Арест генерального директора "Уралкалия" приносит президенту Белоруссии не только политические дивиденды внутри страны, но и серьезные обострения отношений с Россией. Чтобы сохранить лицо у Лукашенко есть только один выход: любыми способами добиться от Владислава Баумгертнера признательных показаний
Размолвка «Уралкалия» с «Беларуськалием» перестала быть лишь спором хозяйствующих субъектов и перешла в политическую плоскость после ареста гендиректора российской компании Владислава Баумгертнера. Москва официально потребовала от Белоруссии освобождения топ-менеджера, а это значит, что в отношениях России и Беларуси вновь наметилось обострение отношений. Об этом говорят запреты на ввоз в Россию белорусских молока и свинины и ограничение поставок нефти.
Эксперты не исключают, что решение взять заложника было фактически навязано Лукашенко руководителями Беларуськалия, оказавшимися у разбитого корыта после того как Уралкалий объявил о новой торговой стратегии. Белорусские кураторы калийной отрасли, а среди них немало местных силовиков, долго убеждали Батьку, что разрыв не отразится на валютной выручке, а когда он реально произошел и на белорусской стороне, что называется, "все встало", им срочно понадобились стрелочники, на роль которых и были выбраны руководители российской компании.
В этой ситуации для белорусских силовиков-калийщиков идеальный выход из положения и способ сохранить лицо – добиться от Баумгертнера признательных показаний в намеренном вредительстве белорусскому партнеру и положить эти показания на стол своему президенту. Однако российский топ-менеджер может оговорить себя только под пытками. Настораживает и то, что следственный изолятор, где содержат Баумгертнера, пользуется скверной репутацией у адвокатов, которые говорят, что к заключенным здесь применяют самые разные методы воздействия.
В том, что арест генерального директора ОАО «Уралкалий» Владислава Баумгертнера приобрел политическую окраску, уже мало кто сомневается. В минувшую пятницу за топ менеджера вступился помощник президента России Юрий Ушаков, публично потребовав от Белоруссии освободить Баумгертнера.
«Прошло пять дней с момента ареста в Минске нашего гражданина. Мы требуем немедленного его освобождения и рассчитываем, что белорусская сторона в ближайшее время это сделает», — сказал Юрий Ушаков в пятницу журналистам.
Владислав Баумгертнер был задержан в минувший вторник в Минске, куда он прибыл на переговоры с премьер-министром Белоруссии Михаилом Мясниковичем для обсуждения ситуации с разрывом отношений с «Беларуськалием». После безуспешных для белорусской стороны переговоров Баумгертнера задержали в аэропорту, как сообщил Следственный комитет Республики Беларусь, по подозрению в превышении служебных полномочий, которые повлекли причинение «Беларуськалию» существенного вреда. Дела также возбуждены в отношении члена наблюдательного совета совместного российско-белорусской компании по продаже калия БКК Олега Петрова и других менеджеров той же компании: первого заместителя гендиректора Константина Солодовникова, заместителя гендиректора по финансам Игоря Евстратова, начальника фрахтового отдела Дмитрия Самойлова. Они официально объявлены в розыск, в связи с чем Белоруссия направила запросы в Интерпол.
Справка:
«Уралкалий» расторг договор с «Беларуськалием» в конце июля. Компании в 2005 году создали совместного торгового оператора «Белорусская калийная компания», через которого контролировали 40% мирового калийного рынка. Продажи шли по формуле «цена превыше объемов», что позволяло получать сверхприбыль от продажи калия. После расторжения договора «Уралкалий» «увел» у БКК ключевых трейдеров и сменил формулу на «объемы превыше цены». Это существенно ослабило позиции на рынке «Беларуськалия», которое потеряло значительную долю экспорта. Между тем «Белорускалий» обеспечивал до 10 процентов бюджета государства. На прошлой неделе компания объявила о закрытии двух добывающих шахт и сокращении на треть зарплаты сотрудникам и штатных сокращениях. Ударом для компании стало и снижение «Уралкалием» цен за счет увеличения объемов экспорта с 370 долларов за тонну до 300. Ожидается, что цены будут снижаться до 250 долларов за тонну. Из-за этой истории крупнейшие калийные компании мира потеряли в общей сложности до 20 млрд долларов капитализации.
Вскоре после задержания Баумгертнера по поручению премьер-министра России Дмитрия Медведева несколько российских ведомств, включая МИД, занялись урегулированием ситуации. А первый вице-премьер России Аркадий Дворкович открыто пригрозил Белоруссии экономическими санкциями.
«У России и Беларуси широкий спектр отношений, в рамках которых есть большое количество проблем, но мы всегда стремились к выработке компромиссных решений. С учетом общего характера нынешней ситуации, вынуждены более внимательно и серьезно посмотреть на ряд вопросов», - сказал Аркадий Дворкович и сообщил, что Россия ограничит поставки нефти в Белоруссию.
«Лукашенко рассчитывал сыграть на обострении отношений России с Англией и США из-за Сирии и с Евросоюзом из-за Украины, - сообщил «Эксперт Online» Алексей Макаркин, вице-президент Центра политических технологий. - И второе, он надеялся, думаю, сыграть на противодействии окружений Путина и Медведева. Но тут он просчитался, и это стало ясно после того, как публично высказал мнение помощник президента Ушаков. Одно дело Дворкович, и другое дело – Ушаков. Возможно, Лукашенко думал, что Путин поможет ему вернуть прежнее сотрудничество с «Уралкалием», но тот через своего помощника ясно дал понять, что делать этого не будет. Теперь Лукашенко придется искать выход из положения, поскольку Запад вряд ли протянет ему руку помощи, а ставка на противоречиях президентской и премьерской команды провалилась».
Экономические санкции не заставили себя долго ждать. Роспотребнадзор на прошлой неделе запретил ввоз белорусского молока, а потом и свинины. Для страны, у которой экспорт сельхозпродукции составляет значительную часть, это больной удар. Существенные потери экономика страны понесет от ограничений поставок российской нефти, которую Белоруссия перерабатывает, а нефтепродукты поставляет обратно в Россию. На этом фоне не праздным был вопрос о сохранности Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. Впрочем, эксперты уверены, что на судьбе Таможенного союза нынешняя торговая война никак не скажется.
«Белоруссия экономически сильно зависит от России, поэтому, думаю, Лукашенко придется искать выход из ситуации. – сообщил «Эксперт Online» Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН. - Но не думаю, что при этом как-то пострадает Таможенный союз. История экономики знает немало примеров, когда конфликтовали взаимосвязанные страны, сохраняя при этом основу экономических отношений. Но думаю, первым выход придется искать Лукашенко, поскольку если Россия продолжит усиливать экономические санкции, то экономика союзного государства сильно пострадает. Полагаю, сейчас обе стороны постараются размыть во времени конфликт, и тогда найдется приемлемое решение, которое позволит обеим сторонам сохранить лицо и свои экономические интересы».
Однако Александр Лукашенко продолжает упорствовать. СК Белоруссии сообщил, что в ближайшее время может быть возбуждено уголовное дело и против совладельца "Уралкалия", российского сенатора Сулеймана Керимова.
Но опять же эксперты считают, что в целом это не скажется на ухудшении долгосрочных экономических отношений России и Белоруссии.
«Еще в самом начале конфликта российские власти заявили, что это спор хозяйствующих субъектов, поэтому на этом фоне задержание Баумгертнера трудно истолковать как политический шаг. Он защищает экономические интересы страны, и в этом есть прямая логика, - рассуждает Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО. - Тем не менее запрет на ввоз товаров из Белоруссии сам по себе говорит о политизации вопроса. Но заметьте, сами Путин и Медведев заявлений не делают, а это говорит о том, что они не выработали своей четкой позиции или ее оглашение считают преждевременным».
Имидж Белоруссии в глазах предпринимательского сообщества существенно пострадал, и это явно снизит инвестиционную привлекательность союзного государства.
«Сегодняшняя ситуация - развязанная калийная война - конечно, снижает возможности самой Белоруссии и России, прежде всего, в части совместного ведения этого бизнеса, - считает председатель регионального отделения «Деловой России» в республике Коми Сергей Артеев. - Для обеих компаний очевидны потери в капитализации. А для Белоруссии, которая пошла на такой беспрецедентный, резкий шаг, это, прежде всего, репутационные и инвестиционные потери. В эту войну оказались втянуты первые лица государства — в нашем случае, Белоруссии, после встречи с которыми фактически произошло задержание видного бизнесмена из крупной корпорации. Это, конечно, незаурядный случай. Такого рода события, безусловно, снижают доверие к белорусской стороне. Я думаю, в перспективе, это отразится на поведении бизнесменов, ведущих дела в Белоруссии».
Впрочем, действительно резких шагов Россия пока не сделала. И вряд ли станет портить отношения с Белоруссией в рамках Таможенного союза, о чем говорит недавнее заявление заместителя министра финансов России Сергея Сторчака о выделении Белоруссии из антикризисного фонда ЕврАзЭС стабилизационного кредита в сумме 440 млн долларов. И арест Баумгертнера, по словам Сторчака, не повлияет на этот процесс.
«У России и Казахстана есть свои обязательства перед антикризисным фондом ЕврАзЭС. Мы свои обязательства должны выполнять. Если антикризисный фонд решит, что завершающий транш кредита пора выделять, то мы его выделим», - цитирует Сергея Сторчака ИТАР-ТАСС.
АКФ ЕврАзЭС открыл Белоруссии кредитную линию на 3 миллиарда долларов в юле 2011 года. Государство уже получило пять траншей на общую сумму 2,56 миллиарда долларов и в прошлый понедельник обратилось за новым кредитом, аккурат накануне задержания Баумгертнера.
Сейчас главный вопрос в том, как дальше будет развиваться конфликт двух государств. Однозначных прогнозов пока никто не дает. Но чтобы рассуждать об этом, необходимо учитывать анатомию конфликта, который отчасти детонировал и сам Александр Лукашенко.
«Уралкалий» всегда настаивал на том, что экспортные продажи обоих производителей должны осуществляться через единую товаропроводящую сеть. Этот фундаментальный принцип сотрудничества был нарушен с подписанием указа президента Белоруссии об отмене исключительного права БКК на экспортные поставки белорусского калия, вслед за которым последовали фактические отгрузки «Беларуськалия» вне рамок БКК», — говорил ранее журналистам сам генеральный директор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер.
По одной из версий, менеджеры «Белоруськалия» пообещали Лукашенко «золотые горы» от торговли калием, что называется, на стороне. Но вместо этого получили разрыв отношений с российской компанией и убытки. При этом белорусы, чтобы оправдаться перед президентом, который, получается, сам спровоцировал разрыв, поспешили обвинить российскую сторону в нарушении договорных отношений. Не исключено, что Лукашенко столь одиозно ведет себя из-за частичной дезинформированности об истинных причинах конфликта.
«У Лукашенко сейчас большая проблема: ему теперь надо найти способ сохранить лицо без ущерба экономическим интересам страны, - говорит политолог Алексей Зудин. – Ведь Москва пойдет навстречу только в том случае, если Бумгертнера отпустят на свободу. Другие варианты для Кремля неприемлемы. Впрочем, у Лукашенко есть запасной вариант. Ранее во время энергетического конфликта с Россией он получил поддержку Запада. И хотя к Лукашенко там неоднозначное отношение, но мы увидели, что ради противодействия России на Западе готовы поддержать хоть черта. Другое дело, что там позиция многослойная: одно дело правительства европейских стран, другое дело чиновники Евросоюза, и третье – общественное мнение и СМИ. Последние, скорее всего, будут на стороне Лукашенко».
Не все считают, что Запад поможет Белоруссии в этом случае. Тогда Лукашенко придется искать примирение с Россией. В силу своего характера он вряд ли пойдет на освобождение Баумгертнера. Скорее всего, как обычно сошлется на то, что «народ не поймет». Впрочем, здесь многое зависит от жесткости принимаемых Россией мер, в частности, политической воли Владимира Путина. Если Лукашенко срочно не «прозреет», не переоценит ситуацию, то для него идеальным выходом из нее станут признательные показания Баумгертнера. Только в этом случае можно избежать экономических и политических претензий со стороны высшего руководства России. Как известно, «Уралкалий» отверг все обвинения в адрес Баумгертнера. А значит, выбить с него признание вины можно только под пытками, что и настораживает.
«На сегодняшний день пока одна хорошая новость: российскому консулу удалось передать Владиславу передачу, в чем ранее нам отказали с мамой арестованного, - сообщил «Эксперт Online» Алексей Басистов, адвокат Владислава Баумгертнера. - По словам консула, у Владислава нет претензий по содержанию в СИЗО. Но он беседовал с ним в присутствии сотрудников изолятора, поэтому не известно, как обстоят дела на самом деле. А это СИЗО, называемое здесь «Американкой», пользуется дурной репутацией. Не могу предполагать, что к подзащитному будут применять физическое давление или какое-либо другое, но я общался со своими коллегами из Минска, так вот они в один голос говорят, что именно в «Американке» применяют самые разные методы воздействия к заключенным».