Следственное управление ГУ МВД по Московской области расследует дело о нанесении ущерба государству путем искусственного занижения цен на ракетные двигатели РД-171М для ракет «Зенит», используемых в проекте «Морской старт».
Как рассказал «Известиям» президент РКК «Энергия» Виталий Лопота, уголовное дело было возбуждено в марте этого года по результатам проверки комиссии Роскосмоса на химкинском НПО «Энергомаш», где делают двигатели РД-171. В ГУ МВД по Московской области ситуацию оперативно не прокомментировали.
Как заявлял «Известиям» в декабре прошлого года руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин, внеплановая проверка Роскосмоса в НПО «Энергомаш» — крупнейшем российском предприятии по производству жидкостных ракетных двигателей — проводилась по распоряжению правительства, а поводом к ее назначению стали обращения работников предприятия. Один из бывших топ-менеджеров НПО «Энергомаш» пояснил «Известиям», что в основу обращений работников, по всей видимости, легли данные аудиторской проверки НПО «Энергомаш», представленные на общегодовом собрании акционеров предприятия в 2011 году.
«В ноябре 2010 года Владимир Солнцев (исполнительный директор НПО «Энергомаш». — «Известия») без согласования с советом директоров подписывает соглашение о возобновлении контракта по поставке двигателей РД-171М по цене $10,6 млн, что в экономических условиях 2010 года ниже себестоимости его изготовления, — говорится в отчете аудитора. — В результате данной сделки общество недополучит за три года почти $52 млн». По информации источника в руководстве НПО «Энергомаш», цена в $10,6 млн была зафиксирована для первых пяти двигателей РД-171М, поставленных для «Морского старта», а в дальнейшем она выросла до $11,5 млн. Что в любом случае заметно ниже стоимости в рамках Федеральной космической программы — $16,6 млн за штуку в ценах 2010 года. Имея в виду эту разницу, аудитор и сделал заключение о занижении цен.
В Роскосмосе предположили, что, искусственно занижая цены на двигатели, в РКК «Энергия» хотели улучшить экономические показатели проекта «Морской старт». Как раз в 2010 году, когда заключались контракты на двигатели по цене $10,6 млн за штуку, РКК «Энергия» взялась спасать от банкротства проект «Морской старт», став его мажоритарным акционером.
Главный конструктор НПО «Энергомаш» Владимир Чванов сообщил «Известиям», что он был опрошен следователем по данному делу.
— Я не экономист, но могу сказать, что гибкое ценообразование проводилось не только исходя из себестоимости изделия, но также с учетом других факторов. Мы делаем линейку двигателей универсальных, во многом имеющих общие агрегаты, поэтому для нас важно поддерживать производство. Если что-то будет закрыто, то мы утратим технологии, навыки, людей. Поэтому был период, когда мы, чтобы сохранить тему, вынуждены были варьировать цены, — сказал Чванов.
По словам источника в руководстве РКК «Энергия», для определения справедливой стоимости двигателей РД-171М были привлечены независимые эксперты, в том числе и зарубежные.
Владимир Чванов не смог назвать организации и специалистов, участвовавших в экспертизе стоимости двигателей, отметив, что видел только фрагменты их отчета.
— То, что я видел, полной картины не отражает. По поводу поставок двигателей для «Морского старта» там сказано, что цены должны быть выше, — говорит Чванов.
Исполнительный директор НПО «Энергомаш» Владимир Солнцев вчера был недоступен для комментариев. Представители Роскосмоса уверяют, что не являются инициаторами расследования на НПО «Энергомаш».
— Есть стоимость запуска, то есть коммерческого контракта, она складывается из стоимости работ РКК «Энергия», «Морского старта», в том числе из стоимости двигателей, — говорит ведущий аналитик некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС» Андрей Ионин. — В этой схеме просто произошло перераспределение денег в пользу РКК «Энергия». Стоимость контракта не изменилась — произошло перераспределение прибыли. При этом НПО «Энергомаш» на 85% принадлежит государству, а РКК «Энергия» — на 38%. Поэтому говорить о прямом ущербе государству тут, на мой взгляд, сложно. Мы имеем дело с ценообразованием внутри холдинга, где есть производственная единица, а есть центр прибыли. Здесь центр прибыли был смещен в сторону РКК «Энергия». Если государство передало НПО «Энергомаш» в управление РКК «Энергия», оно же имело какую-то цель, предоставило управляющей компании определенные полномочия. На мой взгляд, «Энергия» имела право варьировать цены на двигатели.