Юрий Баранчик — политолог, замдиректора Института РУССТРАТ, шеф-редактор информагентства REGNUM, руководитель интернет-проекта «Империя»

Запущенный президентом США Дональдом Трампом план по обложению всего мира дополнительным налогом говорит сразу о дефиците времени и таком количестве проблем в США, что решать их точечно уже не получается. Поэтому и придумана идея, которая, судя по публикациям на сайте Белого дома, должна стать ультимативным ответом на всё и сразу.
Д. Трамп одновременно преследует цели выправления торгового баланса в пользу США, чтобы США больше продавали, а не покупали; развития внутреннего производства и создания рабочих мест; сокращения государственного долга, или хотя бы перехода от гиперболического роста к более плавному. Белый дом идёт на резкое повышение ставок, имея в виду ещё и такой фактор, как сформированная система глобального рынка, которую Д. Трамп пытается сначала разрушить, а потом снова замкнуть на США, но уже на новых условиях.
Тактика исключительно рискованная, и то, что Д. Трамп её вообще применяет, говорит о том, что США считают себя загнанными в угол. Нечто вроде сталинского «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Отметим иронию истории. Отсюда и явная поспешность, и желание ввязываться в драку с не самых выгодных позиций. Потому что уже лет через 5 госдолг США выйдет из-под контроля, китайскую промышленность будет не догнать по любому направлению, а в оформившемся многополярном мире США залезть на вершину горы уже не смогут.
Что именно получится у Д. Трампа зависит от того, будут ли способны глобалисты на коллективную реакцию. С Китаем, как ни странно, у США шансы договориться полюбовно куда выше, чем с ЕС: США объективно не способны в ближайшие несколько лет обойтись без китайской продукции – собственная производственная база аналогичных товаров отсутствует. А вот Евросоюзу пора привыкать к статусу американского рынка сбыта, со снижением роли общеевропейских институтов, и выходом на первый план некоторых государств, у которых хорошие отношения с США, а это Венгрия, Италия, возможно, Словакия. Это если говорить о глобальном замысле Д. Трампа.
Однако у тарифной мировой войны есть и второе дно – Д. Трамп приближается к первым 100 дням в качестве главы американского государства (осталось меньше месяца). И из тех пропагандистских внешнеполитических заявок, которые он делал накануне избрания и в течение первых двух-трёх недель, по факту на сегодня не выполнено ровным счётом ничего.
Ни Гренландии, ни Канады и Мексики, ни Украины, ни Ирана – ничего в багаже Д. Трампа к исходу первых 100 дней в багаже, чтобы продемонстрировать американским избирателям свою победоносную поступь по миру, нет. И это лучше всего свидетельствует о снижении военного и геополитического потенциала США в мире. Поэтому именно объявление тарифной войны, потому что понятно, что такая война дело долгое, Д. Трамп и станет подавать как своё главное достижение в течение первых 100 дней на посту президента США.
Нам в этой ситуации, на мой взгляд, стоит проявлять выдержку (храбрость, как известно, это терпение в опасности) и очень трезво оценивать действия американской администрации, которая пока демонстрирует свою слабость в решении любых внешнеполитических вопросов. Параллельно нам следует дожимать киевскую хунту на земле, чтобы к моменту реальных переговоров с администрацией Д. Трампа, когда они смогут наконец-то что-то решать, проблема Украины максимально ушла с радаров. Тогда мы реально сможем зацепиться за вопрос изменения глобальной системы безопасности или хотя бы создания новой системы безопасности в Европе.
Предстоящая драка для США экзистенциальна (как для нас СВО), а не Pfuyfys только за деньги. Поэтому у нас есть шанс договориться о разделе Европы. Это предполагает прежде всего распад Евросоюза и блока НАТО.