Провокация как способ создания предлога для действий стара как мир. Поджог рейхстага дал повод нацистам начать репрессии против коммунистов и других партий, что привело к созданию Третьего Рейха с одной НСДАП.
«Великобритания активно участвовала в войне против Ирака 1991 года, и ее самолеты с того времени на протяжении 10 с лишним лет патрулировали в Ираке зоны, запретные для полетов иракской авиации»
Доказательства? Рейхстаг горит, а в его коридорах задержали голландца-коммуниста Ван дер Люббе. Какие еще доказательства? Никаких. Все же очевидно! Ван дер Люббе улыбался весь процесс (вероятно, накачанный наркотиками) и отправился на гильотину. Доказательств причастности коммунистов к поджогу найдено так и не было, поэтому болгарина Георгия Димитрова даже нацистская Фемида оправдала и освободила. Но цель провокации уже была достигнута: фюрер НСДАП собрал в своих руках всю мыслимую власть.
Сегодня похожую схему англосаксы применяют в Сирии.
Кто-то применил зарин в пригороде Дамаска. В интернете появились ролики с умирающими людьми. Все ясно: применил химоружие Башар Асад. Доказательства? А роликов в интернете вам мало? Тогда инспекторы ООН нашли осколки с надписями на русском языке со следами зарина. Правда, такие мелочи, что эти осколки от советского боезаряда 60-х годов, которого нет на вооружении сирийской армии, в расчет не принимаются.
Тема «Оружие массового поражения (ОМП как предлог для вторжения)» для Запада не нова. Именно так США и Великобритания обосновали свое вторжение в Ирак. Один из моих читателей, просивший не публиковать его имя, прислал материал, посвященный анализу того, как Запад создавал нужное общественное мнение путем подтасовок и фальсификаций при вторжении в эту страну. Параллели видны невооруженным взглядом.
Вот этот материал. Это хронология, пошаговый анализ действий Лондона, так как приславший материал в те годы жил и работал в российской миссии в Великобритании. Особенностями удара США и Англии по Ираку в 2003 году стал тот факт, что тогда агрессоры даже не посчитали нужным получить одобрение ООН. Просто вторглись безо всяких резолюций. Прошло 10 лет. Смотрите, как изменилась ситуация: сегодня те же страны не могут себе этого позволить. И это отрадно.
Но вернемся на 10 лет назад...
«С каждым днем для мирового сообщества становится очевидным, что повод к войне с Ираком, равно как и обвинения режима С. Хусейна в том, что он укрывал ОМП и был готов применить его против своих соседей, являлись надуманными и подтасованными. Руководство США и Великобритании, используя приемы и способы манипуляции сознанием в мировом масштабе, буквально вырвали согласие на военную акцию у своих народов.
Другими словами, была проведена грандиозная пропагандистская кампания в мировом масштабе. Большой интерес для исследователей представляют действия ведущих держав «коалиции доброй воли»: США и Великобритании – по фактическому принуждению своих граждан поддержать агрессию против Ирака.
Целью данной статьи является попытка описать хронологию действий и раскрыть приемы манипуляции в ходе пиар-кампании, с помощью которых правительство Великобритании в полном соответствии с существующим законодательством страны получило одобрение британцами своих действий.
Перед началом повествования необходимо сказать, что британские специалисты в области общественных связей делят операции, проводимые в информационном поле, на операции в СМИ и информационные операции. При этом первый вид операций направлен на собственное население с целью внушить нужные ему, правительству Ее Величества, мысли. Другие информационные операции проводятся для воздействия на противника.
Великобритания активно участвовала в войне против Ирака 1991 года, и ее самолеты с того времени на протяжении 10 с лишним лет патрулировали в Ираке зоны, запретные для полетов иракской авиации. Однако в конце концов руководства США и Великобритании приняли решение о свержении С. Хусейна и создании в Ираке «демократического правительства».
В связи с тем что соответствующие органы управления средствами массовой информации Великобритании располагают подробным психологическим анализом британского населения с четко определенными целевыми аудиториями, задачи внедрения наиболее оригинальных, запоминающихся и стратегически верных метафор в сознание британцев были важнейшими в ходе «операций в СМИ» по изменению картины мира рядовых британцев.
Для реализации замысла кампании с начала войны Ирака с Кувейтом британские власти и СМИ постоянно «подогревали» иракскую тему, публикуя материалы, направленные на «демонизацию» С. Хусейна. Вот лишь некоторые шаги в направлении достижения задуманной цели – создания нужного общественного мнения, чтобы в итоге напасть на суверенную страну.
1. Осенью 2002 года правительство сделало первые залпы в информационной войне против собственного народа. В сентябре в уважаемой газете «Файнэншл таймс» на одной из страниц был напечатан коллаж: небоскребы-близнецы в Нью-Йорке в клубах дыма и в этом дыму профиль Саддама Хусейна. И хотя не было и нет по сей день никаких доказательств сотрудничества Саддама Хусейна с террористами, обвиненными в организации событий 11 сентября 2001 года, в сознании британцев появился «очаг возбуждения».
«Перебор» с использованием образа С. Хусейна на фоне горящих башен-близнецов позже был объяснен председателем британского объединенного комитета по разведке Скарлеттом как «реализация свободы слова в выражении своего мнения».
2. Далее: в ходе состоявшейся 3 сентября 2002 года пресс-конференции в своем избирательном округе британский премьер-министр Э. Блэр сделал заявление, в котором отметил, что Ирак с существующим правящим режимом является угрозой для Великобритании и всего мирового сообщества, правительство в ближайшее время предоставит тому прямые доказательства.
Публикации «прямых доказательств» предшествовало заседание правительственного кабинета, на котором премьер-министр Э. Блэр заручился поддержкой большинства министров на «беспрецедентную публикацию чувствительной информации, подготовленной объединенным комитетом по разведке».
3. Позднее, в сентябре 2002 года, вышло в свет правительственное досье «Оружие массового поражения Ирака», растиражированное СМИ и размещенное на британских правительственных сайтах. Публикация была действительно беспрецедентным шагом, так как впервые за серьезный документ, предполагавший принятие соответствующих политических решений, выдавался тщательно препарированный материал для манипуляции общественным мнением, не имеющий реальной фактологической и доказательной базы.
«Даже беглое пролистывание материала «досье» создавало впечатление документа, главное назначение которого было оказать воздействие в первую очередь на чувства британцев»
Даже беглое пролистывание материала «досье» создавало впечатление документа, главное назначение которого было оказать воздействие в первую очередь на чувства британцев. Используя тщательно подобранные фотографии, пояснительные надписи к ним, числовые данные, а также просто голословные заявления. Характерно, что в предисловии сам премьер-министр, по существу, признал, что доклад носил, в общем-то, голословный характер, так как не содержал – «из соображений сохранения государственной тайны» – ссылок на источники приведенной в нем информации. Британской общественности были даны только правительственные заверения в качественности информации.
4. Некоторые заявления требовали специального внимания. Так, в досье говорилось о том, что С. Хусейн в состоянии применить оружие массового поражения уже через 45 минут после принятия на это соответствующего политического решения. Этим предполагалось, что иракский режим очень опасен и требует немедленного демонтажа. При этом «разведывательное» и «тщательно подготовленное» досье не содержало данных о том, какие средства доставки будут использованы, какова дальность поражения этих средств и, собственно, кого собирается атаковать С. Хусейн.
Как потом выяснилось в ходе заслушивания председателя комитета по разведке Д. Скарлетта перед специальным комитетом, речь шла о тактических (!) средствах доставки, как то: о ручных гранатах, минометах и ствольной артиллерии. Совершенно очевидно, что все эти «средства доставки» до Великобритании с территории Ирака явно не доставали. Но все это всплыло УЖЕ ПОСЛЕ вторжения англосаксов в Ирак.
5. В итоге на состоявшемся в конце сентября внеочередном заседании палаты общин Э. Блэру в целом удалось обеспечить сдержанную поддержку большинством парламентариев продолжения своего курса в иракском вопросе. В основу убеждения членов парламента легло правительственное досье по ОМУ Ирака.
Используя взятые из досье цифры и факты, премьер постарался показать, что С. Хусейн уже использовал химическое оружие против курдов и иранцев, постоянно стремился и сейчас стремится к обладанию ОМУ, не выполняет требования резолюций СБ ООН, ему нельзя доверять, а значит, угроза со стороны Багдада возрастает, политика сдерживания посредством санкций здесь не работает.
Интересно также, как был поставлен перед парламентариями вопрос голосования по проблеме Ирака. От членов британского парламента требовалось только поддержать «деятельность правительства по разоружению Ирака», хотя в действительности речь шла о развязывании войны против суверенного государства.
6. В начале октября была проведена акция по созданию иллюзии объективности государственных органов Великобритании в решении проблемы Ирака. Достоянием гласности стали «конфиденциальные советы» генерального прокурора Великобритании премьер-министру, в которых содержалось предупреждение, что военная акция против Ирака с целью смены режима будет являться нарушением международного права, в случае принятия подобного решения лейбористское правительство рискует оказаться «клиентом» Международного уголовного суда за откровенное нарушение Устава ООН.
15 октября 2002 года премьер-министр Великобритании заявил, что считает возможным и необходимым ведение борьбы одновременно с международным терроризмом во главе с организацией «Аль-Каида» и с режимом С. Хусейна. Он повторил, что разработка Ираком оружия массового поражения и терроризм являются новыми угрозами миру в современной обстановке.
7. Для отслеживания результатов пропагандистского воздействия на умы британцев регулярно проводились общественные опросы. Так, в ходе опроса общественного мнения в стране, проведенного 14 октября 2002 года независимыми аналитическими организациями и ведущими средствами массовой информации, выяснилось, что за последнюю неделю перед опросом число сторонников применения силы против Ирака возросло на 10% и достигло 42% от общего числа опрошенных при 37% выступающих против и 21% не имеющих еще определенного мнения, при этом 41% граждан поддерживали премьер-министра и не увязывали проблему Ирака с борьбой против «Аль-Каиды». Однако, согласно тому же опросу, подавляющее большинство опрошенных считали, что участие ВС Великобритании в операции против Ирака возможно лишь при наличии мандата ООН.
8. В начале декабря 2002 года министерство обороны Великобритании подготовило и опубликовало доклад о якобы имеющих место массовых преступлениях и нарушениях прав человека в Ираке со стороны режима С. Хусейна. В документе были использованы в основном показания иракских эмигрантов и материалы, собранные представителями гуманитарных и правозащитных организаций. Он содержал разделы: пытки, насилие над женщинами, условия содержания в тюрьмах, убийства, преследование курдов, преследование представителей оппозиции.
9. Министр иностранных дел Великобритании Д. Стро 6 января 2003 года на совещании британских послов в Лондоне обозначил основные направления внешней политики страны на ближайшее десятилетие и впервые связал проблемные государства и международные террористические организации в единое целое.
По мнению Д. Стро, вероятность войны с Ираком в последнее время снизилась, однако он отметил, что ситуация вокруг этого государства изменяется ежедневно. Позиция правительства, по его словам, основывается на необходимости пресечения любой возможности приобретения международными террористами ОМП у проблемных стран.
10. 7 января 2003 года министр обороны Д. Хун объявил о начале мобилизации 1,5 тыс. резервистов, в первую очередь специалистов по тыловому и боевому обеспечению, а 8 января 2003 года посетил Анкару с однодневным рабочим визитом и провел переговоры с турецким военно-политическим руководством по вопросу получения согласия на использование территории страны в качестве плацдарма для развертывания американо-британской наземной группировки в ходе подготовки войны против Ирака.
11. Для нагнетания истерии и создания ощущения опасности в январе 2003 года началась установка бетонных блоков вокруг парламента, других правительственных объектов на фоне заявлений, что «no imminent threat to London», нет явной угрозы Лондону. «Боялись» грузовиков со взрывчаткой, которых, разумеется, не было. В дальнейшем никаких атак на территории США и Великобритании со стороны Ирака и «пособника террористов» Саддама Хусейна так и не случилось.
12. Премьер-министр Великобритании Э. Блэр ходе пресс-конференции 13 января 2003 года заявил, что в случае необходимости британское правительство окажет полную поддержку США в силовом решении проблемы Ирака. Подчеркнуто, что военная акция возможна и без дополнительной резолюции ООН. Главным аргументом в обосновании такого подхода названа непосредственная угроза национальным интересам государства со стороны Ирака, обладающего ОМП.
13. Под прикрытием «дискуссии во власти», когда 15 января более 130 депутатов британского парламента подписали обращение против одиночного нападения США на Ирак, группа ВМС Великобритании уже 17 января 2003 года начала переход из вод метрополии в район Аравийского полуострова. 21 января Блэр заявляет, что атака «Аль-Каиды» на Великобританию неминуема и нет пределов потенциальной опасности со стороны террористов стране.
Перед этим его заявлением как раз случились взрывы в Кении и Бали (и кто их так вовремя осуществил?), а также была арестована группа «активистов» «Аль-Каиды» в европейских странах. Премьер Великобритании нагнетал обстановку, связывая Ирак с террористами. Он сказал, что верит, что Ирак имеет ОМП и пытается восстановить свою ядерную программу.
14. 25 января 2003 года огласку получили «документы», якобы полученные «оппозиционной группы», написанные от руки, доказывающие, что иракские военные закупили некоторые компоненты, необходимые для производства ОМП. В «Дейли телеграф» от 25 января та же информация.
Большая и серьезная статья с именами. По мнению правительства, эти данные надежные. Значимая информация: Хусейн готов применить оружие МП. Еще через два дня журнал «Тайм» (27 января 2003 года) публикует информацию о «североафриканских террористических ячейках в Британии». Четверо из семи предстали в суде. Про других, арестованных еще в ноябре, пишут, что они хотели организовать газовую атаку в метро.
15. 29 января Э. Блэр в ходе своего выступления в британском парламенте заявил о том, что знает о связях режима С. Хусейна с террористической организацией «Аль-Каида». Однако уклонился от более детального ответа на вопрос о содержании этих связей.
16. 30 января газета «Таймс» опубликовала статью, подписанную лидерами восьми европейских государств (Великобритании, Испании, Италии, Португалии, Венгрии, Польши, Дании и Чехии).
Статья получила название «Обращение новой Европы» и призывала поддержать Великобританию и США в их борьбе с опасностью, которую представляют Ирак и его оружие массового поражения. В средствах массовой информации Великобритании продолжается антииракская пропагандистская кампания.
Опубликованы некоторые сведения о содержании американского досье по наличию у Ирака ОМП.
Согласно выводам британских специалистов, это досье представляет собой данные космической и воздушной разведки, перехват иракских телефонных и радиосообщений. А также показания, полученные от боевиков исламского движения «Талибан», находящихся в американском плену.
«Подмаслили военных увеличением жалованья, вновь нагнетается атмосфера. Речь уже идет о войне как о вполне решенном деле»
17. В первой половине февраля правительство Великобритании предпринимает активные меры по защите населения от возможных террористических актов с использованием компонентов химического и бактериологического оружия. В рамках осуществляемых мероприятий кабинет министров объявил о планах по развертыванию на всей территории страны единой сети, включающей 1500 стационарных и подвижных пунктов по обнаружению и идентификации компонентов бактериологического оружия.
18. 14 февраля 2003 года правительство Великобритании проводит в Лондоне масштабную антитеррористическую операцию. В ее осуществлении задействованы спецслужбы (МИ-5, МИ-6, ШКПС), полиция, а также силы и средства ВС Великобритании. Поводом для начала операции послужила полученная по линии спецслужб информация о возможном проведении крупного террористического акта с использованием переносного зенитно-ракетного комплекса.
В ходе акции якобы предусматривается уничтожение одного из самолетов при совершении им взлета или посадки в международном аэропорту Хитроу. С целью обеспечения безопасности полетов и предупреждения возможного теракта в районе аэропорта размещены 1000 полицейских (обычно – 300), усиленных 450 военнослужащими 1-й МПБ «Гренадир Гардз» сухопутных войск.
Кроме того, усилена охрана других аэропортов, государственных и военных объектов, а также центральной части Лондона. Непосредственно мероприятиями по выявлению и проверке подозрительных лиц руководит антитеррористический отдел Скотланд-Ярда.
19. Однако информационная кампания не идет как по маслу. Массовая акция протеста против возможной войны в Ираке проходит 15 февраля 2003 года в Лондоне. Основными ее организаторами стали коалиция «Остановить войну», организации «Кампания за ядерное разоружение» и британская «Мусульманская ассоциация». В акции протеста в целом приняли участие более миллиона жителей Лондона и представителей 250 городов Великобритании.
Участники акции высказались как против односторонних действий правительства США и Великобритании по началу военной операции против Ирака, так и за урегулирование кризиса исключительно дипломатическим путем.
20. Кроме информационного кнута, в ход идет и материальный пряник. 17 февраля 2003 года военно-политическое руководство Великобритании приняло решение об увеличении с 1 апреля 2003 года денежного содержания всех категорий военнослужащих. Предусматривается повышение денежных выплат офицерскому составу на 3,2%, а младшему командному и рядовому составу – на 3,7%.
При этом средний годовой уровень основных окладов в денежном эквиваленте военнослужащих в зависимости от разряда тарифной сетки составит: для категории бригадный генерал – от 76 до 79,3 тыс. фунтов стерлингов, для офицеров в звании полковник – от 63,4 до 70,1 тыс. фунтов стерлингов, капитан – от 31 до 36,9 тыс. фунтов стерлингов, лейтенант – от 12,7 до 26,7 тыс. фунтов стерлингов, для ворэнт-офицеров и сержантов – от 24,5 до 38,2 тыс. фунтов стерлингов, для рядового состава – от 13 до 27,1 тыс. фунтов стерлингов.
21. Подмаслили военных увеличением жалованья, вновь нагнетается атмосфера. Речь уже идет о войне как о вполне решенном деле. К 20 февраля 2003 года правительство Великобритании завершило комплекс подготовительных мероприятий по приему в госпитали на территории метрополии пораженных химическим и бактериологическим оружием британских военнослужащих, которые будут принимать участие в возможной военной операции против Ирака.
В течение первых четырех дней боевых действий 30 медицинских учреждений министерства здравоохранения и шесть военных госпиталей будут готовы принять до 6 тыс. военнослужащих, пораженных ОМП, после их эвакуации по воздуху из зоны Персидского залива.
22. Министр иностранных дел Великобритании Д. Стро дает интервью, которое 1 марта печатает в России газета «Известия». Оно озаглавлено так: «Мы не можем и не должны верить Саддаму». Не будем говорить о том, что и название, и сам текст интервью выдержаны в полупренебрежительном и фамильярном тоне по отношению к лидеру суверенного государства Ирак С. Хусейну, что крайне странно для опытного дипломата. (Интересно, что бы сказал г-н Стро, если бы тогдашний министр иностранных дел РФ И. Иванов заявил в английской газете: «Мы не можем и не должны верить Энтони», – даже не снизойдя до произношения фамилии премьер-министра Великобритании? Или сегодня Сергей Лавров дал бы интервью под названием «Мы не можем верить Бараку»?)
Не будем также указывать и на то, что любая война есть способ радикального разрешения острого политического кризиса, к ней прибегают лишь тогда, когда дипломатические средства оказались неэффективными; торопиться с войной – свойство генералов, а дипломат, призывающий к войне в ситуации, когда есть хоть малая возможность продолжать диалог, тем самым признается в своем бессилии и непрофессионализме.
23. 5 марта 2003 года правительство Великобритании предпринимает активные меры по подготовке государственных и муниципальных служб к действиям в условиях применения террористами оружия массового поражения. С этой целью кабинет министров принял решение о проведении в Лондоне и других крупных городах страны комплексных учений по ликвидации последствий террористических актов с использованием компонентов ОМП.
Первое учение из данной серии пройдет в Лондоне 23 марта в районе одной из центральных станций метро. В ходе мероприятия предполагается отработать вопросы действий в условиях применения химического оружия. В учении будут задействованы более 7 тыс. добровольцев из состава резервистов.
24. Пропаганда и нагнетание у британцев ощущения опасности дают свои плоды. Представителями британских аналитических центров отмечается, что по состоянию на 12 марта 2003 года 52% граждан Великобритании выступают против участия страны в военной акции без одобрения ООН, 24% – против силовой акции, даже если она будет санкционирована СБ ООН, и только 19% – за силовое решение иракской проблемы. В феврале текущего года данные показатели составляли 62%, 24% и 11% соответственно.
25. К 18 марта 2003 года командование ВС Великобритании завершило развертывание группировки национальных ВВС в зоне Персидского залива. Раз фигуры расставлены, то довольно быстро сворачивают и дискуссию о «нужности или ненужности войны».
19 марта палата общин парламента Великобритании одобрила политику правительства страны по силовому решению иракской проблемы и участие британских ВС в военной операции против Ирака. При голосовании в 1.00 мск 19 марта на заседании нижней палаты парламента по обсуждению иракского конфликта депутаты большинством голосов (396) отклонили предложение группы парламентариев о том, что в настоящее время отсутствует повод для начала силовых действий в отношении Багдада.
По итогам дебатов парламентарии поддержали также решение правительства о задействовании британского военного контингента в боевых действиях в Ираке. При этом «за» проголосовали 412, «против» – 149 депутатов.
26. Формальности соблюдены, Вооруженные силы Великобритании в ночь с 20-го на 21 марта 2003 года приступили к полномасштабному участию в военной операции против Ирака.
Подводя некий итог, хочется отметить следующее: самым главным приемом западной дипломатии и в ситуации с Ираком, и даже сегодня в ситуации с Сирией была и остается подмена проблемы. СМИ и западным политикам с их «пятой колонной» внутри России удается при помощи этого приема уводить дискуссию в сторону от существа дела. Действительно, все: и сторонники агрессии, и противники – говорят о разоружении.
Одни утверждают, что Ирак (Сирия) имеет ОМУ и его следует разоружить военным путем, сместив правительство Хусейна (Асада), другие выступают за мирный путь разоружения Ирака (Сирии).
А следовало бы задать другой вопрос: на каком основании США и их сторонники требуют от суверенного государства, формально являющегося таким же субъектом международного права, разоружиться в одностороннем порядке, то есть нанести очевидный ущерб своей обороноспособности, да еще и в ситуации вероятного нападения извне?
Вот на этот вопрос ответа мы не получим».
Источник: Блог Николая Старикова