Результаты выборов мэра Екатеринбурга, прошедших в единый день голосования 8 сентября, оказались и предсказуемы, и удивительны одновременно. По последним данным, далеко не жалуемый властью глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман побеждает вице-губернатора единороса Якова Силина с перевесом в 3,5 процента голосов.
Сам единый день голосования в Екатеринбурге прошел на удивление тихо. В городе никогда еще не было такого большого количества наблюдателей на участках (более двух тысяч ― абсолютный рекорд, по словам главы горизбиркома Ильи Захарова) и одновременно такого небольшого числа зарегистрированных нарушений процедуры голосования.
Как и положено, участки открылись в 8 утра. Уже через два часа стало очевидно, что высокой явки не будет: «По состоянию на 10 утра проголосовали 1,99 процента [избирателей], для сравнения, в 2007 году, когда утром была аналогичная явка, итоговая составила 18 процентов», ― сообщил журналистам на своем первом в тот день брифинге Захаров. К середине дня действительно казалось, что явка может оказаться ниже звучавших накануне дня голосования пессимистичных прогнозов в 30 процентов.
Первые сообщения о нарушениях начали появляться утром. Еще накануне вечером неизвестные разбросали по ящикам фальшивые «информационные письма», в которых сообщалось о том, что Евгений Ройзман якобы снят с выборов. Больше всего на это обиделся глава горизбиркома: «Подделали мою подпись, печать комиссии», ― возмущался он на брифинге. С утра же с анонимного номера на сотовые телефоны горожан начали приходить сообщения, также якобы от избиркома, в которых напоминалось, что в бюллетенях три кандидата Бурковых, но «настоящий» из них только один. По обоим эпизодам избирательная комиссия направила заявления в прокуратуру и полицию.
Это, по большому счету, и есть основные нарушения в день голосования. Для Екатеринбурга с его богатыми традициями «черного пиара» это на удивление мало. О ходе самой кампании «Лента.ру» писала накануне выборов.
К вечеру у всех наблюдавших за ходом голосования начало складываться впечатление, что интрига выборов испарилась: казалось, что Ройзману не удалось мобилизовать свой электорат, а городским властям ― сколько-нибудь активно подтянуть административный ресурс. День прошел тихо, явка полностью совпала с прогнозом главы горизбиркома ― в итоге она составила 30,5 процента. Казалось, что при такой точности должны сбыться и все остальные предсказания властей: первое место ― Яков Силин, второе ― депутат Госдумы, ветеран уральской политики Александр Бурков, где-то рядом ― Евгений Ройзман. Такой расклад, в частности, накануне прогнозировал главный идеолог команды губернатора Вадим Дубичев.
«Спринтерский забег в песочнице», ― так охарактеризовал этот этап один из екатеринбургских блогеров примерно за час до закрытия участков. На одном из брифингов глава горизбиркома даже успел обвинить во всем картошку: мол, многие горожане уехали собирать урожай, чтобы не голодать зимой, ― отсюда и низкая явка и, соответственно, такая тишина. По его словам, «нормой» для выборов мэра в Екатеринбурге всегда было 50 процентов проголосовавших и более. Прозвучавшее через пару часов заявление Ройзмана о победе прозвучало на этом сонном фоне оглушительно.
Без десяти девять вечера штаб Ройзмана неожиданно объявил о сборе своих сторонников в здании фонда «Город без наркотиков». Срок давался десять минут. Сообщалось, что кандидат проведет брифинг и сделает важное сообщение. Активисты кампании восприняли объявление всерьез и поспешили к штабу. Одной из откликнувшихся на призыв кандидата собраться была активистка фонда Елена. «Я выросла на окраине. Там все наркоманы. И муж тоже был. Фонд ― единственный, кто помог. Мужа, правда, больше нет, но всей семьей болеем за Ройзмана», ― рассказывает она мне, пока мы мчимся в автомобиле по дороге к штаб-квартире выдвиженца «Гражданской платформы».
Возле фонда машины паркуются уже в три ряда. А внутри Ройзман уже начинает делать свое заявление: первые результаты, переданные наблюдателями с пяти участков, отдают ему лидерство, хоть и с небольшим отрывом от единороса Силина. «Будучи мэром полуторамиллионого города, мне будет проще решать вопросы», ― повторяет основную мысль своей кампании Ройзман перед толпой своих сторонников и немногочисленными подоспевшими журналистами. О своей победе он говорит лишь как о «возможной». Вскоре появляются и данные экзит-поллов, которые проводились его сторонниками: половина опрошенных отвечать отказались, остальные в большинстве своем голосовали за Ройзмана.
Одновременно доходят новости о том, что единорос Силин почти сразу же после заявления Ройзмана покинул свой штаб и перебрался в резиденцию губернатора Евгения Куйвашева. Поначалу даже пронесся слух, что все его брифинги отменены. Позже, однако, в областной администрации уточнили, что просто изменилось место и время их проведения.
Первых прибывших журналистов встречает Вадим Дубичев. «У нас почти 600 участков, и, насколько я понимаю, до последнего участка будет сохраняться эта интрига, они будут идти “голова к голове”. Пока Силин побеждает», ― заверил первый замглавы администрации губернатора. При этом он отметил, что расхождение между данными штабов Ройзмана и Силина может быть связано с обсчетом разных участков. Напоследок он добавил, что его основной задачей были выборы в области, а там «Единая Россия» почти везде победила, даже в тех районах, где прошлые кампании оканчивались для нее провалом. Выборами же мэра Екатеринбурга, по словам Дубичева, занимались совершенно другие люди, так что ему остается лишь анализировать итоговые результаты.
Через полчаса появляется и сам Силин: «Теоретически Ройзман может выиграть, практически ― нет. Я не могу сейчас говорить, не все бюллетени еще подсчитаны, но я же вижу тенденцию. Да, идет очень плотно, я терпеливо к этому отношусь», ― заявил он «Ленте.ру». На большей части участков, где уже подсчитаны голоса (это около 40 процентов от общего числа), зафиксирован небольшой отрыв ― в 1,5-2 процента, заверил Силин. Свое появление в резиденции губернатора, а не в собственном штабе, где «все спать пошли», он объяснил заботой о журналистах, которые, конечно же, искали бы его именно в обладминистрации.
Далее в течение нескольких часов штабы обоих кандидатов почти в унисон друг другу объявляли итоги очередного этапа подсчета голосов: то 32, то 33 процента, в чью пользу ― зависело от того, кто говорил. Сами цифры при этом практически не менялись. Тем временем город потихоньку переходил почти что на осадное положение: к зданию правительства области подъехал ОМОН, административные здания в центре начали патрулировать усиленные наряды полиции, к территориальным избирательным комиссиям подтянулись резервы силовиков. Масла в огонь неожиданно подлил федеральный ЦИК. Его заявление ― «Центральная комиссия опубликовала свежие результаты ― у Силина преимущество в шесть процентов» ― тут же начали обсуждать в штабе Ройзмана. Новость о шестипроцентном скачке моментально распространили все местные СМИ. На фоне демонстративного усиления полицейских нарядов в фонде сразу же заговорили о фальсификации результатов голосования.
В штабе Силина постарались сбить накал страстей, объявив, что данные ЦИКа не совсем верны. «Дело в том, что ЦИК начал публиковать результаты екатеринбургских выборов, но у них на сайте они выходят с задержкой. А местные СМИ не разобрались и начали их публиковать как свежие, хотя это данные на начало подсчета голосов», ― поясняют ситуацию в штабе вице-губернатора. Сам Ройзман в это время уже отправился в территориальные избирательные комиссии. «Там сейчас могут быть основные фальсификации», ― объявил «Ленте.ру» идеолог его штаба Константин Киселев.
Нагнать кортеж кандидата удалось уже только возле последнего Верх-Исетского ТИКа. Внутри толпа уставших полицейских, вымотанные подсчетами члены комиссии и наблюдатели и сам кандидат, стремительно несущийся по коридорам и обсуждающий по телефону последние новости. Вопрос о выявленных нарушениях его уже не беспокоит: «Вот только сейчас позвонили из штаба ― горизбирком официально объявил о моей победе. Уже шлют смс с поздравлениями: Кудрин, Митволь, Прохоров», ― говорит он на бегу. В актовом зале ТИКа, где мы разговариваем, тут же раздаются первые поздравления. Чуть позже на выходе из здания кто-то из полицейских признался, что тоже голосовал за Ройзмана.
После сообщения о победе Ройзман вернулся в штаб, где перед входом собрался стихийный митинг из его сторонников и волонтеров ― тех, кто «дожил» до четырех утра. Таких набралось пара сотен. Проезжавшие мимо машины отчаянно сигналили. Без пяти минут мэр Екатеринбурга праздновал свой триумф: он напомнил собравшимся о том, в каких условиях начиналась кампания, об уголовных делах в отношении сотрудников его фонда, о попытках выселить его из здания, о все еще находящемся в суде деле против его подруги и руководителя его штаба Аксаны Пановой.
«И вот, когда ситуация, казалось, уже безвыходная, город, люди выдают кредит доверия. Будем отрабатывать. Но сначала выспимся, ― его прервали аплодисменты. ― Почему так получилось? Мы не врали, не кривили, не делали ничего лишнего, очень чистая была кампания», ― заявил Ройзман своим сторонникам. Он сказал, что впервые решил участвовать в выборах мэра: «Я долго старался держаться в стороне от этого. В 2007 году, к примеру, не стал выдвигаться. Но тут не было выхода уже». И тут же напомнил своему штабу: «Завтра в 12 оперативная планерка».
Напоследок из здания вынесли несколько пакетов, метел и лопату. «Ребята, вот завтра приедут журналисты с утра, будут снимать, скажут: смотрите, кого выбрал Екатеринбург», ― обратился Ройзман к стоявшим на крыльце парням, показывая на переполненную урну у входа в фонд. Волонтеры тут же принялись за уборку.
Игорь Чукреев (Екатеринбург)