Кремль внес в Госдуму законопроект, поднимающий пенсионный возраст для чиновников категории «А» с 65 до 70 лет. Эксперты считают критерием эффективности не возраст, а результативность работы. Кроме того, в России в некоторых сферах образовались «поколенческие провалы», когда молодых специалистов попросту не хватает.
В субботу президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 25-1 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ».
Как удалось выяснить корреспонденту газеты ВЗГЛЯД из пояснительной записки к законопроекту, для чиновников категории «А» пенсионный «потолок» поднимается с 65 до 70 лет. При этом решение принимается только президентом и по согласованию сторон.
Напомним, в 2010 году тогдашний глава государства Дмитрий Медведев инициировал сокращение предельного возраста пребывания на гражданской госслужбе с 65 лет до 60. Но и теперь – по соглашению сторон – срок можно увеличить до 65 лет.
В категорию «А», согласно закону «О государственной гражданской службе», попадают главы федеральных агентств и ведомств, полпреды президента в Госдуме, Совете Федерации и регионах, советники президента, замминистра, руководители администраций и т.д.
Задержался на работе
Дискуссию о возрасте госслужащих в свое время также спровоцировали поправки в закон «О Конституционном суде», когда в 2009 году членам КС был поднят до 70 лет порог обязательного выхода на пенсию. В 2010 году для председателя было сделано исключение – отныне он может работать и после 70-летнего юбилея. В феврале этого года, когда председателю КС Валерию Зорькину исполнилось 69 лет, президент предложил сенаторам переизбрать его.
В мае этого года президент Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, предполагающий отмену возрастных ограничений и для председателя другого – уже Верховного суда. Этот пост с 1989 года занимает Вячеслав Лебедев. По действующему законодательству предельный возраст для федерального судьи любого ранга был 70 лет. Кроме того, законопроект снимал ограничения для председателя ВС и его заместителей по количеству сроков их полномочий. Поправки вносились «для обеспечения единства статуса судей в РФ».
«Средний возраст чиновников падает»
В правящей партии не считают, что подобные инициативы угрожают вернуть страну к геронтократии, свойственной позднему советскому времени. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию единоросс Владимир Бурматов отмечает, что если посмотреть на администрацию президента или правительство, то там работает много молодых специалистов.
«Можно посмотреть на министра образования (Дмитрий Ливанов, 45 лет), связи (Николай Никифоров, 30 лет), того же Дворковича (40 лет). Ровно то же самое я могу сказать и по администрации президента, где возраст у чиновников достаточно невысок», – сказал Бурматов газете ВЗГЛЯД, добавив, что во фракции «Единой России» в Госдуме средний возраст тоже небольшой.
По его словам, вопрос о предельном возрасте не имеет прямой корреляции с реальным средним возрастом.
«Предельный возраст для категории «А» действительно может повышаться, но это не значит, что будет повышаться средний возраст этих чиновников. У нас тенденция на омоложение выдерживается, в первую очередь за счет кадровых резервов и прочих аналогичных программ», – отметил Бурматов.
В качестве омолаживания кадров депутат указал на губернаторский корпус. «Каждая череда замен и выборов – очередной шаг к этому. Очевидно, что угрозы старения политической и административной элиты нет. Средний возраст чиновников постоянно падает», – отметил депутат.
Бурматов подчеркнул, что если человек эффективен, он на своем месте и если ему стало на один год больше, то «это не повод списывать его в утиль, если он в состоянии работать».
«Заявленная тенденция на омоложение дает свои труды. Она должна продолжаться, но главным критерием является не возраст, а эффективность. Не возраст должен понижаться, а эффективность – повышаться», – уверен депутат.
В свою очередь, эксперты напоминают, что в стране во многих сферах попросту мало надежных специалистов. Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает необходимой возможность «оставить квалифицированного специалиста в строю».
«До 70 лет – это нормально. В некоторых случаях принудительный уход на пенсию в 65 лет неоправдан, потому что идет речь о специалистах достаточно высокой квалификации. Это касается технических, инженерных кадров. В целом я довольно скептически отношусь к моде на омоложение ради омоложения», – сказал Ремизов газете ВЗГЛЯД.
Политолог отметил, что по ряду направлений в России в последние десятилетия образовались «поколенческие провалы», особенно это касается работников военно-промышленного комплекса, многих инженерных, технических специалистов в других областях.
«Если речь не идет о повальной тенденции старения кадров, вопрос об исключительной возможности решить этот момент – это нормально», – отметил Ремизов.
Эксперт не исключил, что под действие поправки первыми попадут глава внешней разведки Михаил Фрадков (62 года) и госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота (68 лет), указав, что это не единичные случаи, когда было бы целесообразным оставить человека на службе.
Источник: vz.ru