Двинский Константин

Деятельность Алексея Кудрина на посту Министра финансов все нулевые годы была подчинена одной цели - окончательно вписать русскую экономику в глобалистскую систему мироустройства, полностью лишив её, таким образом, суверенитета. С одной стороны, сделать это не удалось. С другой, последствия мы расхлебываем до сих пор. А реальное выправление ситуации началось только с приходом Михаила Мишустина на пост главы правительства в 2020 году.
Впрочем, в 00-е годы государственникам во власти было не до экономики. Тогда имелась острая необходимость спасения политического и геополитического суверенитета, поэтому до системных либералов в финансово-экономическом блоке правительства и ЦБ руки, мягко говоря, не доходили.
Что касается Кудрина, то все свои "реформы" он проводил абсолютно осознанно. И даже спустя много лет, прекрасно понимая к чему они привели, своего мнения системный либерал не поменял. В качестве примера можно привести интервью Кудрина от лета 2021 года, где он заявил следующее:
Я мечтал, когда станет полноценным конвертируемый рубль, которого никто не будет бояться, и все забудут слово "деревянный". Вот это произошло, у этого даже есть дата. Но мало кто это ощущает потому, что это скорее специалисты знают. Это 1 июля 2006 года, когда мы сняли ограничения на движение капитала внутри России и вне.
К чему привело снятие всех ограничений на движение капитала хорошо известно. С 2006 по 2022 годы из России по официальной статистике было выведено 975 млрд долларов. Впрочем, иного сценария быть не могло, ведь при западноцентричной системе мироустройства ресурсы в широком смысле (не только финансовые) будут тяготеть к центру. Это объективный процесс, которому можно помешать только инструментами протекционизма, чтобы хоть частично сохранить ресурсы внутри страны и использовать их для развития. Однако системные либералы мыслят совершенно в другой парадигме.
Впрочем, данному мировоззрению постепенно приходит конец. И даже на примере движения капитала и валютного контроля теперь мы можем видеть совершенно другое целеполагание.
Неделю назад Владимир Путин подписал указ об обязательной продаже и репатриации валютной выручки.
Позже правительство его конкретизировало.
Как можно было подумать изначально, связаны подобные меры были с серьезной девальвацией российского рубля. И, действительно, имея значительный профицит как торгового баланса, так и счета текущих операций, стабильности на внутреннем валютном рынке не было.
Однако правительство идёт дальше. И суть предпринимаемых мер касается не только валютного вопроса, но и установления контроля над внешними финансовыми потоками с целью сокращения оттока капитала. Ужесточение соответствующих мер дезавуирует "главную мечту" Кудрина и заставит экспортный сектор работать на интересы развития русской экономики в полном объеме.
Так, нынешнее ужесточение валютного контроля является лишь промежуточным вариантом, в то время, как в правительстве готовят системные меры, которые будут действовать на постоянной основе. Напомню, указ Путина предполагает действие правила по обязательной продаже и репатриации валютной выручки пока что на полгода. Однако контроль над валютными потоками в его новом варианте теперь будет постоянным.
Чтобы исключить уход от соблюдения обязательств, компании-экспортеры теперь будут обязаны отчитываться не только о деятельности своих российских предприятий, но и зарубежных дочек. Данное предложение оформил Минфин, надо отдать ему должное.
Помимо этого будет скорректирован механизм "девальвационных" пошлин. Напомню, сейчас экспортная пошлина рассчитывается исходя из курса доллара к рублю (от 4 до 7%). Подобное позволяет изымать у экспортеров от 30 до 40% дополнительного дохода, который получается в результате ослабления рубля. Механизм также предполагается скорректировать и привязать экспортную пошлину не только к курсу национальной валюты, но и к стоимости основных товаров экспорта (начиная от металлов, заканчивая удобрениями).
Возвращение экспортной выручки во внутренний контур русской экономики является, действительно, важной составляющей. Стоимость товаров, создаваемых на территории России должна работать на нашу экономику. Рассмотрим пример нефти как самый простой.
Если экспортная выручка не возвращается, то наша экономика получает практически одинаковый эффект при стоимости "черного золота" хоть при 70$, хоть при 90$. Если в первом варианте компании достаточно для покрытия всех издержек и уплаты налогов возвращать условно 40$ с бочки, то во втором варианте, допустим, 45$. Велика ли разница? Конечно, нет.
Однако если экспортная выручка возвращается практически в полном объеме (80%), то, находясь во внутреннем контуре, она автоматически начинает работать на нашу экономику, ведь капитал так или иначе создаёт капитал.
Таким образом, принятые правительством меры имеют далеко идущие последствия и связаны не только с девальвацией рубля и необходимостью обеспечения стабильности валютного рынка, но и имеют цель значительного сокращения оттока капитала и накопления его внутри страны.