О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Наноэкономика: Диалектика стоимости и ценности

Добавлено: 17.01.2020


Владимир Сафончик

две трудосодержащие категории: стоимость и ценность

Тройственная структура продукта труда имеет в своем составе две трудосодержащие категории: стоимость и ценность. В процессе движения продукта в кругообороте производство-обмен-потребление стоимость и ценность взаимно меняют свою форму.

Стоимость и ценность являются сходными по трудовому (фактическому и минимальному альтернативному) содержанию и диалектически глубоко взаимосвязанными категориями продукта труда. Для того, чтобы лучше понять эту диалектику вспомним, как в наноэкономике определяются категории стоимость и ценность.

Стоимость в наноэкономике есть трудозатратное отношение человека к продукту своего труда. Стоимость есть фиксируемые человеком индивидуальные и фактические затраты абстрактно-затратного труда субъекта трудовой деятельности, затраты его рабочей силы, затраты его рабочего времени, фактически и индивидуально осуществленные при самостоятельном изготовлении продукта труда. В наноэкономике стоимость есть индивидуальная и фактическая себестоимость изготовления (производства) продукта.

Стоимость имеет изначально индивидуальный характер. Групповые и общественная стоимость вычисляются с помощью математических процедур усреднения.

В наноэкономике ценность продукта своего труда для его изготовителя есть трудорезультативное отношение человека к своему продукту. Ценность продукта своего труда для его изготовителя есть минимальные альтернативные затраты своего труда по обретению продукта в потребление, минимальные альтернативные затраты труда по его изготовлению.

Поскольку у потребителя продукта своего собственного труда единственной альтернативой его потребления является самостоятельное изготовление продукта, постольку ценность (потребительная ценность) самостоятельно изготовленного продукта совпадает (количественно равна) с его стоимостью (себестоимостью). При появлении у данного работника возможности альтернативного (по используемым материалам, средствам труда, организации труда), например, менее затратного изготовления продукта с аналогичными потребительными свойствами, ценность этого продукта принимает значение меньшей альтернативной стоимости (себестоимости) его изготовления по новой технологии. При этом стоимости (себестоимости) обоих вариантов изготовления сохраняют свои конкретные фиксированные значения, стоимость 1 и стоимость 2.

Ценность природного объекта потребления есть минимальная альтернативная стоимость (себестоимость) обретения этого объекта в потребление (стоимость собирательства, стоимость добычи).

В наноэкономике ценность продукта чужого труда для данного потребителя есть трудорезультативное отношение человека к продукту чужого труда, обретаемого в свое потребление, посредством отчуждения продукта своего труда, наделенного им трудозатратным отношением – стоимостью (себестоимостью). Ценность продукта чужого труда для данного потребителя (потребительная ценность) есть стоимость своего продукта, отчуждаемого в обмен за обретение в потребление продукта чужого труда.

Для разных потребителей, находящихся в разных условиях и обстоятельствах, ценность одного и того же продукта одного и того же производителя может иметь (как правило, имеет) различное количественное значение. На эту разницу влияет колоссальное количество обстоятельств. Это и различное субъективное отношение к полезности, к потребительным свойствам продукта (не тот цвет автомобиля), и различная текущая потребность в нем, зависимость от его потребления (цветы, алкоголь в обычные дни и в дни праздников), и отсутствие альтернативных возможностей потребления, и прочее и прочее.

Ценность объекта потребления, продукта, товара, изначально, по своей природе, имеет индивидуальный характер. Групповые и общественная ценность вычисляются с помощью математических процедур усреднения.

В окружающем человека внешнем объективно мире существует масса объектов, которые не вызывают в человеке отношения значимости и полезности для осуществления его жизнедеятельности. Такие объекты имеют вещественные состав структуру и форму, но не имеют для человека потребительного значения. Эти объекты человек не наделяет ни своим трудозатратным, ни своим трудорезультативным отношением. И такие объекты не имеют для человека ни стоимости, ни ценности. Таковыми являются, например, породы труднодоступных горных хребтов, песок азиатских или африканских пустынь, вода, круговращающаяся на необитаемых территориях Земли.

В природе есть также множество значимых для человека объектов и сил, полезность которых для человека не обусловлена необходимостью понесения затрат труда для их использования в жизнедеятельности людей. Такие объекты имеют вещественные состав структуру и форму, имеют вещественную потребительную значимость, потребляются человеком. Но не имеют ни стоимости, ни ценности. Это, например, воздух для дыхания, родниковая вода для питья, пение птиц и т.д. (в современных условиях в ряде местностей воздух и вода стали объектами труда и носителями стоимости и ценности).

Применительно к громадному количеству объектов потребления человек формирует отношение их значения и полезности для осуществления своей жизнедеятельности, сопряженное с непременным выполнением альтернативных видов труда по обретению этих объектов в свое потребление (самостоятельное изготовление, изготовление других продуктов и обмен на желаемые, воровство, грабеж и др.), с понесением некоторых затрат рабочей силы, рабочего времени, рабочей энергии. Предшествующий опыт, аппроксимация, другие формы человеческого мышления связывают у человека это отношение значения с различными альтернативными (приблизительными, боле или менее точными) количествами, например, рабочего времени предпотребления этих объектов, называемое в наноэкономике альтернативной, вариативной, индивидуально-ситуативной ценностью объекта потребления для потребителя (несколько вариантов ценности для нескольких вариантов предпотребления).

Таким образом, у человека первым отношением к объекту потребления возникает отношение значения (предназначения) объекта, которое трансформируется в отношения полезности и необходимости осуществления некоторых альтернативных затрат предпотребления этого объекта, из которых выбираются МИНИМАЛЬНО возможные затраты, которые и составляют содержание отношения ценности. А величина ценности оказывается равной минимальной величине из нескольких возможных альтернатив. Первая метаморфоза трудового отношения человека к объекту потребления есть появление отношения его для человека ценности.

Выбрав из различных альтернатив предпотребления вариант самостоятельного изготовления и изготовив объект потребления, ставший продуктом его собственного труда, зафиксировав в своем сознании количество индивидуально затраченного рабочего времени, человек наделяет продукт своего труда отношением стоимости, относится к нему как к стоимости, индивидуальной стоимости, как совершенно достоверных индивидуальных затратах рабочей силы, рабочего времени. Таким образом, вторая метаморфоза трудового отношения человека к объекту потребления - продукту своего труда есть превращение альтернативной ценности объекта в его фактическую стоимость. В последующем хозяйствовании значение ценности подобного продукта для его изготовителя фиксируется строго равным этой его стоимости.

Не будучи, по каким-то причинам, например, из-за долгого хранения, своевременно потребленным, ввиду утраты части потребительных качеств, продукт труда может утрачивать для своего изготовителя свою исходную ценность, равную стоимости. Ценность продукта может уменьшаться соответственно степени утраты его потребительских качеств. Стоимость продукта, при этом, сохраняет свое исходное количественное значение.

Продукт труда может утрачивать свою исходную ценность для своего производителя, сохранив свои исходные потребительные свойства, свою вещественную потребительную значимость, но потеряв для него его потребительное значение (например, в случае перепроизводства продукта ввиду благоприятных погодных условий). В этом случае продукт может стать объектом обмена его на другие продукты чужого труда на рынке. Продукт приобретает таким образом для его обладателя меновую ценность. А потребительная ценность продукта трансформируется в меновую ценность. Величина меновой ценности продукта своего труда определяется уже отношениями обмена, которые рассматриваются нами в специальном разделе.

Таким образом, третья метаморфоза отношений ценности и стоимости продукта труда есть превращение потребительной ценности продукта в его меновую ценность.

В рамках процесса производства выделяются свои специфические метаморфозы стоимости и ценности.

Потребительная ценность всякого средства производства в процессе его покупки на рынке фиксируется в величине цены покупки этого средства производства. В процессе производства ценность, равная цене покупки, превращается в элемент себестоимости процесса производства, элемент стоимости продукта и элемент ценности продукта этого производства.

Ценность единицы материала, полностью входящего в состав единицы продукта (или входящего в продукт с безвозвратными потерями, отходами) соответственно переносится на стоимость единицы продукта и на ценность единицы продукта. В стоимость продукта цена материала входит по цене его покупки. А в ценность продукта цена материала входит по его фактической цене на момент времени калькуляции цены. А эти цены могут быть разными. И это обстоятельство является основание для, например, спекуляций на динамике цен материалов на рынке.

Потребительная ценность орудия труда длительного применения после его покупки на рынке приобретает форму цены орудия и становится элементом стоимости (себестоимости) и ценности (изготовительной ценности) продуктов производства.

Цена орудия труда длительного применения переносится (амортизируется) на стоимость продукта по частям, пропорционально доли износа орудия, приходящейся на данную единицу продукта, в размере амортизационных отчислений в течение периода амортизации орудия, и становится элементом стоимости (себестоимости) продукта.

Цена орудия труда, равная цене его покупки и ставшая элементом издержек производства, переносится на ценность продукта труда (амортизируется) по частям, пропорционально доли износа орудия, приходящейся на данную единицу продукта, в размере амортизационных отчислений стоимости, НО в течение всего срока службы орудия, и становится элементом его ценности (в дальнейшем, изготовительной ценности, цены изготовителя).

В процессе производства на каждой его стадии по мере превращения предмета труда в продукт труда живой текущий и прошлый овеществленный труд образуют все новую и большую добавленную стоимость, и добавленную ценность, а полуфабрикат различной готовности обретает все большую промежуточную стоимость и ценность.

В связи с различными нарушениями по различным причинам технологического процесса иногда возникает утрата потребительных свойств полуфабриката и его текущей ценности, и необходимость дополнительной обработки полуфабриката (например, устранение исправимого брака). Этот дополнительный процесс труда увеличивает индивидуальную стоимость продукта и восстанавливает уменьшенную трудом бракодела промежуточную ценность полуфабриката до номинальной ценности.

По окончании процесса изготовления продукт труда становится формой и носителем полной своей индивидуальной и фактической стоимости и кумулятивной, например, для партии изделий, ценности, своей себестоимости и своей цены изготовителя, одновременно являющейся формой предполагаемой ценности продукта для его потенциальных потребителей.

К этому можно добавить, что реализуемые на рынке различные отходы данного процесса производства имеют свои себестоимость и свою остаточную ценность и могут быть проданы по той или иной цене. Аналогично потребительную ценность для отдельных потребителей могут иметь забракованные полуфабрикаты и готовые изделия, заменяемое исправное оборудование и оборудование исчерпавшее свой срок службы, уценяемые до остаточной цены продавца.

Таким образом, в целом, в процессе нахождения в хозяйственном обороте средства производства могут неоднократно и взаимно менять форму стоимости и форму ценности.






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы