О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

С. Глазьев: «Восстановление трудовых доходов и сбережений как предпосылка народосбережения»

Добавлено: 07.11.2019


Сергей Глазьев

Сергей Глазьев  Народосбережение – настоящее и будущее России

Народосбережение – настоящее и будущее России

Развитие человеческого потенциала и рост народонаселения остаются для России важнейшими целями политики и необходимым условием сохранения страны. Демографические прогнозы исходят из того, что население России в XXI веке может сократиться на десятки миллионов человек, причем за счет опережающего вымирания русских, которые могут оказаться «национальным меньшинством» в родной стране. Для нейтрализации этой угрозы и выхода на противоположную траекторию русского миллиарда необходима активная комплексная социальная политика государства, направленная на устранение причин демографической катастрофы и создание благоприятных условий для жизни и развития.

Основная причина вымирания нации – резкое ухудшение благосостояния и деморализация большей части населения, вызванные развалом государства и хищнической политикой разграбления страны. Резкое ухудшение благосостояния и стремительное разрушение привычной жизненной среды вызвали у большинства граждан обвальную утрату перспектив и даже смысла самой жизни. В результате, с одной стороны резко снизились рождаемость и средняя продолжительность жизни, с другой – выросла смертность, в особенности среди мужчин трудоспособного возраста.

При нынешней структуре распределения национального дохода только каждый третий ребенок получит хорошее образование и преуспеет в жизни. Две трети детей обрекаются на жалкое существование. Очевидно, что до тех пор, пока такая политика будет продолжаться, демографический кризис будет обостряться.

Для выхода из этого тупика требуется кардинальное изменение государственной политики в направлении повышения уровня жизни народа. Для этого необходимо принять решения, затрагивающие интересы женщин, детей, лиц пожилого возраста, защищающих здоровье нации.

Первое. Крепкая, дружная, благополучная семья – необходимая предпосылка здорового общества и залог будущего нации. Такая семья – опора государства. Чтобы достичь этого, надо в первую очередь обеспечить:

    доступность для каждой семьи качественных услуг здравоохранения и образования, создание возможностей для приобщения к ценностям духовной культуры;
    доступность благоустроенного жилья, особенно для молодых семей;
    увеличение пособий при рождении или усыновлении ребёнка до уровня не ниже минимальных расходов на приобретение детского приданого, а также выплата пособия по уходу за ребёнком в размерах не меньше прожиточного минимума.

Второе. Общество не может быть здоровым и благополучным, если женщина играет второстепенную, подчиненную роль в общественной жизни, на производстве, в семье. Чтобы защитить права женщин и создать возможности для их развития государство должно:

    обеспечивать свободный доступ женщин к высшему и профессиональному образованию, повышению квалификации, участию в управлении;
    защищать права беременных женщин и женщин-матерей в трудовой деятельности, в сферах здравоохранения и образования, в жилищных и имущественных вопросах;
    защищать права родителей, обремененных семейными обязанностями, при приеме на работу, при установлении условий и режима труда, а также при увольнении.

Третье. Дети – это будущее страны. Приоритетами для государства должны быть:

    обеспечение права каждого ребенка на семейное воспитание, профилактика социального сиротства посредством развития и совершенствования института усыновления.
    государственное субсидирование приемных детей, опекунских семей и семейных групп на уровень не ниже прожиточного минимума на каждого ребенка;
    бесплатная медицинская помощь и лекарственное обеспечение детей в возрасте до 18 лет;
    первоочередное финансирование федеральных и региональных программ, направленных на охрану здоровья, обеспечение образования и развития детей, на производство детского питания и лекарств для детей;
    развитие сети доступных для всех семей детских дошкольных учреждений, спортивных школ и творческих студий; летних лагерей, обеспечение условий для нормального отдыха и досуга детей.

Четвёртое. До недавнего времени в стране действовала система социальных гарантий, сформировавшаяся в основном в дореформенный период и дополненная в наиболее тяжелый период реформ, в целях предотвращения физического вымирания нетрудоспособного населения. Далеко не все эти социальные гарантии были подкреплены соответствующим финансированием, но их наличие позволяло нуждающимся пожилым людям отстаивать свои права. Были предложения ликвидировать нехватку средств на исполнение социальных обязательств государства путем увеличения доходов бюджета за счет принадлежащих государству, но используемых в частных интересах источников. Но государственная власть поступила иначе – ликвидировала большую часть социальных гарантий, отчасти заменив их незначительными денежными компенсациями или передав вопрос об их финансировании на усмотрение субъектов федерации.

Необходимо восстановить отмененные гарантии и законодательно установленные нормативы финансирования социальной сферы, одновременно увеличив государственные доходы за счет принадлежащих государству источников без увеличения налогов на труд, доходы и имущество граждан.

Пятое. Здоровье и долголетие населения – важнейшая характеристика эффективности любой социально-экономической системы, один из главных ориентиров при определении содержания государственной политики, критериев оценки деятельности власти.

Следует конкретизировать в законодательстве конституционное право каждого гражданина России на защиту здоровья – независимо от уровня его личных доходов. Решение этой задачи требует развития системы медицинского обслуживания и здравоохранения, которая должна включать:

    государственные медицинские учреждения, бесплатно оказывающие населению необходимую помощь на уровне мировых стандартов;
    систему надежного обеспечения населения доброкачественными лекарствами по справедливым ценам.

Сложившаяся ситуация требует безотлагательного решения. Нами разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях сохранения народонаселения Российской Федерации». Этот проект был разработан с целью законодательной поддержки положений президентского Послания Федеральному Собранию о мерах по преодолению демографического кризиса.

С целью создания необходимых правовых условий для материального обеспечения детей, защиты их прав, формирования благоприятной нравственной и социально-экономической среды формирования и развития многодетных семей этот проект федерального закона предусматривает:

    приведение величины детских пособий и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в соответствие с прожиточным минимумом;
    введение разовых денежных выплат в связи с рождением ребенка, используемых целевым образом для приобретения жилья, расходов на образование ребенка, взноса в накопительную часть пенсии матери;
    принятие на федеральном уровне обязательств по выплате детских пособий ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком, единовременных денежных выплат;
    восстановление научно-обоснованных нормативов финансирования образования и науки;
    введение общегосударственной ответственности за финансирование расходов на народное образование;
    приведение минимальной оплаты труда в соответствие с прожиточным минимумом;
    признание восстановления дореформенных сбережений граждан долговым обязательством государства.

В условиях несбалансированности бюджетной системы Российской Федерации необходимый уровень финансирования детских пособий, расходов на образование и социальную помощь может быть обеспечен только за счет доходов консолидированного бюджета. У большинства регионов нет достаточных источников доходов для финансирования на должном уровне расходов на народное образование, детские пособия и социальную помощь нуждающимся. В России сложилась фактическая дискриминация граждан в уровне социальных гарантий по месту жительства, что противоречит Конституции страны. Вместе с тем, вследствие переноса ответственности за финансирование основной части социальных расходов с федерального уровня на уровень субъектов Федерации, недостаток средств у последних сопровождается огромным профицитом федерального бюджета. Фактически этот профицит возник как результат недофинансирования социальных расходов. Об этом же свидетельствует сопоставление структуры федерального бюджета России с соответствующими среднемировыми показателями.

Исходя из сложившихся диспропорций бюджетной системы России финансирование предлагаемых мер поддержки рождаемости: введение в оборот материнского сертификата за рождение ребенка, увеличение ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, установление размера ежемесячного пособия на ребенка в размере прожиточного минимума – предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета.

Для решения задачи предоставления всем детям равных гарантированных государством возможностей получения современного образования предлагается ввести единые во всей Российской Федерации нормативы финансирования учреждений образования с солидарной ответственностью всех уровней власти за их обеспечение, а также определить минимально допустимые уровни расходов государства на цели образования, здравоохранения, культуры и науки.

Учитывая, что главной материальной причиной снижения рождаемости является крайне низкая оплата труда российских граждан (вследствие чего 80% семей с двумя и более детьми имеют среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума), вчетверо заниженная по сравнению с уровнем развитых стран, принципиальным условием для преодоления демографического кризиса является повышение минимальной оплаты труда до реального уровня прожиточного минимума. Эта норма была недавно введена в действие.

Для преодоления демографического кризиса важно создать условия для обустройства молодых семей, включая приобретение ими жилья за счет доступных ипотечных кредитов. Действующие в настоящее время механизмы государственной поддержки ипотечного кредитования крайне незначительны и не оказывают заметного влияния на снижение остроты жилищной проблемы. Необходимо многократное увеличение средств, выделяемых государством на субсидирование ипотечных кредитов, предоставление гарантий по их выделению с целью резкого снижения процентных ставок и увеличения сроков предоставления ссуд. Целесообразно направить на эти цели часть средств Стабилизационного фонда, а также создать правовые возможности его использования для привлечения долгосрочных инвестиций в развитие российской экономики.

Важнейшим условием повышения продолжительности жизни, снизившейся за годы реформ в России до одного из самых низких показателей в мире, является устранение причин тяжелейшего психологического стресса, вызванного многократным обеднением и ухудшением уровня жизни населения вследствие утраты гражданами дореформенных сбережений по вине государства. Их восстановление по реальной покупательной стоимости является обязанностью государства, подтвержденной решением Конституционного Суда. После погашения основной части внешнего долга и при наличии значительного объема накопленных государством денежных резервов, дальнейшее игнорирование необходимости решения этой задачи представляется социально несправедливым и противозаконным. Законопроектом предусматривается введение поправок в Бюджетный кодекс, предусматривающих признание восстановления дореформенных сбережений граждан долговым обязательством государства, подлежащим обслуживанию и погашению за счет средств федерального бюджета, в том числе накопленных в Стабилизационном фонде. Скорейшее восстановление дореформенных сбережений граждан позволит преодолеть неуверенность граждан в завтрашнем дне, их недоверие к государству, создать благоприятный социально-психологический климат, способствующий повышению рождаемости и продолжительности жизни.

Данное предложение нельзя рассматривать ни как благое пожелание, ни как популистскую инициативу. Это юридически значимое обязательство государства, вытекающее из действующего законодательства и принципов социального государства. Оно касается дореформенных сбережений граждан: во вкладах в Сберегательном банке Российской Федерации (ранее Государственные трудовые сберегательные кассы СССР) в период до 20 июня 1991 года; во вкладах в организациях государственного страхования Российской Федерации (ранее организации государственного страхования СССР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года; в государственных ценных бумагах (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года.

Как известно, сбережения в сберкассах были заморожены государством в июне 1991 года и в последующем обесценились практически до нуля вследствие галопирующей инфляции 90-х годов. То же случилось с номинированными в рублях вкладами в системе госстраха и гособлигациями. В соответствии с Законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» (от 24 октября 1991 г.) покупательная способность сбережений должна была поддерживаться путем индексации, т.е. регулярного (ежеквартального) приведения суммы сбережений к сумме, соответствующей в текущий момент покупательной способности сбережений до начала инфляции. Вследствие неисполнения данного Закона граждане были лишены своих сбережений, что является нарушением конституционных прав граждан. Необходимость восстановления этих прав была подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ №12-П от 31.05.93г. исходя из статьи 53 Конституции РФ, согласно которой:

    «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»

Во исполнение этого решения Конституционного суда нами был разработан и в 1995 году принят Федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», устанавливающий правила замены (новации) обязательств по индексации сбережений новыми обязательствами. Согласно этому закону, дореформенные сбережения признаются государственным внутренним долгом, который оформляется целевыми долговыми обязательствами РФ. «Для гарантированных сбережений граждан, созданных до 1 марта 1991 года, покупательная способность денежных средств считается постоянной и определяется покупательной способностью валюты СССР в 1990 году», а «восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами». В целях определения этих долговых обязательств был подготовлен также специальный федеральный закон «О порядке определения величины государственного долга по гарантированным сбережениям». Был разработан также специальный закон «О порядке установления долговой стоимости единицей номинала целевого долгового обязательства РФ», согласно которому «единицей номинала целевого долгового обязательства РФ является условная денежная единица – долговой рубль – выражаемая в деньгах через долговую стоимость, устанавливаемую в определенном указанным законом порядке. Долговая стоимость «дора» на 1 марта 1991 года считается равной одному рублю Начиная со 2-го квартала 1991 года в первый день очередного квартала остаток суммы индексации увеличивается на квартальный индекс потребительских цен за предыдущий квартал».

Таким образом, восстановление дореформенных сбережений граждан – это долговое обязательство государства юридически установленное решением Конституционного суда и принятым законом о восстановлении обесценившихся по вине государства сбережений граждан. Государство обязано восстановить дореформенные вклады населения по их покупательной способности на середину 1991 года. Однако до сих пор эти обязательства не учитываются в составе внутреннего государственного долга и фактически не признаются нынешней властью. Таким образом, государство не только нарушает права граждан на заработанные честным трудом сбережения, но и подрывает доверие населения к отечественной финансовой системе, провоцируя вывоз капитала.

Между тем основой национального инвестиционного потенциала являются именно сбережения населения, которые работают на развитие отечественной экономики только в том случае, если хранятся в отечественных банках в российской валюте. До тех пор, пока государство игнорирует право граждан на восстановление сбережений, люди будут хранить деньги в долларах, поддерживая тем самым чужую экономику. Только восстановив доверие населения к государству и к банкам, можно ожидать, что граждане переведут свои сбережения из долларов в рубли, отдадут их на хранение отечественным финансовым структурам, и эти деньги начнут, наконец, работать на экономический рост нашей страны. В результате возникнет возможность увеличить инвестиции в несколько раз.

Таким образом, задача восстановления сбережений является важнейшей составляющей программы экономического роста. Имеются необходимые технологические и процедурные решения, позволяющие восстановить сбережения с учетом их начальной покупательной способности на середину 1991 г. и одновременно стимулировать рост отечественного производства и инвестиций, дать мощный импульс экономическому развитию. Эта задача может быть решена в течение 5 лет при условии, что восстановленные сбережения граждане смогут использовать исключительно на приобретение отечественных товаров и услуг, на инвестирование в жилищное строительство или в развитие производства.

Восстановление сбережений предусматривает также обслуживание долга путем начисления и выплаты по вкладам процентов, которые не должны быть ниже уровня инфляции. В первую очередь следует восстановить вклады лиц старших возрастных групп, а также вклады до 1000 рублей по состоянию на 1991 год.

Программа восстановления сбережений граждан будет способствовать расширенному воспроизводству, станет важным условием консолидации общества и социальной стабилизации, вернет доверие к власти.

К сожалению, Правительство длительное время игнорировало принятый в 1995 году Федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», который налагал на государство обязательства по восстановлению и обеспечению сохранности ценности дореформенных денежных сбережений. Оно мотивировало это банальным отсутствием необходимых средств в федеральном бюджете. Однако, это объяснение не выдерживает критики.

Во-первых, указанные законы не предусматривали немедленную выплату восстанавливаемых сбережений. Они могли использоваться только при осуществлении инвестиций в приобретение приватизируемого государством имущества. Согласно законодательно предложенному механизму, «целевые долговые обязательства Российской Федерации могут служить платежным средством при осуществлении всех мероприятий по продаже (приватизации) объектов государственной собственности, акций государственных предприятий, а также находящихся во владении государства акций приватизированных предприятий. При осуществлении указанных мероприятий целевые долговые обязательства Российской Федерации являются законным платежным средством, обязательным к приему, и приравниваются к количеству валюты Российской Федерации, определяемому исходя из величины номинала предъявленных целевых долговых обязательств Российской Федерации и долговой стоимости на момент их использования в качестве платежного средства».

Во-вторых, у федерального правительства, начиная с нулевых годов, имелся значительный избыток средств за счет нефтяных доходов, накапливавшихся в стабилизационных фондах, величина которых доходила до 10% ВВП. Этого вполне хватило бы на погашение большей части долговых обязательств по восстановлению дореформенных сбережений, тем более на выплату процентов. Невозможно объяснить, почему перед своим населением правительство объявляет себя банкротом, не способным платить по своим долгам, а перед Западом выкладывает по 12-15 млрд. долл. ежегодно за иностранные кредиты.

В-третьих, все постсоветские годы Россия является крупнейшим донором мировой финансовой системы. Ежегодно вывоз капитала из нашей страны составляет от 50 до 100 млрд. долл., превышая, накопленным итогом, триллион долларов. Эти потери отечественной финансовой системы, обусловленные проводимой макроэкономической политикой, многократно превосходят установленные указанным законом долговые обязательства государства.

Тем не менее, в 2013 году по инициативе правительства эти обязательства были аннулированы в связи с принятием федерального закона «О погашении государственного внутреннего долга Российской Федерации по дореформенным сбережениям граждан Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Хотя данным законом были установлены компенсации отменяемых долговых обязательств, их явно недостаточно для восстановления покупательной способности дореформенных сбережений. Из этого следует, что принятие данного закона противоречит конституционному принципу социального государства, запрещающего принятие законов, ухудшающих положение граждан. По сути он носит конфискационный характер и должен быть отменен как несовместимый с принципами правового социального государства.

У этой проблемы есть не только моральная, этическая сторона, но и чисто экономическая. Вернув вклады, правительство тем самым выполнит свои обязательства перед российскими гражданами и одновременно поддержит отечественную экономику. С экономической точки зрения, вернуть долги россиянам гораздо важнее, чем возвращать долги иностранцам. Ведь главный кредитор экономики – население. Если население хранит сбережения в отечественных банках, то эти средства работают как кредиты и инвестиции. Основой инвестиционного процесса в любой стране являются сбережения граждан.

Поэтому если мы хотим, чтобы наша экономика развивалась, надо прежде всего восстановить сбережения граждан в Сбербанке. Только вернув людям доверие к государству, доверие к банкам, можно ожидать, что россияне переведут свои сбережения из долларов в рубли и отдадут их на хранение российским банкам. И эти деньги начнут, наконец, работать на экономический рост нашей страны. Цена вопроса – возможность удвоить инвестиции.

Но до тех пор, пока правительство будет игнорировать право граждан на восстановление сбережений, люди будут хранить деньги в долларах, поддерживая тем самым экономику США и позволяя ее финансовой системе присваивать наш эмиссионный доход.

Программа восстановления сбережений является важнейшей частью программы экономического роста, разработанной в сотрудничестве науки и экспертного сообщества. Мы продумали, как технологически восстановить сбережения и одновременно стимулировать инвестиционный процесс, дать мощный импульс экономическому развитию.

Схема такова. Центральный банк производит индексацию вкладов в Сбербанке, на эти деньги люди выбирают необходимые им отечественные товары и услуги, делают заявки. Люди могут сделать заявки на приобретение автомобилей, квартир и даже акций предприятий. Деньгами, подлежащими компенсации, можно оплачивать жилищно-коммунальные услуги, что для многих семей сегодня тоже актуально. Таким образом, восстанавливаемые в течение 5-7 лет деньги начинают работать на экономический рост. Только еще раз подчеркну – при условии приоритета отечественных товаров. Иначе будет перекос опять-таки в сторону доллара, который повлечет за собой девальвацию рубля и инфляцию.

Речь идет об очень больших суммах. Около триллиона рублей должно быть в общей сложности выделено на восстановление сбережений граждан. Это больше, чем сумма нынешних валютных резервов страны. Если они не будут потрачены на поддержку отечественных товаров, а уйдут на валютный рынок, то мы получим новый финансовый крах.

Следует заметить, что, начиная с 2014 г., Банк России вывел из экономики почти все ранее выданные кредиты на рефинансирование банков в объеме свыше 8 трлн.руб. и еще отвлек дополнительно на свои депозиты и облигации около 5 трлн.руб. В результате проводимой макроэкономической политики выжимания денег из реального сектора экономики посредством завышения процентных ставок и ужесточении условий кредита экономика России потеряла около 25 трлн.руб недопроизведенной продукции и 15 трлн.руб. несделанных инвестиций. При этом Банк России стал единственным в мире убыточным центробанком, субсидируя поддержание завышенных процентных ставок на финансовом рынке в интересах спекулянтов. Возврат этих денег в реальный сектор экономики посредством восстановления сбережений граждан лишь компенсирует негативные последствия проводимой денежно-кредитной политики. Поскольку использование восстанавливаемых сбережений будет ограничено приобретением отечественных товаров и инвестициями в отечественные предприятия и жилищное строительство, эти деньги вернутся в реальный сектор экономики и обеспечат загрузку простаивающих производственных мощностей без инфляционных последствий.

Из-за искусственного выжимания денег из реального сектора экономики простаивает около половины производственных мощностей промышленности. Возвращение денег реальному сектору экономики посредством увеличения спроса населения на отечественные товары и жилищное строительство, а также на инвестиционные инструменты, позволит загрузить простаивающие мощности, что даст возможность повысить производительность труда, эффективность и конкурентоспособность экономики. Таким образом программа восстановления дореформенных сбережений может стать ключевой составляющей комплексной программы опережающего социально ориентированного роста российской экономики с темпом 6-8% ежегодного прироста ВВП и 15-20% прироста инвестиций, разработанной ведущими учеными Российской академии наук.






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы