О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Сближение Ирана и Китая: Без помощи облаченных в латы

Добавлено: 29.10.2020


Валерий Бадов

Хасан Рухани и Си Цзиньпин

Иранский демарш Китая и сухопутный вектор шелкового пути

«….Транскавказская магистраль (Транскам), стратегический Рокский тоннель – гипотетический альтернативный защищенный логистический коридор товарного транзита Китай-Россия-Европа». Вот основной посыл публикации автора этих строк в газете «Завтра» (4.06.2019 г). Статья напечатана до нынешнего жесткого противостояния США и КНР, запредельных ставок в торговой войне сверхдержав.

Американский «японский» сценарий для поднебесной

Два повода вернуться к теме. Неудавшаяся попытка пронатовского госпереворота в союзной Беларуси. И публикация 10.09. 2020 г. на сайте «Аврора» в разделе «Геополитика» статьи Николая Вавилова под «алармистским» заголовком «Третья мировая, Первая Евразийская: чем обернется для мира ось Москва-Пекин-Тегеран». Речь о «подготовленном черновом варианте 25-летнего Соглашения о торговом и военном партнерстве Китая и Ирана, которое присоединит государство (ИРИ) к системе коллективной безопасности Пекина» об этом утверждал автор.

Вскоре агенство «Regnum» сообщило»: «На этой неделе было подписано 25-летнее стратегическое соглашение, по которому Китай получит гарантированные поставки нефти из Ирана. В свою очередь Пекин предпримет крупнейшие инвестиции в нефтяные месторождения, промышленность, инфраструктуру Ирана. Масштаб сделки впечатляет: в течение пяти лет китайская сторона инвестирует в нефтедобычу и нефтехимию страны-союзника 280 миллиардов долларов. И примерно столько же в следующую пятилетку». Практичные китайцы оговорили общий дисконт цен поставок нефти и продуктов нефтехимии в – 32%.

На инвестиции КНР построят около сотни крупных инфраструктурных и промышленных проектов. В том числе порт Джаск на иранском побережье, откуда нефтеналивные танкеры отправятся в КНР.

В геополитическом разделе 18-страничного текста Соглашения, по инсайдерским источникам, совместная разработка и производство современных вооружений, войсковые маневры, обмен разведывательной информацией.

    «…Пекин предлагает иранской элите сыграть ва-банк, — замечает Н.Вавилов. — Подписание соглашения позволит Ирану пережить бурю ближайших трех лет, но только при одном условии: страна станет «ледоколом» китайского влияния на всем Ближнем Востоке, …прорубающим путь китайским товарам в Европу через Сирию и Ливан»

Припомним чудовищный силы взрыв в морском порту Бейрута.

Заручившись надежными поставками больших объемов иранской нефти, Пекин нивелирует антииранские санкции Вашингтона. Четыре опорных пункта - порты Хамбантота-Гвадар-Джаск-Джибути образуют своего рода «Полумесяц китайского контроля над Ближним Востоком, напоминающий меч, занесенный над Индийским океаном». Насчет китайского «контроля»-сильное преувеличение. Но, во всяком случае, Пекин защитит свои углеводородные поставки, если США предпримут авантюрную морскую блокаду.

    «…Сближение Ирана и Китая станет ударом по США» — озаботился «Форин полиси»

Еженедельник «Азиа Таймс Файнэншл» и вовсе прорицает грядущее в мрачных тонах:

    «Триумвират Ирана, Китая и Пакистана наложит стратегическую анафему на Вашингтон и Дели»

Военные аналитики разглядели своего рода «ремейк» большой  тихоокеанской геополитики. Для Соединенных Шатов сегодняшний Китай с его великодержавной экспансией в Азию(мега- проект «Пояс и путь») подобен Японии образца 1941 года. Отчаянная воздушная атака японских ВМС на главную базу Тихоокеанского флота США Перл-Харбор преследовала цель обезопасить доставку морем стратегических сырьевых ресурсов на острова из Юго-Восточной Азии.

…Пекин предусмотрительно удвоил величину стратегического резерва нефти в хранилищах.

Двойной умысел «атлантистов»

…Большие католики чем сам Папа, ярые «атлантисты» в Варшаве, помимо своих нескрываемых «видов» на Гродно и Брест, ретиво выполняли поручение Вашингтона, став модераторами провалившейся «цветной революции» в Беларуси. Ставка Америки и приспешников - «атлантистов» Вишеградской русофобской коалиции - двойная: разрушить союзнические отношения Минска и Москвы и перекрыть самый западный геостратегический логистический форпост китайского Проекта Века «Пояс и путь». Если бы власть в Минске сменилась на прозападных марионеток, евразийский сухопутный транзит Китай-Транссиб-Казахстан-Урал-Русская равнина-пограничный белорусский Брест оказался бы перекрыт. В разгорающейся «холодной войне» увядающего мирового гегемона - США с восходящим Китаем едва ли не самый главный фронт–геостратегический. Поляки, литовцы, чехи остались несолоно хлебавши. Похищение Синеокой «шаферами» от дяди Сэма не удалось. В выигрыше Минск, Москва, ЕАЭС и Пекин, который далече…

…А совсем близко стратегический Рокский тоннель из Южной Осетии в Северную. Транскавказскую магистраль (Транскам) построили на рубеже 80-х. Вопреки проволочкам «лобби» властей Грузии в столичных номенклатурных верхах, лишь по настоянию Генштаба. Рокский тоннель открывал возможность скорой переброски крупных армейских корпусов на близкие подступы к Ближнему Востоку на случай крупномасштабного конфликта типа войны Судного дня 1973 года. Если взглянуть на географическую карту, магистраль сквозь Главный Кавказский хребет из Южной Осетии в Алагирское ущелье и дальше на Северный Кавказ - кратчайший путь из стран Передней Азии к Югу России.

К слову, самым первым оценил имперское «коммуникационное и стратегическое значение Осетии» (Южной) барон Розен-царский наместник в Грузии (1831г.). В его геополитическом видении, военного, имело смысл транспортное«соединение осетинских обществ» по обе стороны Главного Кавказского хребта. Барон Розен предвосхитил Транскавказскую магистраль наших дней.

…От Владикавказа - торная дорога на Ростов-наДону, пересечение с первоклассной скоростной многополосной федеральной автострадой «Дон». И после тысячи верст пути смычка с Московской кольцевой, выход на автостраду Москва-Минск-Брест.

Теперь, кратко, тезисы упомянутой выше авторской статьи в газете «Завтра». Повторим оговорку о гипотетическом характере высказанных соображений геоэкономического толка. Примем за данность клинч в отношениях США и КНР, крайнее осложнение геополитических предпосылок продвижения грандиозного по затратам и экономическому эффекту проекта «Пояс и путь». Этим, со всей очевидностью, и обусловлен - форс-мажорный наступательный демарш Пекина на иранском направлении - ключевом ближневосточного узла противоборства великих держав

В соответствии с классической стратагемой–В ПОКОЕ ОЖИДАТЬ УТОМЛЕННОГО ВРАГА, Пекин десятилетия держался стороной от конфликтов, переворотов, войн, всей нескончаемой заварухи на Большом Ближнем Востоке. Запалили ее «неоконсерваторы» при «дворе» Буша–младшего и мнимого «миротворца» Барака Обамы. Ранее неизменно осторожный, осмотрительный, себе на уме, Пекин не узнать. К слову, как-то раз Мао проговорился: «Китай любит подраться…»

Пекин, сменив парадигму мнимого неучастия, дерзко заявил о выдвижении на Ближний Восток, проецировании силы Поднебесной в самое пекло противоборства евразийского Востока и англосаксонского Запада.

До недавнего времени основной вектор торговой, инвестиционной геополитической, инфраструктурной экспансии Китая пролегал южнее Каспийского моря, в отдалении от российского пограничья. Пакистан, Ближний Восток, Африка, страны Средиземноморья на стрежне современного Великого Шелкового пути из Западного Китая(Синьцзян), вдоль Каракорумского шоссе, которое китайцы начали прокладывать еще при власти Мао, с выходом на пакистанский порт Гвадар. Далее морской товарный транзит через Аравийское море, узкую горловину Суэцкого канала в Средиземное море. Конечные пункты морской логистики китайского экспорта греческий порт Пирей, итальянские Генуя и Триест. Все три стратегических порта Пекин выкупил и модернизировал. Рим и Афины охотно пошли на выгодную сделку с КНР. Вашингтон с «санкциями» промешкал. Администрация Обамы привержена была «глобализму», идеологии «открытых рынков». В пику «демократам», Дональд Трамп ополчился против КНР, разжег торговую войну. Обрушил на Пекин «боевые» пошлины. Тихоокеанский флот США постоянно ведет провокационные маневры в Тайваньском проливе.

«Острием против острия»…

Старинная китайская стратагема: «Без помощи облаченных в латы завладеть дальними землями….» Вполне похоже на способ, повадки геополитической экспансии Пекина. Воинственность, неистовость шовиниста Трампа вынудили Китай пойти «острием против острия». И, взвешенно, дополнить силовой компонентой евразийскую внешнеполитическую стратегию. Конфронтационный запал прорыва Пекином американской осады Тегерана бросается в глаза.

Америка-разлучница в отношениях Китая и Европейского сообщества. Во время визита в марте 2019 года Си Цзиньпина в Париж торжественно подписана Декларация согласия сторон в плане сопряжения китайского «Пояса и Пути» с встречными инициативами ЕС, транспортно-логистическими возможностями на европейском пространстве. Стороны заявили о решимости заключить всесторонний договор между Китаем и Евросоюзом о взаимном доступе к рынкам и защите инвестиций.

«Парижская декларация»-не звон ли поминального колокола по Пакс Американа?» Нет, на поверку, покуда только звоночек. Вашингтонский Мальбрук затеял крестовый поход против Поднебесной. Воинственная риторика Майкла Помпео - главы Госдепа вдруг исполнилась «архетипическим» маккартизмом. Отныне не Китайская Народная Республика - постоянный член Совета Безопасности ООН, а правящая Компартия Китая - «экзистенциальная» угроза Америке и всему «свободному миру». Никакой мировой с коммунистами во главе Китая быть не может. Помпео будто враз позабыл: на фондовой бирже Шанхая торгуются акции крупнейших корпораций Америки, в списке «Форбса» числится сотня предпринимателей-китайцев с миллиардными состояниями.

Политики Евросоюза гласно не открестились от Парижской декларации, но помалкивают: времена настали суровые. Если принимать за чистую монету высказывания вашингтонских «ястребов», дальнейшая эскалация конфликта, неуступчивость  Пекина может подвигнуть их к войне «горячей». Мягкотелым западноевропейцам трамписты дают понять, что в огне брода нет.

Мировой экономический кризис, сопоставимый с Великой депрессией 30-годов - вот что на самом деле испытывает на прочность соперников по обе стороны Тихого океана. На стороне Китая - мощная, процветающая, динамичная конкурентоспособная экономика. На стороне США - «долговая», стагнирущая экономика и одиннадцать авианосных групп, контролирующих Мировой океан, торговые пути во всей Ойкумене. Милитаристская избыточная мощь Америки - единственное обеспечение «бумажного золота» - эмиссионного доллара-мировой валюты.

«Красотка Мэри, красотка Мэри! И это есть твой свадебный наряд?..» Насмешливый припев песенки в стиле «кантри». И весь мир впервые увидел Америку такой – увядающей, разобщенной, вздорной и - в долгах как в шелках…

Через иранское нагорье к транскавказской магистрали…

Стало быть, в срочной повестке Китая - ведущего мирового экспортера сухопутный вектор товаропотока, минуя грядущие «засады» американских ВМС в Малаккском проливе, дальних морях-океанах. Сегодня, пожалуй, единственный надежный логистический вектор экспорта «мастерской мира» - Китая на европейский континент - Транссибирская железнодорожная магистраль. Пропускная способность Транссиба невелика, запланированная реконструкция капиталоемка и займет многие годы.

Пригодились древние караванные тропы Великого Шелкового пути по сухопутью. Через Среднюю Азию, плато Устюрт в Казахстане - в оренбургские степи и Предуралье. Пекин уже построил перевальную железную дорогу через высокогорье Памира в Ферганскую долину. Далее грузовые контейнеры из материкового Китая следуют  по железным дорогам Узбекистана и Казахстана.

Рассматривались планы, совместно с Китаем, постройки специальной скоростной евразийской магистрали. Достигнув Поволжья, она соединится с будущей скоростной железной дорогой Москва-Казань. Инвестиции и подряды на строительство последней  предусмотрены в федеральном бюджете-2001. Это сопряжение внутрироссйского и китайского евразийского транспортного потоков - дело неблизкого будущего. Гигантская сметная стоимость - жесткий ограничитель. Россия – стратегический партнер Китая, возможно, могла бы заполучать и без накладных миллиардных капитальных затрат изрядную долю инфраструктурного «роялти» участия в проекте «Один пояс, Один путь».

Экономическая география содержит интересные подсказки. Итак, Каракорумское шоссе огромной протяженности выходит на пакистанский морской порт Гвадар на берегу Индийского океана... Здесь смычка сухопутной и морской инфраструктуры «Пояса и Пути». Если, предположим, развернуть грузопоток по суше в сторону границы с Ираном по пакистанской дорожной сети, дальше путь транзита пролегает через Иранское нагорье до границы с Арменией. Далее относительно короткий 400-километровый отрезок через долины Грузии до Гори. А там рукой подать до Транскавказской магистрали (Транскама), высокогорного Рокского тоннеля. Северный портал его - у селения Нар Северной Осетии. Дальнейший маршрут транзита до самого Бреста (Белоруссия) «наметан» тремя абзацами выше.

Такого толка геополитический маневр, сквозной ход Великого Шелкового пути использовал бы имеющуюся комплексную транспортную инфраструктуру Пакистана, Ирана, Закавказья, России, Белоруссии.

На всем сухопутном треке китайского экспортного потока до Рокского тоннеля всего одна загвоздка - проамериканские власти Грузии. Между Тбилиси и Цхинвалом глухая межа отчуждения Транспортное сообщение Грузии с Россией только через высокогорную узкую Военно-Грузинскую дорогу. Зимой Крестовый перевал подолгу закрыт для проезда. Грузия терпит урон из-за транспортной «самоблокады». Между тем в руках Тбилиси могла бы оказаться «золотая акция» проекта «Пояс и Путь». Если бы одна из веток Шелкового пути прошла через территорию Грузии и Южной Осетии.

Возможна ли такая метаморфоза? По новейшему прецеденту соглашения Сербии и Косово вовсе не потребовалось бы признания Грузией суверенности Южной Осетии. Зато, при весьма скромных ВВП и госбюджете, Грузия ежегодно получала бы десятки миллионов долларов платы за использование своего пространственного ресурса. И доход сервисного обслуживания китайского экспортного грузопотока.

Потенциальная угроза американской морской блокады-экспортно-импортных грузопотоков Китая вполне может востребовать новую евразийскую повестку, основательно вовлекающую Россию и страны-соседи в сухопутный вектор Великого Шелкового пути.

ХХХ

…Приезд министра обороны Ирана Амира Хатами в Москву накануне готовившегося визита Си Цзиньпина в Тегеран знаменателен. Власти Ирана, очевидно, рассчитывают на прочные позиции и влиятельность России в ближневосточном регионе, чтобы не поступиться полнотой суверенитета после заключения в крупномасштабной сделки с Пекином, геополитический подтекст которой драматичен.

…Британия в веках слыла «владычицей морей». Но давно уж не пиратствует, наживает добро «домоседкой» на своих островах. Вероятно, и Соединенные Штаты, полдюжины военных флотов которых контролируют морские коммуникации мировой торговли, в недалеком будущем изрядно умерят свои имперские амбиции. Как бы ныне янки не ярились против Китая, едва ли Вашингтону по силам торпедировать проект «Пояс и Путь» в созидательной фазе подъема. Потому что Китай делает расчет на сопряжение экономических потенциалов с государствами-партнерами, взаимную выгоду, расширение торгового оборота, а не грубую силу и принуждение, экспорт на штыках «ценностей американской демократии». Пользовать китайскую стратагему №18-«Бросить кирпич, чтобы получить яшму» американские стратеги не сподобились.

Если верен прогноз, спорный, что геополитический вектор экспансии Китая постепенно сместится с преимущественно морской, уязвимой, логистики на сухопутную, возможен вариант, что одна из ветвей Шелкового пути пройдет через Транскам, Европейскую Россию…

P S. …Внезапно разразившаяся война Армении и Азербайджана взорвала геополитический статус-кво на Южном Кавказе и Передней Азии. После войны 08.08.08 по ту сторону Главного Кавказского хребта -долгое затишье…И вот пантюркистская Анкара и реваншистский Баку решились силой отбить Нагорный Карабах у супротивника. Развернулись ожесточенные сражения на линии фронта...

Карабахский геополитический форс - мажор застиг всех врасплох. Не проглядывает ли некая «симметрия» в драматических событиях последних месяцев на евразийском пограничье? Попытка, извне, спроворить госпереворот в союзной нам Беларуси. «Народный ультиматум» пани Тихановской и «всеобщая стачка» окончились пшиком. Рабочие Минского автозавода не стали «валенсовать». Ветхая политтехнология польской «Солидарности2 не сработала. . Полякам и прибалтам-«шаферам» Дяди Сэма не обломилось умыкнуть Синеокую в полон. Фантом Речи Посполитой до сих пор на слуху… В тени осталось вожделение Вашингтона одним махом захлопнуть единственное неуязвимое окно (Брест), через которое сухопутный евразийский транзит китайского экспорта следует в страны Европейского Союза.

Си Цзинпин первым из мировых лидеров поздравил Александра Лукашенко с переизбранием. Пекин-кредитор Минска. Большая «Ямская слобода» под Минском- логистический хаб товаропотока мега-проекта «Пояс и путь».

В Беларуси у натовцев приключилась осечка. И вскоре последовал «блицкриг» армейских корпусов Азербайджана на карабахском фронте.

Вашингтон, Москва и Париж, совместно, призвали Баку и Ереван уладить карабахскую распрю миром. Оливковая ветвь от Белого дома- нечто необычайное, из ряда вон.

Турция-ключевая страна НАТО на восточном фланге в открытую ставит на карту пантюркизма, цинично«подливая масло в огонь» заведомо безысходного силового противостояния Баку и Еревана. Между тем огненный шквал армяно-азербайджанского фронта перекрывает южный, потенциальный, стратегический логистический вектор (Синцзян – Пакистан – Иран - Армения…) китайского Проекта века «Один пояс, один путь». Это не только инфраструктурный , но геополитический и инвестиционный проект для десятков стран, вовлекаемых в экономическую экспансию Поднебесной. Триллионы долларов торгового оборота. Янки, у которых прорва долгов и лишь эмиссионный доллар за душой, не в силах противопоставить Китаю альтернативный геоэкономический  мега-проект для Евразии.

Пантюркистская авантюра на Южном Кавказе - своего рода «встречный пал» янки на евразийском тракте «Пояса и Пути» Поднебесной?

…Эрдоган последователен в геополитических каверзах против российского «партнера». Пантюркистский, конфессиональный (суннитский), ментальный факторы нагнетания страстей вокруг Нагорного Карабаха неблагоприятны для сплоченности государств и элит Евразийского Союза. В очередной раз столкнулись геополитические интересы России и Турции.

В неявной подоплеке драмы на Южном Кавказе яростное, непримиримое, фатальное соперничество сверхдержав - США и Китая. У этой пары глобальных игроков свои, окольные, интересы в карабахском «кейсе». На океанских коммуникациях мировой торговли ВМС США пока еще господствуют. Вашингтон стремится перекрыть и сухопутные, в глубине евразийского континента, пути дерзновенного китайского проекта «Пояс и путь». Между тем Агенство «Блумберг» утверждает, что президент Трамп проигрывает в ожесточенной торговой войне с Китаем.

…. «Тихие американцы», по Грэму Грину, не «засветились» в интригах, поднаготной злосчастной Третьей Карабахской войны. В числе 36 классических китайских стратагем есть и такая: «Тайно подкладывать хворост в костер другого».






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы