О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Жестокий баланс

Добавлено: 19.09.2013


Правительство сегодня получит окончательную версию бюджетных проектировок — накануне комиссия Белого дома одобрила, немного смягчив, большую часть инициатив экономического блока правительства. Бюджет на 2014-2016 годы основан на заморозке тарифов госмонополий и росте их дивидендов, сокращению части госрасходов на 5%, заморозке зарплат в госсекторе на 2014 год, консолидации страховой части пенсии, переносе на 2016 год крупных инвестпроектов и выделении 100 млрд руб. для создания новых рабочих мест в малом бизнесе. Как и ожидал "Ъ", это программа структурных реформ в условиях практической невозможности институциональных.

Состоявшееся наконец заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам вчера одобрило большую часть инициатив, неожиданно появившихся в Белом доме под занавес бюджетного процесса — в первых числах сентября. Проект характеристик трехлетнего бюджета к заседанию 18 сентября (есть в распоряжении "Ъ") практически не изменился в сравнении с версией к совещанию по бюджету 16 сентября (см. "Ъ" от 17 сентября): за счет снижения прогноза нефтегазовых доходов на 20 млрд руб., роста расходов на 15 млрд руб. и внутреннего перераспределения дефицит бюджета почти не вырос. Предварительные расчеты Минфина давали доходы на 2014 год в 13,57 трлн руб., расходы — в 13,96 трлн руб., дефицит — в 391 млрд руб.

Наиболее крупное изменение за два дня — пересчет "траектории" нового налогового маневра в нефтяной отрасли: повышение ставки НДПИ со снижением экспортных пошлин на нефть одобрено, но не в варианте проектировок от 6 сентября.
Как сокращенное в бюджете возрождается в новых расходах
16 сентября у премьер-министра Дмитрия Медведева на рабочем совещании Минфин предложил дополнительную экономию 268 млрд руб. в 2014 году и почти вдвое большую в 2015 и 2016 годах. Отсрочки связаны не с протестами госмонополий, а с необходимостью учесть новые требования Кремля и Белого дома...

Сообщивший о поддержке налогового маневра первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что предложения Минфина одобрены в смягченном варианте, "были предложения значительно жестче его сделать". По его словам, от заморозки в 2014 году тарифа на железнодорожные перевозки больше всех выигрывают нефтяники. "Мы считаем это несправедливым. Мы бы хотели перераспределить их доходы для других целей бюджетной системы",— объяснил новую идеологию господин Шувалов.

РЖД и сети (для "Газпрома" тарифный шок невелик) станут главными жертвами бюджетного процесса-2013. Как пояснил первый вице-премьер, на комиссии основная дискуссия как раз шла "вокруг того, могут ли министерства и структурные монополии вынести заморозку тарифов". "Решение (см. также стр. 6.— "Ъ") принято. Мы настаиваем на том, и сегодня премьер-министр это сказал, что все планы должны быть осуществлены в полном объеме",— сообщил господин Шувалов вердикт. Принято и решение по пятипроцентному сокращению части расходов бюджета вместе с двухпроцентным сокращением субсидий бюджетным учреждениям. Вопрос о заморозке зарплат в 2014 году в госсекторе даже не обсуждался: решение уже принято на совещании у президента Владимира Путина 11 сентября. Одобрено также в принципе решение по переходу к выплате крупными компаниями дивидендов в 35% по МСФО — "очень много вопросов и сопротивляющихся", признал господин Шувалов, поэтому пока не решено, произойдет ли это в 2015 или 2016 году.

Первый вице-премьер сообщил и о назначении нерасшифрованных в проектировках около 100 млрд руб. расходов в 2014 году и 85 млрд руб. (цифра за два дня сократилась на 7 млрд руб.) в 2015 году — это средства, направляемые Белым домом на создание новых высокотехнологичных рабочих мест, то есть расходы части программы главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева по активной поддержке развития малого бизнеса, часть из нее будет совмещена с мерами по изменению ситуации в моногородах.

Исходя из представленных вчера на заседании трехсторонней комиссии по трудовым отношениям документов Минфина по бюджету Пенсионного фонда РФ (ПФР), Белый дом также полностью определился со схемой разделения пенсионной системы (см. "Ъ" от 18 сентября) и внес ее в бюджет. Но пока нет ответа на вопрос о том, будет ли продлеваться срок выбора пенсионного плана (полностью страховой или с накопительным тарифом 6%). Зато Минтруд уже объявил, что средств на рост пенсий клиентам ПФР с трудовым стажем более 30 лет не будет.
 Как бюджет создает видимость профицита
По итогам двух третей года федеральный бюджет-2013 закрыт с профицитом 0,9% ВВП. Такое относительное благополучие госказны является временным: неисполнение плана приватизации, снижение налоговых поступлений из-за торможения экономики и сокращение сырьевого экспорта к концу года вернут бюджет к дефициту, закрывать который придется нефтегазовыми деньгами, ранее предназначавшимися Резервному фонду...

Официально Белый дом это не объявляет, но активная фаза строительства высокоскоростной магистрали Москва—Казань перенесена на 2016 год. Федеральный бюджет на 2014 год выделяет на проект по 6,7 млрд руб., на 2015 год — около 35 млрд руб. За счет сокращения госинвестиций восстановлено финансирование (на 2-3,5 млрд руб. в год) электронного кадастра — Алексей Улюкаев, отметим, вчера активно намекал на то, что часть ранее выделяемых на это средств Росреестра будут разыскивать силовики. На символические 3 млрд руб. (0,5%) сокращено финансирование на 2014 год дорожного фонда. Курс на рост сборов НДС даже ужесточен: Минфин видит возможность их увеличить в 2016 году прежних проектировок еще на 30 млрд руб. Поблажка, видимо, дана ВЭБу — из презентации Минфина исчезли следы намерений изъять у него 17,1 млрд руб. прибыли от операций с акциями аэрокосмического агентства EADS.

Последний шанс для пострадавших от финала бюджетного процесса — заседание правительства 19 сентября. Но тактика экономического блока Белого дома (как и в случае с реформой РАН — создание цейтнота) показывает, что он невелик. Правительство, возможно, в том числе из-за роста протестных настроений будет настаивать на срочных структурных реформах и "искусственных шоках" для изменения качества роста ВВП — во многом потому, что институциональные реформы, в том числе сокращаемая в планах на 2014-2016 годы приватизация, для Белого дома политически сложны, если не сказать невозможны.






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы