О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Антикризисный ход: РФ заняла рекордную сумму дене

Добавлено: 27.02.2021


Мигунов Дмитрий

Рубль

Объем долгов можно наращивать и дальше ради поддержки экономики, но таких планов пока нет

Государственный долг России вырос по итогам 2020 года на 5,4 трлн рублей, что является самым большим показателем в истории. Долг увеличился из-за повышенных расходов в пандемию, причем главным источником его роста стали внутренние заимствования.

Общий объем долгов достиг 18% ВВП, что значительно меньше показателей большинства стран мира. В ближайшие годы рост госдолга замедлится, но особой необходимости в этом нет — запаса прочности более чем достаточно. Подробности — в материале.

В течение двух лет (2018–2019 годы) Россия жила с профицитным бюджетом. Благодаря бюджетному правилу, все доходы от продажи нефти по цене выше $42 за баррель уходили в Фонд национального благосостояния, а расходы росли достаточно скромными темпами. В результате задолженность практически не росла: в 2019 году она увеличилась всего лишь на триллион рублей.

Однако 2020 год с его кризисом заставил российские власти вернуться к прежней дефицитной схеме. Цены на нефть рухнули почти вдвое и опустились ниже установленного бюджетным правилом уровня, тогда как тяжелая ситуация в экономике потребовала резкого роста расходов для смягчения кризисных эффектов.

При этом общий объем фискальной поддержки, хотя и выглядит очень мощно в абсолютных цифрах, оказался достаточно скромным по мировым меркам. Из крупных экономик мира меньше в процентах от ВВП на антикризисные меры выделили только Мексика и Саудовская Аравия (напротив, мировым лидером стала Япония, потратившая на борьбу с коронавирусом и сопутствующей рецессией около 34% ВВП). Справедливости ради, и масштабы падения экономики в России были заметно меньше, чем в большинстве других стран — например, по сравнению с Германией, Индией и особенно Италией.

Как бы то ни было, в 2020 году государственный долг стал довольно быстро увеличиваться. На 1 января прошлого года правительство было должно по внутренним обязательствам 10,2 трлн рублей, а по внешним — 3,4 трлн.

К 1 января 2021-го эти суммы доросли до 14,8 и 4,2 трлн соответственно. Львиная доля пришлась на внутренние заимствования, и продажи облигаций федерального займа (ОФЗ) весь год пользовались существенным спросом.

Долгое время государственные долги в России сокращались. К 1998 году они достигли около 100% ВВП, но с тех пор стремительно уменьшались. В 2005 году общая сумма госдолга упала ниже 20% ВВП и с тех пор так и не пересекла эту отметку в противоположном направлении. Стоит отметить, что львиная доля того старого долга была внешней, а внутренние заимствования не играли важной роли в государственных финансах. В конце 2008 года грянул глобальный финансовый кризис, сильно ударивший и по нашей стране (экономика сократилась более чем на 7%).

Однако и тогда государство не пошло на рынок заимствований. Напротив, несмотря на кризисную ситуацию, шли разговоры о том, что может быть выделена кредитная помощь иностранным государствам, например Исландии. Практически весь образовавшийся дефицит в 2008–2009 годах был профинансирован за счет накопленных резервов.

Почему государство не поступило так же в нынешней ситуации? Как объяснил в интервью «СМИ» руководитель отдела аналитических исследований «Высшей школы управления финансами» Михаил Коган, власти опасались роста курса рубля.

    «По данным Минфина, из ФНБ на поддержку экономики было выделено только 289,85 млрд рублей. Остальное было покрыто за счет выпуска ОФЗ в размере 5,3 трлн рублей. В условиях падения цен и спроса на энергоносители активное использование средств ФНБ привело бы к дополнительному повышательному давлению на курс национальной валюты и, как следствие, уменьшению поступлений нефтегазовых доходов бюджета и его большему дефициту»

    «Использование альтернативного источника дефицита бюджета — ФНБ — допускается при падении цен на нефть ниже цены отсечки ($43,3 за баррель в 2021 году), — рассказал главный экономист Газпромбанка Сергей Коныгин. — В прошлом году из фонда было потрачено более 300 млрд рублей на эти цели».

Таким образом, ухудшение внешней конъюнктуры позволяет Минфину гибко распределять источники финансирования. В случае повторения сценария падения цен на нефть ФНБ вновь будет задействован.

Рекордно быстрый за последнюю четверть века рост долга (сразу на 4% ВВП) может обеспокоить сторонников фискальной стабильности. Тем не менее ситуация далека от проблемной. Весь госдолг составил по итогам 2020 года менее 18% ВВП. По сравнению с развитыми странами это просто крохи.

    В США он составляет 133% ВВП,
    в Испании — 121%,
    в Италии — 158%,
    а в Японии — 264%.

Подразумевается, что «богатые» страны, облигации которых имеют низкий процент и огромный спрос, могут позволить себе занимать больше других. Это действительно так (по крайней мере, сейчас), но и по сравнению с крупными развивающимися странами Россия выглядит куда лучше.

По словам Сергея Коныгина, в развивающихся странах средний уровень госдолга к ВВП превышает 60% ВВП.

    В Бразилии это соотношение составляет 89%,
    в Индии — около 90%,
    в Китае — 46%,
    в Турции — около 40%.

    «Согласно закону о федеральном бюджете на этот год, показатель госдолга к ВВП в течение ближайших трех лет на фоне сохранения дефицита федерального бюджета возрастет только до 21,4%» — отмечает Михаил Коган.

Таким образом, запас прочности для увеличения заимствований весьма велик. В принципе, Россия могла бы иметь дефицит бюджета на уровне минувшего года на протяжении нескольких лет и всё еще не дойти до показателей крупнейших развивающихся стран. Тем не менее в 2021–2022 годах предусматривается дефицит на уровне 4 трлн рублей, большая часть которого будет покрыта заимствованиями.

Проблема с более активным привлечением заемных средств сейчас связана не столько со снижением надежности государства как должника, сколько с чрезмерной концентрацией финансовых ресурсов в руках правительства. Поскольку большая часть денег будет занята на рынке рублевых ОФЗ, это приведет к тому, что в этот сектор уйдет большинство инвесторов, а для остального рынка ликвидность «засохнет».

Существенные запасы свободных средств в ФНБ и крайне низкий уровень государственного долга показывают финансовый потенциал России. Тем не менее ни в одной стране мира он не является самоцелью, а служит ресурсом, позволяющим поддерживать экономический рост и благосостояние. Удастся ли выполнить эту задачу при сохранении консервативной фискальной политики — покажет только будущее.






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы