дела обстоят еще хуже, всю фуражную группу: шрот, жмых, а так же сено и сенаж смогут заготовить мало.

 Обычно дефицит кормов ведет к забою скота и сокращение объемов производства крупными предприятиями. В результате, сначала цены на мясо падают, но вскоре потребителей ждет рост цен. Так было в зимние месяцы, последовавшие за аномально жарким летом 2010 года. Тогда, после нескольких месяцев, в течении которых правительство административными способами сдерживало удорожание молочной и не только продукции, цены на сыры, сметану, масло и творог в розничных сетях подскочили на 70 и более процентов. Со временем цены опустились лишь на несколько процентов.

 По данным аналитиков компании Intesco Research Group 99,4% рынка молочных продуктов принадлежит российскому производителю. Если отечественный производитель из-за дефицита кормов или по каким-то другим причинам начнет сокращать производство, это неминуемо отразится на цене продукции в розничной торговле.

 Сотрудники Института Конъюнктуры Аграрного Рынка (ИКАР) сделали прогноз, следуя которому можно ожидать рост закупочной цены молока высшего сорта с нынешних 14 руб. 60 коп. минимум до 17 руб. Это было бы не так много, если бы на примере ситуации в 2010 году не было бы ясно, что окончательная цена на молоко и молочную продукцию не увеличивалась бы многократно из-за цепочки налогов, а так же растущих расходов на топливо и электричество. Особенно это касается продуктов глубокой переработки молока, таких как творог, масло, сыры – их цена вырастет в разы.

 По оценкам Института питания Академии медицинских наук РФ, взрослому человеку необходим 34,5 литров молока в год. При средней стоимости молока - 35 руб. за литр получается, россиянин в год должен потратить 1200 руб. лишь на молоко, не говоря уже о твороге, сметане, сырах, йогуртах и прочих молочных продуктах – на все надо 13-14 тыс руб. По данным аналитического агентства BussinesStat средние расходы на покупку молочных товаров в 2011 году составили 7100 руб. в год или 591 руб. в месяц. Реальное потребление молока и молочных продуктов отличается от желаемого в два раза. Если российского покупателя ждет очередной виток цен, то разрыв еще более увеличится.

 Производители молочных продуктов с одной стороны демонстрируют озабоченность ростом цен на их продукцию. Но с другой стороны – делают все, чтобы не допустить снижения этих самых цен. В этом, в общем, нет противоречия. Под разговоры о засухе они надеются получить государственные преференция, желательно – деньгами в виде ссуд или еще как. Но конкурировать с другими поставщиками не хотят. А угроза развития конкуренции есть. И это «зло» наступает сразу с двух сторон – из Белоруссии и из недр Всемирной торговой организации (ВТО).

 При этом как раз с белорусской угрозой можно было бы бороться по процедурам ВТО, обвиняя соседей в махровом протекционизме. Но отечественные производители предпочитаю не в суд идти, каким и является, по сути, ВТО, а писать челобитные своему правительству, чтобы просто запретили допуск в страну неугодных им товаров.

 Известно открытое письмо руководителей объединения «Союзмолоко к министрам сельского хозяйства России и Беларуси. В нем российские аграрии предлагают убрать из белорусского экспорта цельное молоко и молочную сыворотку. В качестве основания для подобного решения предлагается сравнить отпускные цены на молоко российских и белорусских предприятиях. Действительно, если цены на сырое товарное молоко в России не опускаются ниже 15-16 руб. за кг, то белорусские предприятия готовы продавать его по 9 -10 рублей. «Это является основой для беспрецедентного конкурентного преимущества белорусских молочных продуктов перед аналогичными российскими в условиях общего рынка «Таможенного союза», - говорится в письме.

 И сейчас, часто с утра наши аграрии говорят про засуху и неминуемый рост цен, а после обеда начинают плакать про то, вынуждены сбивать цены на молоко, так как наш рынок завален белорусской продукцией. При этом они проклинают отечественные торговые сети, которые, почему-то, предпочитают брать на продажу молоко и масло подешевле, вместо того, чтобы брать подороже, но свое.

 Однако российские производители правы, когда говорят, что невозможно конкурировать с белорусской отраслью, которая фактически является государственной и субсидируется государством. У соседей не производитель, а государство покрывает убытки. Это, кстати, ярчайший повод для разбирательства в ВТО, и предсказуем вердикт – недобрососвестные конкуренты будут наказаны в рублях, долларах и «зайчиках».

 Но большинство наших аграриев и против ВТО. Согласно достигнутым договоренностям, конечные связанные ставки ввозных таможенных пошлин на все виды молочной продукции, за исключением йогурта, кефира и пахты, со временем станут заметно ниже действующих в настоящее время. Уменьшение таможенных ставок, по мнению противников ВТО, даст возможность импортером декларировать ввозимую продукцию по ценам даже ниже себестоимости. Это не доказывается, в это предлагается просто верить, взращивая в себе ненависть ко всему заграничному, как растит хороший огородник огурцы, регулярно их поливая.

 И опять нехорошими словами кроются отечественные торговые сети. Еще предлагается нам верить, что вряд ли они будут регулировать цены на импортные товары и нашим аграриям придется тяжело. Они вряд ли смогут по ценам конкурировать с импортными производителями.

 Согласно данным, предоставленным аналитическим центром «Союзмолоко», эти меры уже к 2013 году могут привести к увеличению ввоза молочных продуктов из стран дальнего зарубежья на 2 млн. тонн в пересчете на молоко. Особенно трудно будет сыроделам. По данным аналитического центра «Союзмолоко», уже в ближайшие годы десятки сыродельных заводов могут оказаться на грани разорения под натиском усиливающейся конкуренции со стороны иностранных производителей. И без того сложная ситуация в сыроделии может ухудшиться. Спрос на сыры в текущем году снизился. И если иностранным поставщикам удается удерживать объемы ввоза на прошлогоднем уровне, то отечественное производство падает.

 Навскидку не разберешься, за что же ратуют мастера молочного животноводства и переработки молочной продукции. И рост цен – плохо, и снижение – еще хуже. Их понять можно. Но и им бы помнить, что есть законы природы, которые трудно отменить даже российскому правительству по жалобам аграриев. Один из них в том, что если где-то засуха, то в другой месте, обычно, наоборот дожди хлещут. Если где-то дорожает молоко, то где-то – дешевеет. А так как (по недосмотру властей, наверное), давно изобрели паровой и другие двигатели, то алчные торговцы научились завозить из-за трех морей все, что угодно покупателю, подешевле, чем предлагают свои производители. И «железный занавес», вроде, пока опускать не собираются. Так что придется смириться с тем, что солнце всходит и заходит, корабли плавают по воде, самолеты летают по воздуху, рыбы ищут где глубже, а потребители – где чего подешевле.

 

Источник: km.ru






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы