Фракция большинства в Госдуме подготовила предложения по формированию федерального бюджета. Документ (есть в распоряжении «Известий») был отправлен кабинету министров еще в середине лета. Однако, несмотря на высказанные пожелания и критику подготовленных бюджетных документов, в Госдуму до сих пор не поступили трехлетние планы развития всех 40 госпрограмм, в рамках которых по-новому сформирован бюджет страны на 2014 год.
Как пояснил глава комитета по экономической политике Игорь Руденский, без этих трехлетних планов нельзя оценить эффективность программ: на что будут потрачены деньги и какой в итоге будет получен результат.
Напомним, что с 2014 года в соответствии с бюджетным посланием президента российский бюджет становится программным. Правительством России вместо федеральных целевых программ утверждено 40 госпрограмм, охватывающих все направления социальной и экономической политики государства. Разница между ФЦП и госпрограммой — в подходах к выделению средств. Госпрограмма позволяет комплексно рассматривать каждую сферу жизнедеятельности страны.
Дума неоднократно критиковала правительство за нежелание менять подход к формированию бюджетных расходов. Профильные министерства, занимающиеся подготовкой главного финансового документа страны, по мнению парламентариев, нуждаются в рекомендациях.
Как рассказал высокопоставленный источник в «Единой России», внутри фракции критические замечания к формированию бюджета высказывались на специально созванном заседании, после чего летом депутаты в своих предложениях правительству сформулировали основные направления, которые необходимо в нем отразить.
В частности, профильным министерствам рекомендовано было при формировании бюджета разделить функции целеполагания и целедостижения: это означает, что президент и парламент формулируют цель, а правительство обеспечивает ее достижение.
Кроме того, правительству было предложено разработать комплекс мер, направленных на оздоровление бюджетов как субъектов федерации, так и местных бюджетов. Также парламентарии настаивают на усилении контроля нижней палаты за эффективностью использования инвестиционных расходов федерального бюджета.
Игорь Руденский рассказал «Известиям», что основные предложения были разработаны на основе анализа госпрограмм, который провел возглавляемый им научно-практический центр стратегического планирования, созданный полгода назад в «Единой России».
НПЦ ЕР был открыт для разработки экономической концепции развития России.
Как отмечается в экспертном заключении НПЦ ЕР (есть в распоряжении «Известий»), разработка и утверждение госпрограмм проводились без учета долгосрочного прогноза и бюджетной стратегии.
Особенно серьезной критике подверглась госпрограмма «Экономическое развитие и инновационная экономика». Так, в документе говорится, что некоторые задачи программы имеют расплывчатые формулировки: «Создание условий для привлечения инвестиций в экономику РФ». Отмечается, что перечень этих условий может составить несколько томов, но ничего не сказано о том, какая же от этого будет польза для России.
Эксперты центра выявили, что в большинстве представленных министерствами материалов не определены конкретные сроки действия программ, нет конкретных мероприятий для их реализации, а также промежуточных ориентиров, которые должны быть достигнуты. Экспертам не ясно, «какой вклад в развитие страны должны внести госпрограммы и какой конкретно методический и модельный аппарат использовался чиновниками при разработке прогноза».
Сам Игорь Руденский уверен, что методика расчета эффективности госпрограмм нуждается в серьезной доработке.
— Когда разрабатывается государственная программа, должны определяться цели и задачи, как достичь намеченного. Всё должно измеряться показателями и индикаторами, а они как раз и отсутствуют в уже представленных документах.
Парламентарий также пояснил, что бюджет уже практически прошел нулевое чтение (в нижней палате все летние каникулы велись согласования параметров бюджета с различными министерствами и ведомствами).
— Дума ждет готовый бюджет, который, как мы надеемся, учтет предложения президента и наши пожелания и станет не бюджетом урезания, а бюджетом развития. Тем более что у нас есть для этого возможности и резервы, в том числе различные фонды (резервный и национального благосостояния).
Между тем в Минтруда и Минобразовании заявили, что планы-трехлетки уже разработаны и утверждены правительством. Однако у пока не утвержденных госпрограмм «Развитие пенсионной системы» и «Обеспечение обороноспособности страны» таких планов еще нет.
Пресс-секретарь председателя правительства Наталья Тимакова заявила «Известиям», что председатель правительства неоднократно обсуждал с профильными министерствами вопрос готовности государственных программ и давал оценку этим госпрограммам.
Экономисты, в свою очередь, бьют тревогу и считают, что вопрос эффективности расходования бюджетных средств необходимо решать в ближайшей перспективе, при этом нужно задействовать все инструменты, так как под угрозой может оказаться исполнение майских указов президента.
Известный экономист, председатель правления Института динамического консерватизма Андрей Кобяков уверен, что необходимо более адресно контролировать расходование бюджетных средств.
— Вокруг бюджета идут достаточно тревожные процессы и наблюдаются тенденции, связанные с возможностью секвестра очень важных статей. Эти действия напрямую входят в противоречие с поручениями президента, которые он давал правительству (речь идет о майских указах президента. — «Известия»). Нужно активизировать деятельность контрольных ведомств, задействовать Счетную палату, чтобы она определяла, насколько обоснованы заложенные в госпрограммах издержки, не завышены ли цены, — говорит Андрей Кобяков.
Его поддерживает советник Института современного развития Никита Масленников. В свою очередь, он считает, что российский бюджет к концу года может стать дефицитным.
— Дополнительные требования депутатов к правительству по обоснованию тех или иных цифр логичны и естественны. Все видят, что в условиях торможения как глобальной, так и российской экономик есть определенные риски исполнения бюджета. Депутатам нужна дополнительная информация, насколько надежные методики применяются при проектировке финансового документа страны, — отмечает Масленников.
По его словам, вопросы возникают и к процессу исполнения бюджета, так как в 2014 году он впервые будет программным.
— Это новшество в российской экономике, впервые госбюджет сформирован в программно-целевом разрезе, и все внимание общественности приковано к тому, какие результаты будут получены. Кроме того, правительством объявлено сокращение средств до 10% по незащищенным статьям бюджета, а в целом статьи бюджета могут «похудеть» по госрасходам на 5%. Вызывает обеспокоенность, будет ли сокращение расходов учтено в исполнении программ в ближайшие три года, отразится ли это на конкретных регионах и не появится ли угроза неисполнения майских указов, — отмечает Масленников.
Он также полагает, что есть надежда, что благодаря усиленному вниманию к бюджету и правительство, и Госдума смогут подготовиться к первому чтению законопроекта и найти рабочий компромисс при его подготовке.