О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Глобализация нуждается в ограничителе: Рейтингономика

Добавлено: 06.11.2020


Дашкевич Владимир

Глобализация нуждается в ограничителе: Рейтингономика

I. Демократия и вопрос о власти

Черчилль как-то сказал: «Демократия – очень скверная штука, просто пока никто не придумал ничего лучшего». В основе демократии стоит классический вопрос о власти – «Кто должен править?». Народовластие и есть демократия. На практике право народа на власть представляется ему только во время выборов, т.е. раз в 4-5 лет. Однако представим себе развитие вопроса о власти в ходе последнего, демократического этапа истории человечества.

В начале 19 века немецкий философ Гегель сформулировал основной принцип философии: «Сознание определяет бытие». Это значит, что уровень сознания общества опережает и определяет уровень жизни общества. Когда к власти пришел Наполеон, создавший практический и юридический определитель этого постулата – кодекс Наполеона, в котором власть ставит основной целью защиту гражданина и его собственности, Гегель заявил – история человечества заканчивается. Конечным ее этапом будет создание гомогенных государств, т.е. государств, в которых уровень жизни граждан и защита их прав будут выравниваться. (Об этом замечательно написал в своей  знаменитой статье «Конец истории» Френсис Фукуяма). В середине 19 века философии Гегеля были сделаны два вызова. Младогегельянец Маркс заявил, что напротив, бытие определяет сознание. Бытие первично и сознание может только приспосабливаться под него. Поэтому у власти должен стоять наиболее приспособленный к бытию передовой отряд- пролетариат и его представитель – коммунистическая партия. Так возник эксперимент № 1 – коммунизм. Ницше заявил, что главное в вопросе о власти это инстинкт власти, т.е. воля к власти и у определенной элиты наделенных ей сверхчеловеков. Эта элита важнее природе, чем остальное безвольное общество. Так возник эксперимент №2 – фашизм. На помощь Гегелю пришел Норберт Винер. В середине XX  века он создал теорию управления или кибернетику. В основу ее лег принцип обратной связи. Жизнь есть форма существования биологических управляемых систем.  Государство тоже одна из них. Регулятор – власть посылает регулируемому объекту – гражданину управляющий сигнал. Если гражданин чем-то недоволен, он посылает сигнал обратной связи, и тогда власть корректирует управляющий сигнал. Если в результате количество ошибок управления уменьшится, то такая система работает правильно, в режиме т.н. отрицательной  обратной связи. Если количество ошибок возрастает, власть переходит в режим положительной обратной связи и государственная управляющая система умирает (как любая другая – биологическая или механическая). Винер дал исчерпывающее определение тоталитаризму: «Тоталитаризм это управляющая система, которая на сигналы обратной связи отвечает уничтожением их носителей». Вспомним афоризм Сталина: «Нет человека  - нет проблемы». Но при этом государственная управляющая система постепенно переходит в режим положительной обратной связи и потому неизбежно саморазрушается.

Казалось бы, демократия и философия Гегеля победили. Фашизм и коммунизм в ходе истории оказались поверженными. Но процесс гомогенизации, т.е. выравнивание различий между уровнем жизни стран 1-го, 2-го и 3-го мира идет очень медленно, потому что обратная связь между гражданином и властью работает плохо. Еще более усложнилось положение с приходом эпохи глобализации. Глобализация, т.е. глобальная власть мировой элиты, при которой интересы представителей иных стран, обществ, социальных слоев остаются неучтенными, означает, что демократия вошла в затяжной кризис, связанный с глобально не работающей обратной связью. Цивилизация вошла в тупик. Возникла реальная угроза мирового апокалипсиса, которая сегодня называется терроризмом. Место тоталитаризма занял элитаризм (фактически мягкий вариант фашизма). Экономика в этих условиях является посредственным регулятором, а безответственная бюрократия – элита чиновников – управленцев, вызывая безудержный рост социальной агрессии, начинает душить общество. Первым это понял автор современной теории демократии Карл Поппер. В книге «Открытое общество и его враги» он пишет: «Пора заменить» классический для демократии вопрос о власти: «Кто должен править» на новый вопрос: «Как своевременно и без насилия избавиться от дурных управляющих».

II. Проблема демократии и власти в России

В свое время я работал на Конституционном совещании. Все это время у меня, как и у всех, слева лежал парламентский проект  Конституции, справа – президентский, а рядом – четыре тома поправок. И вот постепенно возник основной вопрос - а может ли быть подлинно демократической любая конституция, принятая нынешней Россией? Пришел и ответ – нет. Демос - народ. Каждая реально действующая демократическая конституция - это законодательная реформа, с помощью которой народ утвердил свои права в государстве. Для этого граждане должны были пройти историческую школу понимания любой реформы как взаимовыгодного договора между народом и государством. Эта историческая школа получила название Реформации. Она составила целую эпоху, в которую сложилась западная экономическая саморегуляция - система обратной связи "государство - гражданин". Критерием ее являются деньги, а в основе лежит психология собственника, определяющего по своему карману, оправдало ли правительство те налоги, которые гражданин уплатил ему за услуги.

К сожалению, Россия не прошла великой школы Реформации. Тут не сложился саморегулирующий механизм обратной связи, корректирующий баланс  интересов  государства и гражданина. Поэтому в государственной машине постоянно накапливается социальное недовольство. В России все реформы вынуждена проводить сама государственная  власть. Уместно вспомнить, что еще два столетия назад Алексис де Токвиль заметил; "Самое опасное время для государственного управления – когда оно начинает реформировать само себя". Реформы без Реформации привели к тому, что в России насчитывается множество попыток реформ, и все не слишком удачные.  Трагедию России в знаменитых, но мало кем понятых словах выразил поэт и дипломат, долгие  годы работавший на Западе - Федор Тютчев:

    Умом России не понять.

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать,

    В Россию можно только верить.

Противоречий между Норбертом Винером и Тютчевым нет. "Oбщий аршин» - деньги, (всеобщий денежный эквивалент по Марксу) – не являются критерием обратной связи между народом и государством. Поэтому чиновник на социальное недовольство отвечает не улучшением жизни граждан, а насилием. В этих условиях, разуверившемуся в чиновниках народу, остается только верить - в царя, в генсека, в президента. Но и у президента никаких  критериев оценки работы чиновников  тоже нет. А между тем, такой критерий можно и нужно создать. Для этого нужно использовать энергию социального недовольства, возникающего, когда гражданин не может реализовать права и свободы, гарантированные ему конституцией. Если эта энергия не находит своего разрешения она переходит в социальную агрессию, особенно это актуально для современной России, в которой постоянные переделы собственности усиливают социальную агрессию в геометрической прогрессии, превращая общество в котел социальной ненависти постоянно грозящий взрывом всему миру. Но как превратить энергию социального недовольства в созидающую силу?

III. Рейтингономика и закон

Конституция - двусторонний договор между народом и государством. Гражданин обязуется платить налоги, а государство обязуется обратить полученные средства на обеспечение его прав и свобод. Давайте же с помощью современных технологий реализуем этот договор. Гражданин имеет право на труд, на жилье, неприкосновенность личности и имущества, на медицин­ское обслуживание, на образование, информацию, чистый воздух  т.д. и т.п. Гражданин за это готов платить налоги. Будем понимать исполнительную власть как власть, обеспечивающую исполнение прав гражданина. Тогда она должна состоять из соответствующих этим правам социальных служб - труда, жилья, охраны безопасности граждан, здравоохранения, энергообеспечения, транспорта, образования, защиты семьи, информации, экологии и т.д. Каждый год гражданин одновременно заполнит две декларации - налоговую и рекламационную. В рекламационную декларацию будут внесены графы, отражающие дея­тельность всех социальных служб и их отделов. Заполняя рекламационную декларацию, каждый гражданин получит возможность выразить не­довольство реализацией своих конституционных прав. Эти данные обработает специальное рекламационное управление при президенте. Президент, как и каждый гражданин,  узнает, как изменились годовые показатели в любом министерстве, в каждом регионе, по стране в целом. Если число рекламаций по министерству возросло - министр работал плохо. Если число рекламаций по региону возросло – губернатор, мэр и депутаты от этого  региона работали плохо. Но тогда заработает механизм обратной связи – откуда пришло больше рекламаций, туда пойдет больше инвестиций из бюджета. Возникнет саморегуляция. Плохого министра накажут, губернатора и депутатов переизберут, потому что у них понизился рейтинг. Определить рейтинг не составит труда -  он равен дроби, числителем которой является сокращение рекламаций за год, а знаменателем  - годовая стоимость социальной службы. Высокий рейтинг будет у тех управленцев, кто позаботится не только о сокращении рекламаций, но и о  дешевом и практичном управлении. Таких чиновников президент будет повышать по службе. В этих действиях будет реализована конституционная норма -  президент – гарант прав и свобод граждан.

Для реализации этих предложений достаточно внести в конституцию несколько статей :

Статья 1. Конституция - высший законодательный акт, которым народ России утверждает права и свободы граждан, определяет государственное устройство и наделяет полномочиями государственные органы и высших должностных лиц, ответственных за исполнение настоящего акта.

Статья 2. Каждый гражданин обязан платить налоги в установленном законом порядке. Государство обязано обратить полученные средства на защиту прав и свобод граждан.

Статья 3. Каждый гражданин Российской Федерации имеет неотъемлемое право предъявить ежегодную рекламацию за неисполнение государством гарантированных конституцией прав и свобод граждан. Рекламации граждан являются основанием для определения эффективности действия государственных, и муниципальных органов, социальных служб и их управляющих, депутатов от регионов, мэров, губернаторов и прочих должностных лиц. Порядок предъявления рекламаций  определяется законом.

Статья 4. Система исполнительной власти  в стране состоит из министров и государственных комитетов. Каждое министерство отвечает за исполнение следующих прав и свобод граждан: право на:

    труд
    жилье
    личную безопасность
    охрану здоровья
    энергообеспечение
    снабжение
    информацию
    экологическую безопасность
    свободу передвижения
    охрану семьи и детства
    защиту собственности
    образование

Государственные комитеты занимаются деятельностью, необходимой для всего общества в целом. К ним относится государственный комитет обороны,  комитет по внешней политике, комитет по культуре, комитет по науке, комитет по государственной безопасности, комитет юстиции, комитет по чрезвычайным ситуациям, комитет по финансам, комитет по налогам и рекламациям.

Статья 5. Государственный комитет по налогам и рекламациям на основании поданных гражданами ежегодных рекламаций определяет рейтинг чиновников, управляющих министерствами и их отделами. Прирост рейтинга равен отношению годового снижения количества рекламаций по каждой социальной позиции к годовой стоимости расходов  ведомства, занимающегося этой  социальной позицией. При увеличении количества рекламаций, поданных за год гражданами, чиновники, управляющие данным ведомством,  ответственным за эти рекламации, понижаются в должности. Деятельность государственных комитетов не рейтингуется.

Статья 6. Инвестиции из государственного бюджета, определяющие расходы каждого министерства и его отделов, выделяются пропорционально поданным  на их деятельность рекламациям.

Статья 7. В тех регионах  - субъектах Российской Федерации, где количество рекламаций за учетный год возросло, президент имеет право назначить внеочередные выборы региональных депутатов, мэров и глав субъектов Российской Федерации (в других странах эта статья может звучать в иной редакции). Исключением может стать форсмажорные обстоятельства в этих регионах.

Предлагаемая здесь система – рейтингономика – это не реформа, а реформация сознания общества, включающая механизм обратной связи между государственными органами и  гражданином. Этот механизм превращает разрушительную силу социального недовольства в энергию социальной инициативы, подобно тому, как гидроэлектростанция преобразует силу бушующего потока в электричество, В противном случае социальное недовольство преобразуется в социальную агрессию,  превращает общество в котел ненависти и в конце концов взрывает его.

IV. К теории вопроса

Эту главу необязательно читать всем, но мне хотелось бы вкратце изложить эту проблему в соответствии с современными представлениями науки об управлении.

Государственная управляющая машина действует на тех же принципах, что и биологическая или механическая управляющие системы. В ней есть регулятор -  власть и регулируемый объект – гражданин. Есть управляющий сигнал,  и есть сигнал обратной связи – реакция граждан на действия власти.

 

 

Когда власть совершает ошибку при управлении, гражданин своей рекламацией должен об этом сигнализировать, а власть эту ошибку должна исправить. При правильно действующей управляющей системе – биологической ли, механической или государственной – количество ошибок, т.е. сигналов обратной связи должно сокращаться. В науке об управлении в этом случае говорят – управляющая система работает в режиме отрицательной обратной связи. Если количество ошибок в результате управления увеличивается, управляющая система переходит на режим положительной обратной связи. В этом случае биологическая управляющая система умирает, механическая -  разрушается, государственная - разваливается.

Но ошибки государственной управляющей системы – это ошибки управленцев во все ветвях власти. Карл Поппер определил основной вопрос современной демократии: «Как научиться своевременно и без насилия избавиться от дурных управляющих». Дурные управляющие это те чиновники управленцы, депутаты и губернаторы, которые совершают много ошибок, бьющих по интересам граждан – налогоплательщиков. Следовательно, надо научиться подсчитывать эти ошибки, установить рейтинг управленцев и продвигать управленцев с высоким рейтингом на более высокие посты. Рейтинг становится главным критерием оценки степени компетентности и ответственности руководителей всех структур государственного управления.

Но почему мы называем эту систему рейтингономикой? Потому что количество ошибок в системе государственного управления становится основным критерием для формирования национального бюджета. Чем больше жалоб по той или иной социальной позиции приходит от граждан, тем больше инвестиций на исправление ситуации направляется из бюджета. За ошибки управленцев приходится платить государству, но управленцы тоже платят за них своей карьерой.

V. 12 принципов рейтингономики

    Рейтингономика ставит своей целью подсчитать, систематизировать и устранить ошибки управления государственной управляющей системы. Эти ошибки устанавливаются путем подачи гражданами рекламационной декларации.
    Каждый налогоплательщик раз в году наряду с налоговой заполняет рекламационную декларацию. В ней под определенными индексами указываются все возможные виды социальных услуг, относящихся к конкретным ведомствам и их отделам. Заполняющий, отмечает те из них, которые вызывают его неудовлетворенность: необеспеченность работой, низкая зарплата, отсутствие безопасности, плохое энергоснабжение, неудовлетворительное медицинское обслуживание, экологическая обстановка, плохое жилье, службы быта, плохая информация, низкий уровень обучения, дороговизна, взятки, плохое снабжение и т.д. Заполняющий рекламационную декларацию указывает свои паспортные данные и адрес.
    Все рекламационные декларации направляются в Комитет по налогам и рекламациям. Специализированные компьютеры делают разноску рекламаций на соответствующие ведомства и отделы, а также на территории - регионы, области, города, поселки прочие отелы территориального управления.
    Основным критерием работы ведомства, его отдела и руководящего управленца является уменьшение ошибок управления, т.е. снижение  количества рекламаций по соответствующей позиции за год. Оно определяется после сравнения рекламационных деклара­ций, заполненных год назад с рекламационными декларациями, заполненными через год.
    Работа ведомства оценивается по приросту рейтинга. Прирост рейтинга за год равен отношению годового сокращения числа рекламаций по позиции, за которую отвечает ведомство, к полной годовой стоимости содержания ведомства. Прирост рейтинга руководителя ведомства соответствует приросту рейтинга руководимого им ведомства. (Этот, же принцип применяется и к определению работы отделов ведомства). Конечный рейтинг ведомства и его отдела равен сумме начального рейтинга и прироста рейтинга за год. В соответствии с рейтингом ведомства определятся фонд зарплаты, ставки и производится продвижение по службе.
    Чиновник с меньшим рейтингом не имеет права руководить чиновником большим рейтингом.
    Распределение инвестиций из национального бюджета происходит в соответствии с количеством рекламаций на данную социальную позицию. Таким образом, каждое ведомство получает из бюджета то количество денег, которое соответствует уровню социального недовольства.
    По снижению количества рекламаций оценивается работа не только ведомственного, но и территориального управления. У каждого региона, муниципалитета, территориального управления рассчитывается прирост рейтинга. Он, также равен отношению годового снижения рекламаций, приходящихся на данную территорию, к годовой стоимости содержания этих территориальных управлений. При подсчете прироста территориального рейтинга учитываются все виды рекламаций, приходящихся на данную территорию.
    Высший законодательный орган вправе финансировать из национального бюджета только те нерейтингуемые ведомства, деятельность которых затрагивает все общество в целом: комитет обороны, комитет государственной безопасности, комитет по науке, комитет по культуре, комитет по чрезвычайным ситуациям, комитет по налогам и рекламациям.
    Для снижения общего количества рекламаций возможна кооперация различных министерств и территориальных управлений, совместно финансирующих взаимовыгодные программы, например строительство автомобильных дорог, транспортных узлов, больниц, детских садов.
    При возрастании количества рекламаций за год работа соответствующего ведомства или территориального образования признается неудовлетворительной. Их рейтинг понижается. Администрация президента производит контроль за деятельностью ведомств и территориальных управлений, которые снижают свой рейтинг. Президент имеет право своим указом приостановить деятельность руководителей этих ведомств, а также назначить перевыборы глав данных территориальных управлений и региональных депутатов.
    Вся информация, касающаяся рекламаций и рейтингов, является открытой и публикуется в средствах массовой информации.

VI. Критика рейтингономики

«Значит, вы за сохранение нашей бюрократической системы?» — спросят многие. И да, и нет. Сама по себе такая система ни хороша, ни плоха. Сегодня у нас нет критериев ее оценки. Но рейтингономика потребует совершенно иной бюрократической системы. В рейтингономике она:

    заинтересована в снижении социальной неудовлетворенности;
    должна экономить деньги на свое содержание – ведь прирост рейтинга это величина, числителем которой является снижение количества рекламаций, а знаменателем  - стоимость ведомства.

Это сразу создаст конкуренцию и бюрократическая система превратится  в своего рода турнир ведомств, где будут лидеры, аутсайдеры, середняки и отстающие. В этом турнире, как у спортсменов сразу будет видно, кто выигрывает, а кто проигрывает; кто талантлив, а кто бездарен; кто инициативен и компетентен, а кто ленив и неграмотен. При этом такой турнир будет происходить на глазах у всего общества.

Некоторые более проницательные могут возразить: в рейтингономике есть один существенный недостаток – ведь цена погашения различных видов социальной неудовлетворенности различна. Скажем, нуждающийся в квартире и лекарстве посылает одну рекламацию в министерство жилья и в министерство здравоохранения. Это вызывает пропорциональные вложения в бюджет по этим ведомствам. Но ведь стоимость квартиры выше, чем стоимость лекарства. Все это верно, и, скорее всего, в конце контрольного периода лекарств будет больше, чем квартир. Но на следующий год число рекламаций на отсутствие лекарств сократится больше, чем число рекламаций на отсутствие квартир. Бюджетные вложения на министерство здравоохранения сократятся, а на министерство жилья возрастут. Ведомства, которые начнут быстро наращивать рейтинг, потом будут вынуждены изобретать все новые и новые способы его поднятия, потому что вложения на его позиции будут сокращаться. Ведомства, которые будут поднимать рейтинг медленнее, получат нарастающую экономическую поддержку. Главное в этом процессе – ведомства должны добиваться прироста рейтинга, иначе их работа будет признана неудовлетворительной со всеми вытекающими для этого ведомства последствиями. Но любой прирост рейтинга – это сокращение социальной неудовлетворенности.

Некоторые спросят: а как спастись от раздувания штатов? Тогда мы снова вспомним, что прирост рейтинга - это отношение сократившегося числа рекламаций к стоимости содержания ведомства. Поэтому ведомство зажато тисками: увеличишь штат – уменьшится прирост рейтинга, уменьшишь штат - оставшиеся управленцы могут не справиться с нагрузкой. Очевидно, в этих условиях ведомство во-первых, будет охотиться за энергичными менеджерами с высоким личным рейтингом или за талантливой молодежью. Во вторых, успех вызовет законное увеличение фонда зарплаты (соответственно приросту рейтинга). Но он обернется и проблемами, связанными с уменьшением бюджетных вложений в преуспе­вающую отрасль, сократившую количество рекламаций, а, следовательно, и рабочую нагрузку. В этих условиях целесообразнее несколько сократить штаты, оставив главным образом стратегов, умеющих найти дальнейшее направление развития успеха.

Есть и такой важный вопрос: а как же управлять нерейтингуемыми позициями, например тяжелой промышленностью, металлургией химией, дорожным строительством. Все эти позиции, важны посто­льку, поскольку они приносят пользу людям. Это значит, что должна существовать ведомственная и территориальная кооперация (ведь рейтинг рассчитывается и по рекламациям, приходящимся на территорию). Хорошие дороги важны всем рейтингуемым ведомствам, а тем - более - территориальному управлению. Поэтому все они будут сообща нанимать предприятия дорожного строительства и принимать заказанные дороги. Этот принцип ляжет в основу экономических отношений с любыми производственными структурами. Химические заводы, металлургические комбинаты, тракторные, станкостроительные предприятия не будут иметь соответствующих ведомств, потому что эти ведомства не рейтингуются. Ведь человеку нужен не прокат, а автомобиль, не удобрение, а хлеб, не пластмасса, а одежда.

Последует обязательно и такой вопрос: а что если поднимутся цены? Кто будет отстаивать интересы малоимущих? Вопрос справедливый. Но, если вы не сможете сделать нужную покупку из-за её дороговизны, вы отметите это в соответствующей графе. Это, во-первых. Во-вторых, министерство труда и социальной защиты будет защищать интересы всех, кто в этом нуждается - ссудами для бедных, льготами для инвалидов и пенсионеров, пособием для безработных. Оно будет финансировать переподготовку рабочих и служащих при закрытии предприятий, следить, чтобы при повышении цен пропорционально повышались зарплата, пенсии, пособия. Оно, подобно профсоюзам, будет включать любые механизмы давления на предприятия со слабой социальной защитой.

Может последовать и такое возражение: вводя рейтингономику, вы тормозите процесс, обновления общества, развитие частной собственности и рыночных отношений. Все обстоит как раз наоборот. Рынок, аренда, акционерные предприятия, все виды собственности могут свободно внедряться и уживаться с рейтингономикой. Ведь в рекламационной декларации нет вопроса - как вы относитесь к частной собственности. Все вопросы, на которые отвечает налогоплательщик, касаются только условий его существования в обществе - медицинского и бытового обслуживания, обеспечения его товарами и продуктами, проезда на транспорте, жилья, соблюдения его прав и т.д. И разделения на ведомства происходят строго по этому принципу. Так что если конкуренция предприятий, занимающихся жилищным строительством, снизит количество рекламаций на отсутствие жилья, министерство жилья им в ножки поклонится - ведь они повышают его рейтинг. И уж, конечно, оно будет им помогать во всем - и в снабжении, и в социальных гарантиях, и в фондах развития. Ведь у этого министерства нет деления на «своих» и «чужих» есть предприятия, которые либо дадут повышение рейтинга, либо не дадут. Кроме того, у этой проблемы есть и другая более важная сторона – ведь рейтинг обсчитывается у всей управленческой системы в целом. Если общее количество рекламаций возрастет, рейтинг системы снизится, а это означает, что общество, состоящее, между прочим, из налогоплательщиков, может потребовать ликвидировать такую систему, как не  оправдывающую их налоговые вложения. Поэтому в условиях рейтингономики политическое руководство обязано способствовать любым формам хозяйствования, лишь бы они повышали их рейтинг. И первое, что руководство, сделает, это признает из всех форм собственности приоритет интеллектуальной собственности, как самой экономически выгодной и перспективной. Уж тогда придется серьезно подумать над проблемой «утечки мозгов». Без «мозгов» рейтинг не повысишь. Это относится и к проблемам культуры и образования - не решив эти проблемы, не получишь добросовестного и компетентного работника.

Может последовать и такое возражение: министерства будут стремиться закрыть предприятия, имеющие много рекламаций, морально устаревшие, убыточные, а это вызовет массовую безработицу. Но закрытие убыточных предприятий сразу вызовет приток рекламаций в министерство труда, которое, во-первых, постарается сократить и упорядочить этот процесс, во-вторых, получит средства на проведение переобучения освободившихся рабочих и служащих, на их социальную защиту.

Важнейшим свойством рейтингономики будет возможность просчитать уменьшение количества рекламаций и прирост рейтинга ведомства в результате принятия нового закона или поправки к старому законодательству. Это позволит точно оценить экономические и социальные последствия любой законодательной инициативы.

Кое - кто усомнится: а не накладно ли заполнять ежегодные рекламационные декларации, создавать специальные службы их обработки в условиях нашей экономической бедности? Это сомнение имело бы свой резон до изобретения компьютеров. Сегодня, в век Интернета, оно звучит совсем неубедительно.

Найдется тот, кто спросит: а как же быть с идеологией? 0твечаем. Рейтингономика сама в себе несет принцип совместимости социальной инициативы сильных и активных с социальной защищенностью слабых и беспомощных. Подавление одной стороны другой сразу приведет к падению рейтинга всей управляющей системы.

Кто-то задаст самый каверзный вопрос: что если граждане не захотят заполнять рекламационные декларации? Скажем откровенно: вначале, если не будут большого количества статей, дискуссий, конференций, если не будет капитального пиара, скорее всего многие заполнять рекламационные декларации не станут. Но немало людей разберется в сущности вопроса. Ведь что такое рекламация? Это жалоба. А сколько людей писали жалобы в газеты, на телевидение, царю, генеральному секретарю, а теперь пишут президенту. Рейтингономика только упорядочивает этот процесс. Так что даже в первое время число людей, заполнивших рекламационные декларации, окажется достаточно большим, чтобы по ним определить, как работают наши чиновники. Число таких людей будет со временем расти.

Но как же те люди, которые заполнят рекламационные декларации, смогут выразить волю за остальных граждан? Это принцип всех демократических выборов: голосующий решает за неголосующих.

12.Кто-то спросит: а что вы считаете самым опасным для внедрения рейтингономики?  Для обычных людей, для среднего класса тут все ясно – это выгодно. В какой – то степени можно опасаться  скепсиса интеллектуалов, но и это нормально и преодолимо. Главная опасность – сопротивление бюрократии, потому что здесь первые могут стать последними, а последние первыми. Но при этом вышеперечисленным надо понимать одно – рейтингономика не столько социальное изобретение, усовершенствующие демократию, сколько средство для выживания. В человечестве каждый миг, каждый час, каждый день растет  социальная агрессия. Когда она достигнет точки кипения, мир взорвется. И неважно, будет ли это следствием мирового терроризма, психопатией человека нажавшего ядерную кнопку, действием группы безумцев, разбросавших бациллы чумы или сектантов, пустивших ядовитый газ. Главной причиной гибели человечества станет безудержный рост социальной агрессивности. И рейтингономика на сегодняшний день единственное предложение превратить ее в движущую силу гомогенизации, т.е. социального выравнивания.

VII. Как рассчитать рейтинг?

Самая простая формула расчета рейтинга такова. Пусть прирост рейтинга Rt, начальное количество рекламаций по определенной социальной позиции Reo, количество рекламаций через учетный год Re 1. Цена, т.е. стоимость всех затрат по этой социальной позиции Z.

Тогда: Rt = Снимок экрана 2020-11-05 в 08.34.12

Как рассчитать рейтинг ведомства?

Вышеприведенная формула не учитывает того, что число граждан, заполнивших рекламационные  декларации, будет каждый год разным. Поэтому нам придется ввести поправочный коэффициент – назовем его коэффициент  участия Ky. Мы исходим из общего принципа демократических выборов – голосующий решает за неголосующего. И это еще более верно в случае рейтингономики, потому что цена затрат по каждой социальной позиции Z  это цена, ложащаяся на всех граждан, а не только на голосующих.  Поэтому,  если  коэффициент участия Ky =10 %, то количество поданных для окончательного расчета рекламаций надо увеличивать в 10 раз. Если Ky = 50%, количество поданных рекламаций нужно увеличить в 2 раза и т.д. Обозначим поданное число рекламаций Re, а расчетное число рекламаций Re.

Тогда:  Re  =

После этого понятно, что формула прироста рейтинга Rt =  превращается в уточненную формулу Снимок экрана 2020-11-05 в 08.42.45 Где Kyо это коэффициент участия в начале учетного года, а Ky1 – это коэффициент участия в конце учетного года. Если полный рейтинг Rt, начальный рейтинг

Возьмем пример: по социальной позиции «сокращение зеленых насаждений» в начале учетного года было 10 миллионов  рекламаций, в конце - 8 миллионов рекламаций. Вначале рекламацию заполнили 20% граждан, через год 25%. Стоимость всех затрат за учетный год на зеленые насаждения по стране (с учетом зарплаты чиновникам) – 36 млн. долларов. Как рассчитать прирост рейтинга и окончательный рейтинг начальника отдела министерства экологии, занимающегося охраной зеленых насаждений, если его начальный рейтинг был равен 100 баллам?

Рейтинг начальника отдела зеленых  насаждений увеличился на полбалла. Легко проверить, что если бы расходы федеральной казны были бы вдвое меньше – не 36 млн. долларов, а 18 млн. долларов, то прирост рейтинга был бы вдвое больше и равнялся бы одному баллу. А если бы через год при этом было бы подано не 8 млн., а 4 млн. рекламаций, то прирост его рейтинга был бы равен 1.88 балла. Вот так, один чиновник увеличивает рейтинг на полбалла, другой на балл, а третий на 2 балла. А рейтинг – это карьера. Так рейтингономика превращается в школу менеджмента.

Как рассчитать рейтинг для глав территориального управления – губернаторов, мэров и региональных депутатов?

Для определения методики расчета территориального рейтинга поставим первый вопрос: каковы затраты на обеспечение населению региона прав и свобод, гарантированных конституцией? Ответ очевиден – затраты равны годовому бюджету региона. Теперь поставим второй вопрос: а кто в течение учетного года не смог воспользоваться этими правами и свободами? Ответ: тот, кто умер, тот, кто уехал и тот, кто находится в заключении.

Это значит, что сначала надо в каждом регионе сосчитать, сколько человек в течение учетного года родилось, сколько умерло, и сколько уехало из региона. Если прирост населения положительный (т.е. родилось больше, чем умерло и уехало), это делает регион привлекательным и увеличивает территориальный рейтинг, если отрицательный – уменьшает. После этого надо сосчитать, как изменилось количество заключенных. Если оно возросло, криминогенность региона также возросла и территориальный рейтинг уменьшился, и наоборот.

Обозначим прирост населения  n, прирост количества заключенных  s. Количество рекламаций по всем социальным позициям в начале учетного года  Reo , в конце учетного года  Re 1. Количество учитываемых социальных позиций m. Коэффициент участия в начале  учетного года Kyo, в  конце – Ky 1. Региональный годовой бюджет равен Z. Тогда прирост территориального рейтинга Rt равен: Снимок экрана 2020-11-05 в 08.48.24

Приведем пример. В начале учетного года в регионе по всем социальным позициям было подано 10 млн. рекламаций, в конце  -8 млн. Всего социальных позиций 100. Коэффициент участия в начале учетного года 50%, в конце  -60%. Население в течение учетного года сократилось на 10 тысяч, число заключенных возросло на 5 тысяч. Бюджет региона 100млн. руб.

Прирост территориального рейтинга:

Территориальный рейтинг вырос на 0,52. Но если бы население возросло на 10 тысяч, а число заключенных сократилось на 5 тысяч, прирост рейтинга составил бы не  0,52, а 0,82. Это означает, что губернаторы, мэры, региональные депутаты будут вынуждены следить за тем, сколько людей утонуло, сколько умерло от передозировки наркотиков, сколько отравилось некачественной водкой. Они будут заинтересованы, чтобы люди не покидали регионы, а приезжали, они будут заинтересованы в том, чтобы криминогенная обстановка в регионе улучшалась.

Если рейтинг губернаторов, мэров, региональных депутатов в течение учетного года упал, президент имеет право назначить в регионе внеочередные выборы. Но увеличение количества рекламаций на регион означает, что в него из национального бюджета пойдет пропорционально больше средств.  Однако распределять эти средства будут уже другие люди.

VIII. Резюме

Кто-то спросит: а почему рейтингономика нужна именно сейчас, в эпоху глобализации? Отвечаем. Цель глобализации  - добиться предсказанной  Гегелем 200 лет назад гомогенизации государств, т.е. выравнивания уровня жизни между гражданами стран 1-го, 2-го и 3-го мира. Но глобализация всегда связана с риском принятия мировой управляющей элитой решений, ущемляющих чьи-то малые, но конкретные интересы. Это означает, что глобальная мировая управляющая система идет по тонкой грани и всегда может перейти на режим положительной обратной связи (т.е. режим возрастающих ошибок управления). А такой режим неизбежно ведет к гибели цивилизации, и первый его признак – международный терроризм – уже появился. Глобализация нуждается в ограничителе. Рейтингономика ограничивает глобализацию там, где она наступает на ноги слабым, она усиливает ответственность власти, делает эту ответственность конкретной, она гарантирует финансовую подпитку там, где общество подходит к критической границе. Иначе говоря, она обеспечивает мировой управленческой системе устойчивый режим отрицательной обратной связи, т.е. режим уменьшения ошибок управления. И тогда демократия не будет решать  вопрос о власти кого-то над кем-то. Она будет решать вопросы управления.

Когда – то на заре построения коммунизма Троцкий сказал: «Мы железной рукой загоним человечество в счастье». Троцкизм умер. Коммунизм умер. История показывает, что каждый человек сам должен находить свой путь к счастью и справедливости.

Приложение

Рекламационная декларация

I.Министерство труда. Рекламация на:

    низкий уровень зарплаты;
    задержку зарплаты;
    низкий уровень пенсий;
    задержку выплаты пенсий;
    недостаточную охрану труда;
    низкую производительность;
    низкую конкурентоспособность;
    плохую организацию труда и отдыха;
    нарушение прав трудящихся.

II.Министерство жилья. Рекламация на:

    отсутствие жилья;
    низкое качество жилья;
    нехватку жилья;
    высокие цены на строительство жилья;
    высокие цены на оплату жилья;
    низкое качество обслуживания жилья;
    низкое качество ремонтных работ.

III.Министерство энергоснабжения. Рекламация на:

    дороговизну электроснабжения;
    дороговизну газоснабжения;
    дороговизну водоснабжения;
    высокие цены на бензин;
    отсутствие электроснабжения;
    отсутствие газоснабжения;
    отсутствие водоснабжения;
    плохое качество обслуживания электролиний;
    плохое качество обслуживания газопроводов;
    плохое качество обслуживания водопроводов;
    отключение оплаченного электричества.

IV.Министерство здравоохранения. Рекламация на:

    низкий уровень бесплатного медицинского обслуживания в больницах;
    низкий уровень бесплатного медицинского обслуживания в поликлиниках;
    низкий уровень бесплатного медицинского обслуживания скорой и неотложной помощи;
    плохое качество лекарств;
    дефицит лекарств;
    дороговизну лекарств;
    низкий уровень борьбы с алкоголизмом;
    низкий уровень борьбы с наркоманией;
    низкий уровень борьбы со СПИДом;
    низкий уровень борьбы с туберкулезом;
    низкий уровень борьбы с прочими эпидемиями.

V.Министерство охраны правопорядка. Рекламация на:

    низкий уровень охраны здоровья граждан;
    низкий уровень охраны собственности граждан;
    низкий уровень охраны прав и свобод граждан;
    низкий уровень судопроизводства;
    низкий уровень борьбы с наркоманией;
    плохую работу дорожных служб;
    низкий уровень борьбы с коррупцией;
    низкий уровень борьбы с контрафактной продукцией.

VI. Министерство снабжения. Рекламация на:

    плохое снабжение продуктами питания;
    плохое качество продуктов;
    дороговизну продуктов;
    плохое снабжение бытовыми товарами;
    дороговизну бытовых товаров;
    плохое качество бытовых товаров.

VII. Министерство информации. Рекламация на:

    плохое качество передач на ТВ;
    плохое качество передач на радио;
    плохую работу прессы;
    необъективную информацию на ТВ;
    необъективную информацию на радио;
    необъективную информацию в прессе;
    дороговизну газет;
    дороговизну книжной продукции;
    дороговизну видео товаров;
    дороговизна аудио товаров;
    нарушение свободы слова.

VIII. Министерство образования. Рекламация на:

    низкий уровень образования в школах;
    низкий уровень образования в училищах;
    низкий уровень образования в вузах;
    дороговизну обучения;
    нарушение прав и свобод учащихся;
    низкую стипендию учащихся.

VIII. Министерство транспорта и связи. Рекламация на:

    плохую работу наземного транспорта;
    плохую работу метро;
    плохую работу авиатранспорта;
    плохую работу электропоездов;
    плохую работу поездов дальнего следования;
    низкий уровень обслуживания;
    дороговизну транспорта;
    плохое качество или отсутствие связи;
    плохое качество автомобильных дорог;
    плохое качество пешеходных дорог.

X. Министерство охраны семьи и детства. Рекламация на:

    низкие пособия на детей;
    плохую охрану интересов неполных семей;
    плохую работу с неблагополучными семьями и детьми;
    плохую защиту прав и свобод детей;
    плохую работу детских учреждений;
    эксплуатацию детского труда;

XI. Министерство экологии. Рекламация на:

    плохое качество питьевой воды;
    плохое качество воды в водоемах;
    плохое качество воздуха;
    нарушение экологических нормативов по радиации;
    нарушение экологических нормативов по загазованности;
    нарушение экологических нормативов по соли тяжелых металлов;
    нехватку зеленых насаждений;
    плохую охрану лесопарков.

XII. Министерство экологии. Рекламация на:

    ненадежность отечественной банковской системы для вкладчиков;
    ненадежность работы органов страхования;
    трудности с получением кредитов;
    плохую охрану интересов акционеров;
    чрезмерную инфляцию;
    плохую охрану интеллектуальной собственности;
    плохую охрану интересов отечественных предпринимателей;
    чрезмерные налоги для физических лиц;
    чрезмерные налоги для юридических лиц.






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы