Правительство обнародовало ставки сбора на утилизацию ввозимых в России автомобилей. Как часто у нас бывает в подобных случаях, произошло это всего за день до введения новой меры. Однако на этот раз промедление не должно вызывать особого недовольства у граждан: ведь в правительстве шла упорная борьба за снижение намеченного размера ставок нового побора. И в итоге утилизационный сбор оказался не таким страшным, как его изначально анонсировал Минпромторг. Но все же...
Базовая ставка сбора для легковых авто составляет 20 тыс. руб. (тогда как раньше рассматривался и уровень в 30 тыс.), для грузовиков - 150 тысяч. В общем, это, надо думать, именно те суммы, которые, по расчетам правительства, требуются, в среднем, на утилизацию одного такого транспортного средства. Однако сами по себе они еще ни о чем не говорят: все решают коэффициенты – повышающие либо понижающие. И вот здесь выясняются интересные вещи. Оказывается, на утилизацию новой импортной малолитражки требуется порядка 17 тыс. рублей. Но если речь идет о машине с объемом двигателя более 3,5 л, то ее отправка в утиль будет стоить целых 110 тысяч. А уж если ввозимой машине с таким литражом более трех лет от роду – то ее переработка во вторсырье обойдется в 700 тыс. рублей. Неужели настолько трудно утилизировать мощные двигатели иностранного производства, выпускавшиеся ранее?
Конечно, нет. На самом деле речь в данном случае идет отнюдь не о компенсации истинных затрат на утилизацию автомобиля (которая, вообще-то, при хорошо развитой системе авторециклинга является прибыльным бизнесом). Дело здесь в бюджетной и промышленной политике государства, которое стремится восполнить доходы бюджета, сокращающиеся из-за снижения импортных пошлин, а кроме того – поддержать отечественный автопром в условиях ВТО. Россию вынуждают существенно снижать ввозные пошлины на автомобили (пусть и в течение длительного переходного периода), и потому правительство придумывает новые способы пополнения бюджета и защиты внутреннего рынка. В этом контексте, например, значительные повышающие коэффициенты на машины с большим объемом двигателя объясняются тем, что такие авто относятся к более дорогим классам и, следовательно, с них можно взять в бюджет побольше без риска обвалить продажи. А подержанным иномаркам достался повышающий коэффициент, потому что они составляют самую серьезную конкуренцию нашим автопроизводителям. Последние, кстати – и это еще одно доказательство протекционистского характера данной меры – в отличие от компаний-импортеров автомобилей, вообще освобождены от уплаты утилизационного сбора. Они должны всего лишь уведомить правительство о том, что каким-то образом обеспечивают утилизацию произведенных машин.
Характерно и то, что взимание утилизационного сбора осуществляет Федеральная таможенная служба – ей это должно с лихвой компенсировать сократившиеся поступления от взимания пошлин. Точнее, не ей, конечно, а федеральному бюджету. На то, что утилизационный сбор – мера компенсационно-заградительная, указывает и то обстоятельство, что нигде пока толком не прописано, на что и как будут расходоваться собираемые деньги. То есть, как будет создаваться оцененная PwC в ?2 млрд российская утилизационная отрасль, не понятно. В постановлении правительства сказано лишь о том, что в каждом субъекте федерации и в городах с населением более полумиллиона человек будут организованы пункты приема "транспортных средств, утративших свои потребительские свойства". Но ведь приемный пункт – это только начало цепочки рециклинга. Неужели он в нашем случае станет и ее конечным пунктом, и все в итоге сведется к организации при этих пунктах свалок "автохлама"?
Для потребителей вся эта история обернется лишь новым повышением цен на импортные автомобили. Ведь очевидно, что ни зарубежные производители, ни импортеры не захотят пополнять российский бюджет под соусом столь несправедливо рассчитанного утилизационного сбора. И они без зазрения совести переложат бремя новых расходов на российских покупателей. Например, Toyota Motor уже рекомендовала своим дилерам в РФ поднять цены на ввозимые автомобили на 0,5% – 1,7%. Немного подержанный внедорожник, по расчетам, теперь подорожает, в среднем, на 25%, а крупнотоннажный бывший в употреблении грузовик – более чем на 1,5 млн рублей.
Впрочем, в этой ситуации граждане могут помочь себе сами. Ведь для физических лиц была сделана существенная поблажка: если человек ввозит новый автомобиль для личного пользования, он заплатит таможне за его будущую утилизацию всего 2 тыс. руб., а за подержанный – 3 тысячи. Причем независимо от объема двигателя. Такая лазейка должна, видимо, способствовать возрождению характерного для 1990-х г7г.прошлого века бизнеса "перегонщиков" – основных на тот момент поставщиков иномарок в нашу страну. Возможно также, что даже далекие от этого бизнеса россияне, собирающиеся приобрести мощный автомобиль, возьмут за моду отправляться за рубеж в "джип-туры" – по аналогии с прежними "шуб-турами" в Грецию.
Источник: utro.ru