О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Структурный кризис глобального мира: Что делать и какие проблемы предстоит решить

Добавлено: 12.12.2021


Никого над нами

слова винни пуха

Последние штрихи, позволившие написать данную статью и даже отдельные фразы.

Автор взял от:

Ивана Магрегора – цикл статей Империум и его комментарии на ИА «Аврора»,

Кирилла Мямлина – Высокий коммунитаризм как русская идея,

Максима Бессмертных - Группа ВКонтакте - От самоорганизации к коммунизму,

За что всем им автор признателен и благодарен.

Ситуация в мире сейчас определяется следующими факторами

Расширяется и углубляется структурный кризис современного глобального мира.

При этом имеющиеся проблемы общественного развития (о них ниже) сопровождаются движением к точкам неопределенности (сингулярностям) в технических и социальных системах (нарастают скорости изменений в этих системах).

Отсутствуют признанные адекватные экономические и социальные теории.

Все это затрудняет и даже делает невозможным долгосрочные социальные прогнозы и тем более лишает предсказательной силы все предыдущие социальные теории.

Однако отсутствие реальной возможности делать долгосрочные прогнозы не означает, что невозможно уже сейчас определенными конкретными системными действиями задавать обществу направление движения.

Конкретно для нашей страны направление, куда следовало бы стремиться, определяется общими цивилизационными дискурсами нашего народа, которые в настоящее время заключаются в том, что наш народ представляет собой цивилизацию, склонную к традиционным ценностям с преобладанием общинного (коллективного) самосознания, для нас естественна (по крайне мере с конца 19 века) идея социальной справедливости.

Выбирая направление движения в соответствии с цивилизационными дискурсами надо учитывать и решать имеющиеся конкретные проблемы текущего мироустройства.

Первоочередные проблемы, требующие решения

1. Нужна новая финансово-экономическая система поскольку доминирующая в мире система (условно капиталистическая модель) практически по общему признанию исчерпала уже возможности для своего дальнейшего развития и расширения.

2. Произошла повсеместная деградация элит и нарастают дисфункции существующих бюрократических систем управления.

3. Деньги являются фетишем, определяющим для многих успех в жизни, что искажает смыслы существования и цивилизации в целом, и отдельных людей.

В ближайшем будущем человечество также вплотную столкнется, да уже столкнулось, еще со следующими проблемами:

    • Имеется заметная вероятность вырождения популяции (демографического, биологического, когнитивного) в условиях отсутствия естественной биологической выбраковки.
    • Наступают когнитивные пределы усвоения и сортировки возрастающего потока информации, в том числе возможности оперативного анализа и отсеивания фейковой информации.
    • Проблема создания положительного иерархического отбора в социуме (с отказом от родоплеменных, клановых, феодальных принципов).
    • Проблема социальной стабильности, появления лишних людей и критического дефицита привлекательных социальных ролей, особенно в связи с предполагаемым переходом к новому технологическому укладу.
    • Проблема стимуляции людей к конструктивной деятельности при падении эффективности экономического принуждения.

Поскольку со стороны власти системных решений вышеназванных проблем не наблюдается это означает, что на уровне социума фактически отсутствует какая-либо система управления прогрессом и по сути даже теоретически неясен вопрос о новых движущих силах, которые могли бы поддержать или даже организовать развитие социума в направлении разрешения имеющихся проблем.

Конкретно для России имеются и свои внутренние проблемы и задачи

1. Обеспечение и защита суверенности российского макрорегиона, сохранения и развития русской цивилизации в условиях заведомой недостаточности традиционных рынков и худших условий по климату, логистике и геополитическим издержкам, но неплохого обеспечения природными ресурсами.

2. Обеспечение (при условии решения имеющихся задач) долговременной устойчивости новых социально-политических структур общества.

Сформулируем несколько утверждений, которые зададут направление дальнейших рассуждений и предложений.

Первое. Даже беглое изложение проблем (смотри выше) показывает, что грядущие изменения в социуме будут носить революционный характер.

Второе. Революционный характер это не обязательно революция в общепринятом смысле. Такие изменения могут идти как через революцию, так и через катастрофу (череду неуправляемых кризисов), но также могут быть и революцией сверху.

Наилучший вариант (который менее прочих чреват сопутствующими сложностями и страданиями для народа) это революция сверху. Поэтому в дальнейшем будем иметь в виду именно этот вариант.

А варианты похуже, да что их, собственно, планировать, они и сами произойдут.

Еще одна особенность и можно сказать символ современного момента – создавать свои образы будущего становится все более популярным занятием. Поэтому попробуем в отличие от подобных попыток не сразу создать цельный образ будущего, а первоначально описать отдельные решения, по возможности, в их связи с описанными выше проблемами общества.

Новая денежная система (решение по проблеме: деньги являются фетишем, определяющим для многих успех в жизни и одновременно это шаг к созданию и новой экономической модели)

1. Разделить функции денег (их по классической схеме пять: мера стоимости, средства платежа, средства расчетов, функция накопления, мировые деньги) между различными новыми финансовыми инструментами и те новые деньги, который будут использоваться как мера стоимости, средства расчетов и платежей не должны быть одновременно средством накоплений и сбережений и мировыми деньгами.

2. Кредитная экспансия, решающая при капитализме вопрос распределения на все общество рисков отдельных товаропроизводителей, но одновременно и ставящая пределы развитию экономики при исчерпании рынков, может быть заменена на современное прочтение концепции бумажного рубля С.Ф.Шарапова, созданной еще в конце 19 века.

А именно. Это должно быть сочетание планирования, направленного на мобилизационное управление экономической системой, и государственной эмиссии инвестиционных денег, производимой под утвержденные планы, когда любой утвержденный проект (план), обеспеченный материальными ресурсами, гарантированно получает необходимый объем финансирования.

3. Банки переводятся на режим 100 процентного резервирования вкладов. Как следствие частная эмиссия кредитных денег прекращается, вся эмиссия производится государственными органами (выживут ли при этом в долгосрочном плане современные банки или нет – будет уже их проблемой, но многие из них, хотя и не все, найдут себя в новых системах расчетов).

4. Разрешается эмиссия локальных денег (не бесконтрольная, а строго по определенным правилам) и для отдельных новых видов денег используется демередж (простой и проверенный мировым опытом способ ускорения оборота денег).

Демередж – это «стареющие» деньги, когда в той своей части, которая находится в обороте, после эмиссии они уменьшают свою стоимость со временем. В то же время при каждом новом выпуске денег с демереджем их номинальная стоимость сохраняется.

Деньги с демереджем:

    • многократно ускоряют оборот;
    • расшивают любые кризисы неплатежей.
    • А локальные деньги (независимо от того с демереджем они или нет, но с демереджем лучше) дополнительно:
    • способны стимулировать местную инициативу;
    • будут служить автоматическим регулятором и контролером наличия в обороте требуемого экономике количества новых национальных денег для расчетов (мало денег национальных – экономически активные субъекты сами инициируют выпуск локальных валют, достаточно общенациональных денег – они сами вытесняют из оборота локальные валюты).

Демередж, введенный в общенациональном масштабе, может также стать основным источником пополнения бюджета государства, что позволит уменьшить или даже отменить какие-то из существующих налогов.

Если разделение единых денег на различные финансовые инструменты решает прежде всего задачи стимулирования производства, то деньги с демереджем (поскольку они не могут использоваться для сбережений) одновременно на корню решает задачу ликвидации фетишизма денег.

И вот еще что важно. Что предлагал еще Шарапов. Никакой свободной конвертации внутренней валюты в мировые валюты не должно быть в принципе.
Новый орган управления государством и генератор новых элит (решение по проблеме деградации элит и дисфункции существующих бюрократических систем управления, а также по проблеме: создания положительного иерархического отбора в социуме

Имеется в виду реализация в новой упаковке старого лозунга – вся власть Советам. Точнее вся власть Совету! Одному единственному Совету, избираемому гражданами по норме (примерно) 1 человек от 100 избирателей.

Пропустим механизм его формирования (это отдельная интересная и сложная тема), опишем как этот единственный совет может одновременно решать вопросы и местного, и регионального, и общегосударственного уровня.

Для этого из его состава могут формироваться временные группы, каждая для решения своего вопроса. Формироваться они могут частично по случайному выбору (по аналогии как подбираются присяжные в суд присяжных).

Одного миллиона (примерно) членов нового Совета будет вполне достаточно для формирования и групп, принимающих новые законы, и для решения местных и региональных вопросов. При этом каждый член этого Совета будет в разное время заниматься решением задач разного уровня.

Этот же Совет будет назначать и при необходимости отзывать всех чиновников, всех уровней и заслушивать их отчеты по исполнению заданий Совета и его групп.

А в отличие от многоуровневой системы советов (когда местные советы избирают региональные, региональные избирают совет государства) не будет отчуждения власти от людей. Поскольку будет реально действовать очень простое правило: любой вопрос в государстве будут решать те, кого мы с вами лично знаем.

По мере становления системы работы нового Совета – он же фактически станет источником новой элиты государства. И вот тогда (но не ранее) совсем по-другому будет звучать часто задаваемый сейчас вопрос – а нужна ли нам (государству) элита.

И тут самое время добавить ложку дегтя. Есть опасность, что бюрократия, состоящая из организованных в обычные структуры власти чиновников, постарается тем или иным образом взять под контроль новый Совет государства. И ей это удастся, если Совет будет неким бесформенным, рыхлым с точки зрения внутренней структуры образованием.

Порядок бьет хаос, если они явления одного размера.

С другой стороны, если Совет структурировать, чтобы его порядок был не слабее порядка организованных чиновников, то он сам может превратиться в бюрократическую структуру. И тогда хрень редьки не слаще.

Забегая чуть вперед в изложении, выход здесь может быть в самоорганизации. Самоорганизации внутри Совета. То есть надо применить принципы организации бирюзовых организаций (об этом еще раз напишу далее в данной статье) к системе самоорганизации работы самого Совета. Так, чтобы в нем возникали синергетические эффекты самоорганизации, возникали не в силу неких бюрократических правил, а как самовозникающие структуры.

Вывод. Мало предложить новый орган власти (Совет), мало прописать механизмы его формирования, надо еще заранее продумать и обеспечить его работу на принципах самоорганизации. Так чтобы были структуры, но не было бюрократических принципов их формирования.
Изменения в институте частной собственности (решение по проблеме: стимулирования и практического использования левых идей и традиционных ценностей)

Будет справедливо, если можно будет владеть только тем, что сам создал в течение своей жизни, чем сам способен управлять, но при этом накопленные средства производства будет нельзя передавать по наследству.

Ограничение наследования должно касаться только средств производства и всего того имущества, которое способно генерировать доход, не связанный с трудовыми усилиями наследника и превышающий некоторый достаточный уровень.

Соответственно производства, попавшие под ограничения наследования, должны будут переходить в ту или иную форму коллективной или общественной собственности.

Поговорим о проблеме: новых движущих сил, организующих и направляющих развитие социума

Цитата (https://vk.com/@zaryacommunizma-oshibka-marksa-ili-realnyi-put-k-kommunizmu):

    «Переход от феодализма к капитализму обеспечили не угнетенные при феодализме классы, а новый чуждый феодализму класс - буржуазия. Буржуазный класс зародился в рамках старой феодальной формации и постепенно развивался, несмотря на противодействие господствующего феодального класса, за счет большей эффективности новых буржуазных отношений по сравнению со старыми феодальными. Угнетенные при феодализме классы были лишь попутчиками и временными союзниками буржуазии в ее борьбе со старым господствующим классом. Аналогично будет выглядеть и переход от капитализма к коммунизму. В условиях капитализма должны зародиться новые коммунистические отношения и эти отношения будут постепенно развиваться, несмотря на противодействие буржуазной власти, за счет большей эффективности коммунистическо-самоорганизованных отношений по сравнению с буржуазно-бюрократическими»

Но далее предлагается обратить внимание только на одну форму самоорганизации – группы сменного лидерства с сохранением внутри этих групп прежних иерархических отношений (сегодня ты начальник, завтра по другой проблеме – я начальник, но начальник есть всегда)

Несколько иной подход у идеологов коммунитаризма, которые считают, что любые объединения граждан хороши и необходимы.

Не отвергая полностью ни того, ни другого предложения надо отметить, что движущими силами будущего сначала производства, а затем и всего общества могут стать только самоорганизованные группы, действующие на принципах, где каждый участник группы вправе, обязан и имеет возможность быть творцом, а не только исполнителем. Это группы, работающие на принципах бирюзовых организаций. А их реальным и наиболее часто встречающимся примером являются технологии Agile, Scrum и т.п. Именно в таких группах не только растет эффективность процессов разработки новых продуктов, но, что не менее важно, закладываются основы коллективных способов мышления, что еще несколько отодвигает порог когнитивных способностей к познанию.

У самоуправляемых групп бирюзового типа есть один несомненный плюс и не менее заметный минус. Плюс – это давно уже не теоретическая конструкция, это работающая технология. А минус в том, что на движущую силу в социуме они еще не претендуют.
Необходимость переходного периода

Если после соответствующей проработки и подготовки экономические, финансовые, денежные решения, можно принимать и выполнять практически одномоментно, то решения по системе управления не могут быть реализованы сразу целиком. Потребуется определенный и возможно длительный период внедрения данных решений для фактически полной перестройки всей системы управления государством.

А если еще учесть, что предполагаемые движущие силы еще не созрели, но уже имеются как бенефициары желаемых будущих изменений, то становится очевидным необходимость определенного переходного периода (то, что ранее в иных исторических условиях называлось государством диктатуры пролетариата).

И на этот переходный период нужно не усиление традиционной демократии, а напротив более жесткие приемы управления, новый тоталитаризм своего рода.
Отдельные полезные идеи (на первый взгляд без прямой связи с основными проблемами)

После первоначального роста экономики за счет стимулирования и задействования имеющегося производственного потенциала будет необходимо задавать (или уточнять) новые цели стратегического планирования.

Такими относительно долгосрочными целями могут быть:

    • гибкое, в пределе и в том числе по индивидуальным заказам, автоматизированное производство (можно сказать, что таким образом, в частности, можно возродить на новом уровне МТС, но уже не машинно-тракторные станции, а центры Материально-Технического Снабжения, оснащенные перенастраиваемыми небольшими гибкими производствами, полезными как для возрождения села, так и для поддержки малого производства в целом);
    • избыточное общественное производство с созданием государственных резервов, которые потом можно снова запускать в оборот через поддержку материальными ресурсами малого бизнеса.

Аналогично тому как разные виды новых денег будут выполнять разные функции, надо будет также снова разделить товарное и нетоварное производство.

    • Первое – это малый бизнес индивидуальной инициативы,
    • второе – это плановая общегосударственная экономика.

Во втором нетоварном контуре предстоит (и это неизбежно) отказаться от экономической самостоятельности отдельных производственных единиц (предприятия, говоря юридическим языком снова должны перестать быть юридическими лицами, как это было в СССР в Сталинской экономике).
За пределами нашего рассмотрения осталось

    • вероятность вырождения популяции (демографического, биологического, когнитивного) в условиях отсутствия естественной биологической выбраковки;
    • когнитивные пределы усвоения и сортировки возрастающего потока информации, в том числе анализа и отсеивания фейковой информации;
    • проблема социальной стабильности, лишних людей и критического дефицита привлекательных социальных ролей, особенно в связи с предполагаемым переходом к новому технологическому укладу;
    • обеспечение (при условии решения имеющихся задач) долговременной устойчивости новых социально-политических структур общества.

Нельзя также сказать, что и по остальным проблемам предложены исчерпывающие решения.

Но то, что предложено, можно и нужно сделать уже сейчас, не дожидаясь какой-то будущей комплексной проработки данных проблем.
Заключение

Вот теперь, только в заключение, и можно несколько слов сказать о том обществе, к которому хотелось бы перейти.

Целью будет - разумное, то есть осознающее себя и цели своего существования и рациональное (нет чрезмерного излишнего производства и потребления) общество, состоящее из развитых и настроенных дружелюбно друг к другу людей, понимающих, что достижение общих целей и решение существующих новых общественных проблем возможны только коллективными усилиями. В этом обществе практически реализуется один из принципов классического коммунизма: свободное развитие каждого определяет условия свободного развития всех.

Ну а если чуть подробнее, то так:

Производительные силы. Вместо разделения на средства производства и рабочую силу, человек – творец.

Производственные отношения. Самоуправляемые команды, сменное лидерство.

Производительность труда. Носит вторичный характер, она будет достаточна.

Мотивы людей. Жить интересно и … надежно.

Взаимоотношения людей. Объединяемся, чтобы вместе достичь большего.

Отношение к государству. Государство есть, когда оно нужно и его нет, когда его не нужно. Возможно, как и в случае гибкого производства по индивидуальным заказам, будут возникать сетевые структуры власти для решения конкретных проблем. Но это касается только внутренних проблем. Для внешних проблем без государственных структур по-прежнему не обойтись.

Культура и образование. Внутренняя культура и способность к самостоятельному анализу информационных потоков.

Уверенность в будущем. Общество гарантирует каждому помощь в преодолении сложных ситуаций любого рода и поддержку индивидуальной инициативы.






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы