О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Мировые идеи и смысловые системы: очерк о стратегии Буддийского проекта

Добавлено: 16.02.2020


Андрей Школьников о геополитике

Андрей Школьников очерк о стратегии Буддийского проекта

В мире не так много идей и смысловых систем, способных породить региональный или глобальный геостратегический проект. Буддийский проект традиционно проходит мимо внимания, ведь несмотря на высокую численность приверженцев (более 460 млн. человек), его перспективы туманны. Рассмотрим, почему так получается и когда откроется окно возможностей.

Данная статья продолжает геостратегический цикл, рассмотрения геостратегических проектов, не обладающих значимыми возможностями, но изучение которых полезно в разрезе понимания тенденций, закономерностей и перспектив отдельных регионов, стран и народов планеты. Сегодня очередь дошла до Юго-восточной Азии и буддийской системы смыслов.

Течения буддизма

Существует несколько различных классификаций течений буддизма, автор останавливается на Малой, Великой и Алмазной колесницах/путях (данные термины более просты для читателя, чем оригинальные названия). Эта типология наиболее распространена в религиоведении.

В литературе встречаются попытки провести тождество/объяснение сути разных направлений буддизма через аналогии – Малая колесница – политеизм/язычество, Большая колесница – атеизм, Алмазная колесница – магизм. Для грубого представления такой подход приемлем, но не более. Данное деление не в полной мере корректно, да и значимых отличий между направлениями много меньше, чем между основными течениями внутри христианства или ислама.

 

География буддийских течений
География буддийских течений

Ядро Буддийского проекта составляют последователи Малой колесницы/узкого пути – население Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Лаоса и Шри-Ланки.

В отношении последователей Великой колесницы/широкого пути ситуация сложная – происходит их вытеснение. Население Южной Кореи и Вьетнама подвергаются евангелизации, а численность буддистов в Китае – несколько процентов. Помимо этого, в Японии и Вьетнаме большая часть буддистов параллельно считается приверженцами национальных религий, что сильно размывает традиции и смыслы.

В части Алмазной колесницы, на которую приходится 15-20 млн. (менее 5% от общей численности) человек, ситуация интересная. Западная пресса усиленно делала из Далай-Ламы лидера всех буддистов, что не соответствует действительности.

Таким образом, если Буддийский проект хочет сохранить себя в традиционном виде регионального и религиозного, то сборку элиты необходимо делать на основе наиболее устойчивой части – Малой колесницы.

При усилении сетевой компоненты, будет необходимо менять очень многое, так как ни одно из существующих течений не дает значимых перспектив в будущем. В то же время, либеральная (в хорошем смысле слова), открытая и терпимая природа буддизма позволяет ему сосуществовать с другими системами смыслов, создать новый глобальный проект.

Стратегические проблемы

Первой и важнейшей проблемой Буддийского проекта является отсутствие субъектности – нет группы, что была бы готова и способна говорить и действовать от имени и в интересах всего проекта.

Отсутствие субъектности крайне негативно сказывается на долгосрочных стратегических перспективах, не позволяя играть в долгую. Также ограничены и текущие возможности проекта – концентрация и мобилизация ресурсов возможна лишь в виде полу-случайного, крайне медленного процесса.

Второй проблемой Буддийского проекта является нахождение в его сути принципа «недеяния» (шкала «Отношение к материальному миру»), что мешает бороться за доминирование с другими проектами в реальном, физическом пространстве. Зачем биться на грани возможного, за то, что не является ценным, какой смысл в попытке доминировать и навязывать свою повестку дня, вместо попыток вырваться из оков?

Смыслы Буддийского проекта

Смыслы Буддийского проекта

Можно сколько угодно говорить о борьбе, покорении и развитии, но если в основе вашего миропонимания лежит принцип «недеяния», при прочих равных, вы будете проигрывать в краткосрочной, а часто и среднесрочной перспективе.

Для сравнения, можно привести более понятный и близкий нам пример. Католики и тем более протестанты более ориентированы на переделку окружающего мира под себя, чем православные. Но такая зацикленность на материальном мире происходит за счет снижения значимости духовной, сверхъестественной жизни. Перекосы опасны, что наглядно подтверждает утратившая духовность и будущее современная Европа. У Буддизма обратный перекос – слишком много духовного мира и очень мало материального, нужен баланс.

Так получилось, что и на долгосрочном горизонте буддизм проиграл практически все войны, даже разделяющий принцип «недеяния» индуизм смог вытеснить его за пределы Индии. Но не нужно воспринимать всех последователей буддизма, как уходящих от мира отшельников и латентных монахов. Национальные традиции доминируют над религиозными, посмотрите историю калмыков или тибетцев. Но на длинном временном промежутке «недеяние» в сочетании с отсутствием субъектности привели к следующему.

Макрорегион Юго-Восточная Азия

Макрорегион Юго-Восточная Азия

Третьей проблемой Буддийского проекта стала неспособность добиться доминирующего положения в рамках макрорегиона или хотя бы его ядра. В условиях низкой связанности мира это было важнейшим условием формирования устойчивого центра силы.

После вытеснения из Индии, местом пребывания Буддийского проекта стала Юго-восточная Азия. Но и здесь он подвергся давлению. Индонезия и Малайзия были утрачены и ушли миру ислама, а ведь это половина ядра макрорегиона. В будущем эти земли могут стать основой стратегии Лазурного ислама. Филиппины, а недавно и Южная Корея, стали христианскими, в том же направлении идет Вьетнам. В Китае буддизм занимает второстепенное положение, как один из подчиненных элементом сложной национальной системы морально-нравственных учений и взглядов.

Не лишним будет добавить, что доминирование в Юго-восточной Азии требовало проявление от стран и народов черт державы моря, в то время как буддийские государства традиционно проявляли черты держав суши. Исторический успех ислама в Малайзии и Индонезии, на самой периферии своих интересов, яркое подтверждение этого.

Таким образом, отсутствие субъектности, принцип «недеяния» и утрата/неполучение контроля даже над одним макрорегионом, очень сильно осложняли положение Буддийского проекта в прошлом и ограничивают в будущем.

Принимая во внимание качественно возросшие физическую, информационную и технологическую связанности мира, ключевой становится проблема субъектности, остальные могут быть скомпенсированы/нивелированы.

Буддийский проект нуждается в активной, пассионарной и сильной сетевой, меритократической элите. В любом другом случае, будет повторяться история поражений в психоисторической войне.

Стратегические перспективы

Рассмотрение будущего Буддийского проекта, через формирование основанного на нем панрегиона, в горизонте 2020-2040 гг. не имеет существенных перспектив, а в более поздний период этот сценарий будет закрыт общемировой ситуацией. Слабые начальные позиции в части ресурсов, отсутствие субъектности, невыгодное геополитическое положение (наличие рядом сильных игроков – Китая, Индии и Исламского мира), очень серьезно ограничивают коридор возможностей рассматриваемого проекта.

Даже расположение в непосредственной близости от центра мировой геополитики 21 века – большого Тихоокеанского региона, не дает сильных преференций.

Единственный шанс Буддийского проекта – переход на глобальный уровень, перехват и формирование общечеловеческой атеистической/нетеистической повестки:

    • атеистическая/нетеистическая основа, сливающаяся с агностицизмом;
    • поддержка и оправдание любых научных идей и экспериментов (начиная с трансгуманизма);
    • интеграция, с последующим поглощением научного и философского способов познания (риск – научное и философское познание само поглотит буддизм);
    • перехват лидерства в научном мире с нивелированием европейского наследия и образа мысли (попытка переосмыслить все наследие Аристотеля и Платона будет феерично корявой);
    • формирование сетевых структур, среди интеллектуального атеистического слоя человечества;
    • появление духовного лидера, апостолов и святых данного проекта (Далай-Ламу не предлагать);
    • формирование нового представления «будущее для всех», на основе переработки классического марксизма (попытка ухода от принципов добра и зла будет сказочной);
    • продвижение неавраамических принципов в массовой культуре, что сейчас делается через аниме;
    • отказ от принципа «недеяния», т.е. серьезная религиозная реформация, появление четвертого массового течения буддизма (главное без перегибов Пол Пота).

В целом, это может привести к созданию нового леволиберального проекта, где элементом, обладающим широкой свободой, будет не только отдельный индивид, но и малые сообщества. При этом общие интересы будут много выше частных.

В качестве альтернативы формирования панрегиона, можно рассмотреть сценарий перехвата смыслового контроля над всем Китаем, но это на грани чудесного сценария. В Китае очень силен национальный проект. В перспективе распада Поднебесной, часть южных провинций и Тибет могут стать частью, а то и ядром Буддийского проекта, что может частично решить проблему субъектности – в этой роли выступит часть китайских элит, но будет поздно. В 2040-2060 гг. мир будет поделен на панрегионы и зоны влияния, новым панрегионам уже не будет места.

В долгосрочной перспективе у Буддийского проекта возможно прорастание и перехват контроля над смыслами в рамках глобального мира, если в основе будут лежать либеральные принципы.

Первая попытка усиления рассматриваемого проекта в сетевой форме возможна не ранее становления седьмого технологического уклада (биотех, искусственное мышление, программирование на естественных языках и др.), т.е. в период 2055-2060 гг., а скорее уже к следующему переходу – 2090 годы, когда квантовое мышление станет основой человеческой цивилизации.

Таким образом, попытки построение панрегиона на основе Буддийского проекта обречены на провал, а это закрывает перспективы существующей региональной, религиозной проектности. Перспективы остаются при переходе на глобальный уровень, формирование общемировой единой атеистической/нетеистической агностической научной платформы развития человечества, леволиберальной по своей сути.

Если такая идеология будет сформирована (новое направление буддизма, отрицающее принцип недеяния), а до той поры детально рассуждать о будущем нет смысла, то Буддийский проект может сыграть свою игру, но это будет даже на 2055-2060 гг., а ближе к концу 21 века, когда человечество будет стоять перед границей Солнечной системы.

Нужен ли такой глобальный проект России? Нет. Слишком он противоречит нашим традициям и смыслам. Как противостоять этому сценарию? Сохранение европейского наследия в мировой науке и философии, концепции субъектного Творца и принципов добра и зла. И да, территория свободной охоты в Юго-восточной Азии (за исключением Вьетнама, Кореи и Филиппин) соответствует долгосрочным интересам России.

Резюме

В настоящее время буддизм насчитывает более 460 млн. последователей, распадаясь на три основных направления (Малая, Большая и Алмазная колесницы). В потенциале высокая численность и компактное проживание делает его перспективным для зарождения регионального проекта, а в перспективе – панрегиона.

Ключевыми проблемами Буддийского проекта являются отсутствие субъектности, принцип недеяния и невыгодное геополитическое положение. Все это практически закрывает перспективы по формированию панрегиона в 2020-2040 гг., ну а в более поздний период это возможность закрывается изменением общемировой ситуации.

Юго-восточная Азия очень интересный, во многом уникальный макрорегион. Он мог стать вторым средиземноморьем, если бы внутри сформировался эндемический центр, которым и мог стать Буддийский проект. Но в итоге регион превратился в перекресток борьбы внешних игроков и смыслов.

Долгосрочные перспективы Буддийского проекта лежат вне плоскости формирования панрегиона, его задача перейти на уровень глобального проекта, создать новую концепцию, на основе атеистических/нетеистических принципов, с переосмыслением традиционного марксизма, вбирая в себя научный и философский принципы познания.

Окно возможностей перед обновленным Буддийским проектом откроется около 2060 года, но скорее всего будет упущено, следующая попытка возможна уже в конце века, в 90-е годы, когда человечество выйдет к границам Солнечной системы и упрется в них.

Собрать основной контур этого глобального проекта можно уже сейчас, но особого смысла и интереса в этом у автора нет. Для России переход Буддийского проекта на глобальный уровень не выгоден, слишком чужды его принципы и смыслы для нас, а противостоять появлению этого проекта за мировым столом пока не сложно, слишком тернистый путь ему нужно пройти.

Очерки по геостратегии

    • Очерк об общемировых сценариях на ближайшие 80 лет
    • Глобальные, региональные и национальные проекты
    • Очерк о геополитических игроках
    • Очерк о геостратегии и панрегионах
    • Очерк о стратегии лимитрофов и прочих малых и средних стран
    • Очерк о психоистории, геополитике и России
    • Очерк о принципах развития и деградации мира
    • Геостратегический взгляд на национализм
    • Контроль территорий
    • Когда размер перестает иметь значение
    • Очерк о стратегии США
    • Очерк о стратегии США (продолжение)
    • Очерк о стратегии правых глобалистов/либералов
    • Очерк о стратегии Европы
    • Среднесрочные перспективы Европы
    • Очерк о стратегии Китая
    • Очерк о стратегии исламского мира
    • Очерк о стратегии Латинской Америки
    • Очерк о стратегии Индии
    • Очерк о стратегии Британии
    • Очерк о стратегии Британии (продолжение)
    • Очерк о стратегии Иудейского проекта
    • Ссудный блеск и духовная нищета Протестантского проекта
    • Очерк о стратегии Черной Африки
    • Очерк о стратегии России: «Третий Рим»
    • Очерк о стратегии России: «Левый поворот»
    • Очерк о стратегии России: СССР-2
    • Очерк о стратегии России: «Новая Орда» или «Царица морей»
    • Очерк о стратегии России: «Новый ковчег»/«Наследники Авраама»
    • Очерк о стратегии России: скрытое Основание /Академия
    • Очерк о стратегии России: планирование надукладной экономики
    • Очерк об интеграции земель и поисках Мира полдня
    • Геостратегический взгляд на будущее Казахстана
    • Геостратегический взгляд на будущее Белоруссии
    • Геостратегический взгляд на будущее Закавказья
    • Стратегия Армении: опасные мечты об «Иудейском проекте-2»






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы