О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Смыслы и ценности Человечности - неразгаданная тайна Кристалла роста

Добавлено: 20.10.2021


Фоменко Елена

кристалл роста

Аннотация. Книга «Кристалл роста» вызывает поток споров и жарких дискуссий в интеллектуальной части общества. С точки зрения созидательных ценностей, Человечности и цивилизационного подхода работу Александра Галушки с соавторами рассматривает инженер-экономист, общественный деятель в области науки, Елена Владимировна Фоменко.

Как советский человек и экономист, я не могла не отметить работу глубокоуважаемых Александра Галушки, Артура Ниязметова, Максима Окулова.  Я благодарна авторам за столь необходимый для спасения страны и долго ожидаемый анализ самой эффективной исторической эпохи России. «Кристалл роста» - это емкая и образная формулировка как сути того времени, которое описано в книге, так и потребности времени нынешнего. Авторы проделали титаническую работу по изучению гениальных находок наших предков, за что им, безусловно, низкий поклон. Было бы очень правильно и патриотично, чтобы в условиях ментальной войны, именно эта книга стала базовым учебником по истории экономики для вузов и чтобы было организовано серьезное научное изучение методов и методик сталинской экономики с целью их скорейшего использования. Ведь, как правильно отмечают авторы книги, «Уникальная экономическая система, обеспечившая в XX веке рекордный в мире рост экономики, не получает в своем Отечестве адекватного теоретического осмысления и описания».

Одновременно, по прочтении книги возникает ощущение недосказанности – ведь суть того времени осталась авторами не раскрыта. А без понимания этой сути невозможно повторить экономическое чудо. Неразгаданная тайна Кристалла роста – вот в чем вопрос. Собран и изучен хороший и архиважный материал, слова правильные произнесены - «Преобладающий в обществе способ мышления и нравственного выбора определяет доминирующий в обществе способ жизни и деятельности, включая экономическую» - , а вот суть упущена. Время что ли сейчас такое – те, кто говорят столь верные слова, не разобравшись в сути и существе произнесенных слов, сами себе противоречат и попадают впросак. Поэтому давайте уж разберемся на совесть и по-честному, без подтасовок в угоду политконьюнктуре. Ведь на кону – быть или не быть России как цивилизации, и это – не фигура речи. Перефразируя уважаемых авторов книги, я бы сформулировала так:

«профессиональное определение модели будущего экономического роста предполагает не предметное, а сущностное понимание модели, обеспечившей самый высокий рост в истории отечественной экономики». Тем более, что в период 1929-1955гг была создана не уникальная «экономическая система», как пишут авторы, а уникальная социально-экономическая система, и это – нечто принципиально иное.

Раскрытие тайны Кристалла роста предлагаю образно начать с процесса выращивания кристаллов. Итак, чтобы вырастить кристалл надо:

    1. уяснить себе, для чего тебе нужен этот кристалл,
    2. взять кристаллик,
    3. приготовить перенасыщенный раствор,
    4. поместить кристаллик в этот раствор и - контролировать процесс роста. Проанализируем процесс, следуя от конца к началу.

Стадию контроля авторы описали достаточно подробно, поэтому стразу перейдем к «перенасыщенному раствору».

Основными компонентами этого «раствора» авторы посчитали «сильную мотивацию и большую социальную энергию общества, порождаемые одновременно сильными материальными стимулами и целенаправленно культивируемыми созидательными ценностями, включая идеалы, смыслы, нравственные ориентиры».  В этой фразе – правилен перечень и неверна последовательность. На первое место необходимо поставить целенаправленно культивируемые созидательные ценности, поскольку материальные стимулы играют лишь вспомогательную, поддерживающую и обеспечивающую роль. Ведь недаром авторы пишут, что именно «культивируемый способ публичного мышления определяет доминирующий способ практического осуществления государственной деятельности».  По сути дела, «перенасыщенный раствор» или «экономическая температура» по определению авторов книги, есть не что иное, как социальная, а точнее, социокультурная атмосфера.

Здесь я приведу отрывок из книги «Психодемография» Гундарова И.А., Пономаревой Е.Г., Левашевой М.А., Гундарова Б.И. «Существуя в головах людей как продукт деятельности мозга, она при межличностных взаимодействиях становится своеобразной внешней силой, оказывая влияние на каждого. И чем больше скорость информационного взаимообмена, тем сильнее её побудительное (детерминирующее) влияние… Социальная атмосфера – это нематериальная реальность в виде доминирующих в обществе смыслов и эмоций, объединяющая людей для совместных действий.»

Какие же смыслы и эмоции культивировались в обществе в период социально-экономической модели опережения, что определило и сформировало успех? В книге есть ответ на этот вопрос – «люди воспитываются и консолидируются идеалами, глубоко укорененными и созвучными традиции, истории и культуре нашего народа», «отечественная культура массово воспевает человека труда, созидателя, творца. Люди строят свою Великую страну». И строят они ее опираясь на лучший отечественный и международный опыт, а не на американскую или китайскую «вторичку», не на указания сомнительных организаций и советы ментальных противников.  Тогда было понимание, что в «модели чужестранцев» Россия обречена быть обслугой, поэтому был выбран путь максимально возможной самостоятельности. Независимые и гордые Люди строили общий Дом на своей земле. Ключевая фраза – «общий», поскольку большинство знали и понимали, что в одиночку и, потянув одеяло на себя, в такой стране, как Россия, не выжить - и страну потеряешь и сам погибнешь. Именно поэтому общинность прочно укоренилась на Руси и те, кто формировал «способ публичного мышления» в период создания эффективной социально-экономической системы, это прекрасно знали, понимали и учитывали. Информационное пространство страны было нацелено на стимулирование коллективного созидательного труда, на внедрение лучших практик, поддержку и пропаганду национальных норм, традиций и национальной культуры. Социокультурная атмосфера была сфокусирована на объединении людей, на раскрытии их способностей, на укреплении доверия к власти, на ответственном отношении каждого. Лучше всего понять и прочувствовать атмосферу того времени помогает, как всегда, искусство. Марш энтузиастов – гимн атмосфере опережения:

    «Здравствуй, страна героев,
    Страна мечтателей, страна ученых!
    Нам нет преград ни в море, ни на суше,
    Нам не страшны не льды, ни облака.
    Пламя души своей, знамя страны своей
    Мы пронесем через миры и века!
    Нам ли стоять на месте!
    В своих дерзаниях всегда мы правы.
    Труд наш - есть дело чести,
    Есть дело доблести и подвиг славы»


Вот таким был «перенасыщенный раствор» для выращивания «кристалла роста»: общее владение полученной от Бога землей с ее природными богатствами, опора на национальные особенности и Культуру, стремление к справедливости, единение и взаимовыручка – человек-человеку друг, товарищ и брат, созидание на благо общества – все остается людям, вера в светлое будущее, оптимизм и энтузиазм. Это, как нельзя лучше, отвечало глубинным потребностям людей.

А что было взято за основу кристалла? Какой кристаллик? Человек!

Как верно подметили авторы книги: «Гражданин страны — это источник созидательной энергии экономических преобразований и главный получатель их результатов». Хотя руководители страны позиционировали себя как материалисты, будучи хорошо образованными, разносторонними и мыслящими людьми, они не могли не понимать, что не только общество формирует человека как человека, но и человек производит общество и именно от «качества» отдельного человека будет зависеть независимость страны. Те колоссальные изменения общественного уклада, которые впервые в мировой истории, проводила наша страна, требовали принципиально новых отношений между людьми и отношений человека к себе, миру, природе, обществу. Нужно было, чтобы большинство пришло к пониманию того, что выбранное направление государственного строительства является наиболее эффективным устройством общественной жизни и проводится именно в интересах каждого отдельного человека. Это был вызов человеку. И этот вызов требовал, конечно, хороших фундаментальных знаний, развитого интеллекта, умения мыслить.  Обладали ли такими качествами те, в интересах и силами которых осуществлялся такое грандиозное государственное строительство. По большей части, нет. Поэтому колоссальные усилия  были направлены на воспитание и образование. При этом Советская Школа опиралась на национальные традиции и богатый отечественный опыт, опыт Российской Империи, русской классической школы.

В своей работе  «Образование человека или расчеловечивание: в чем суть современного образовательного процесса?» философ И.К Джерелиевская пишет следующее: «В основу системы воспитания и образования был положен принцип приоритетного развития внутреннего духовно-нравственного мира человека как основы долга и мужества в  защите своей  отчизны, служения ей, и, одновременно, основы терпимости и принятия других соплеменников…Как показала история, это решение было не просто единственное, но единственно верное для фундаментальной задачи единения многоэтнического и многоконфессионального населения обширной территории России, в большинстве своем с  непростыми климатическими условиями».

Государственные мужи периода опережения осознавали, что самой главной задачей было формирование нового Человека, который и будет строить и защищать страну. Тогда работали на долгосрочную перспективу, это была стратегия, которая должна была дать и дала результаты уже в конце 40-х—начале 50-х годов, когда в стране произошёл «взрыв» в научно-техническом развитии. Это сделали первые выпускники традиционной советской школы. Все наши великие учёные подчёркивают факт, что именно в этой школе всё и закладывалось: все их знания, отношение к жизни, к работе... Причём школа была открыта как для горожан, так и для жителей сёл и деревень, потому что в стране везде должен быть одинаково высокий уровень образования. Это была подлинно единая система воспитания и образования.

Новый Человек = советский Человек, сформированный этой системой,  обладал в идеале следующими качествами: высокая нравственность и духовность, правдивость, стремление делать добро и уважительное отношение к  другим, любовь к детям, коллективизм и взаимопомощь, высокое чувство гражданской ответственности перед своей страной и своим народом, любовь к Родине, целеустремленность, кругозор и системное мышление, стремление к познанию и творчеству, трудолюбие, чистоплотность, хорошее физическое развитие. Т.е. советская система воспитания и образования была нацелена на взращивание и поддержание лучших человеческих качеств в человеке,  на формирование человечности.

Теперь попробуем понять, для чего выращивался Кристалл роста, какая цель была поставлена перед страной, народом, властью.       Сохранение страны как самостоятельной и самодостаточной цивилизации через построение страны-системы. При этом были оптимально учтены  сильные и  слабые стороны страны, выбран наилучший базис – опора на родную ментальность, национальную культуру и традиции.

Подводя итог пространным размышлениям о тайне Кристалла роста, можно уверено сказать, что тайна эта нами разгадана. Она – в людях, в отношениях между ними, в доминирующих смыслах и эмоциях, в целях. Спасибо авторам книги, что хоть вскользь и в последних строках своего труда – в главе «Вместо заключения»,  но они упомянули об основном факторе экономического чуда: «Но именно люди способны привносить в экономику существенные черты, которые не могут быть и не будут запрограммированы в информационном обеспечении, такие как творчество, энергия, характер, дух развития и созидания — другими словами, свою человечность. Способность использовать эти сильные стороны будет источником превосходства одной организации над другой. И, в конечном счёте, экономики одной страны над другой».

Выживание Человечества возможно только на направлении гармонизации отношений в системе Природа-Общество-Человек и только объединенными усилиями, коллективной работой. Страна, которая первой построит модель нового мировоззрения и новых социально-экономических отношений, станет лидером новой общественной формации на много лет вперед. Люди + социокультурная атмосфера + цель государственного строительства – вот главные факторы чуда, успеха, прорыва, опережения. Попробуем сравнить эти факторы тогда и сейчас:

По результатам проведенного сравнения возникает резонный вопрос – возможно ли сейчас, следуя текущим курсом, совершить экономическое чудо, даже обладая знаниями о нем и применяя те же организационно-экономические методы, методики, технологии? Отрицательный ответ очевиден. Как писал О. Богданкевич в «Лекции по экологии», «в науке возможность вовремя отбросить тупиковый путь очень часто оказывается решающим фактором на пути к достижению цели».

Необходимо отбросить явно тупиковый нынешний путь и для скорейшего достижения успеха начать движение к воспроизводству экономического чуда с главного фактора.

А именно - коль скоро главным фактором успеха являются люди, то начинать надо с воспитания и образования и с культуры, как основы позитивной социокультурной атмосферы. Не будет никакого чуда и кристалл не вырастим, пока не проведем тщательную ревизию системы образования и не перенацелим ее с «расчеловечивания» на «очеловечивание». То же относится к культуре, СМИ, медицине. Иного пути у нас – народа и у страны – нет. Ну не встраивается та, прорывная, гениальная экономика в существующий формат отношений в обществе, не встраивается. Она возможна лишь при выполнении ряда базовых условий. И первое – диаметрально другие отношения между людьми, кардинально другие критерии «успеха» и системный подход.

Пора уже сказать правду, мужественно это признать и начать целенаправленную работу по очеловечиванию родного Отечества для его спасения и во благо потомков.






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы