В бесконечных метаниях между Россией и Евросоюзом она не сможет существовать как единое государство
Чем ближе подписание между Украиной и Евросоюзом Соглашения об ассоциации, тем более мудреные задачи перед Киевом ставит Запад, будто бы тестируя на строгое соответствие уровню, которому в представлении самого Брюсселя должен соответствовать кандидат на членство в дружной семье цивилизованных западных стран.
И существование в Крыму непризнанного местными и государственными властями Меджлиса (парламента) никак не вписывается в эти установленные нормы – недемократично. Вопиюще недемократично, не говоря уже о признаках явной дискриминации но этническому признаку. С таким багажом на трап европейского лайнера разве кто допустит? Вопрос этот, впрочем, скорее риторический, поскольку, как показала практика, Запад оказался в конечном итоге готов простить Януковичу даже томящуюся в застенках Юлию Тимошенко. Споры о том, пускать Украину в Европу с такой ношей или нет, не утихают, но и помогать России строить Евразийский союз мировой гегемон – США – явно не желает. Тем не менее ОБСЕ все же наказала Киеву решить уже наконец застарелый вопрос с признанием права крымских татар на полноценное участие в политическом процессе – и не просто как «граждан Украины», но как этнической автономии со своим демократическим органом.
Вроде бы ничего особенного, но только сами крымские татары не считают нужным регистрировать свой парламент в качестве некоей «общественной организации», что понять не так и сложно. Превратить один из важных символов своей обособленности всего лишь в одну из нескольких сот зарегистрированных украинским Минюстом организаций – значит прежде всего отказаться от своих амбиций. Киев должен просто принять Меджлис крымских татар как данность и признавать его решения наравне с решениями разных облсоветов и горсоветов, то есть воспринимать его не как «организацию», а как элемент политической реальности. И если какие-то внутренние правовые нормы этому препятствуют – это проблема данных правовых норм. Такова в общих чертах позиция местных татар.
«Меджлис избирается членами Курултая (народного съезда), а Курултай – всем нашим народом. Следовательно, Меджлис – полномочный орган крымско-татарского народа, который вправе представлять интересы народа перед органами государственной власти. Он может и должен влиять на решения, связанные с обустройством крымских татар на родине, с культурным возрождением и экономическим развитием», – разъяснил в интервью «Независимой газете» позицию собратьев по крови заместитель главы Меджлиса Рефат Чубаров. Также он сослался на действующую Декларацию ООН о правах коренных народов, которая закрепляет их право на самоуправление в рамках государственной власти.
Однако известный украинский политолог, глава Института украинской политики Константин Бондаренко в свою очередь отметил в интервью изданию, что предлагаемая крымскими татарами схема прямо противоречит украинской Конституции: «Не может быть двух параллельно действующих парламентов или органов исполнительной власти. И невозможно заменить Верховную Раду Крыма Меджлисом. В современной системе власти Украины можно говорить о консультативно-совещательном статусе Меджлиса, не более». Но вряд ли этот аргумент можно счесть убедительным для самих татар, тем более что г-н Чубаров явно в курсе вышеуказанной правовой несостыковки. В конце концов, это дело принципа для крымских татар и, как уже было сказано выше, не такая простая задача для киевской политической элиты, уже мысленно интегрировавшейся с Евросоюзом.
Перспективы признания Украиной крымско-татарского Меджлиса в беседе с обозревателем KM.RU оценил политолог, директор Центра геополитических экспертиз, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ Валерий Коровин:
– Украина на сегодняшний день представляет собой полиэтническое государство. Исходя из этой данности и нужно рассматривать крымско-татарский вопрос. У власти есть два варианта действий – либо настаивать на тотальной унификации, директивно украинизируя всё и вся, подгоняя под один стандарт, как это было при Ющенко, либо сохранять статус-кво. Но в первом случае это будет этноцид, второй же вариант прямо подсказывает Украине решение в рамках Евразийского союза.
Но пока что Украина по всем признакам демонстрирует свое желание распасться как государство, и конфликт с татарским этносом в Крыму – первый шаг на этом пути. В таком двояком состоянии, в бесконечных метаниях между Россией и Евросоюзом, Украина как единое государство существовать не сможет и не будет. До тех пор, пока Украина настаивает на европейском векторе, ее распад предопределен. Крым – это первое, что отвалится от этого «недогосударства», которым Украина является с геополитической точки зрения; далее последует отделение Востока Украины. Глядя на все это, Запад скажет, что ему тоже не по пути с оставшимся «обрубком»; в итоге Украина будет представлять собой лишь центральную часть, включающую Киев, – собственно, ту территорию, на которой и проживают этнические малороссы. Таким образом, затянувшаяся неопределенность украинской власти с выбором вектора интеграции делает распад Украины неизбежным. И ситуация с Меджлисом – это лишь первый звоночек.
Безусловно, регистрация Меджлиса как общественной организации ставит его в один ряд с сотнями других общественных организаций, которые сегодня зарегистрированы на Украине. Это лишает ее статуса геополитического и политического субъекта, претендующего на суверенитет или как минимум автономность существования, препятствует расширению возможностей самоуправления, принятия каких-то атрибутов суверенитета (флага, герба, гимна, парламента), наконец, создания своих силовых структур, а в перспективе – и армии. То есть процесс суверенизации крымских татар при регистрации Меджлиса таким образом будет загнан в некие рамки, а сам он, по сути, станет лишь одной из организаций украинского гражданского общества. Но, с другой стороны, может получиться и так, что регистрация Меджлиса может быть воспринята крымскими татарами лишь как отправная точка к обретению суверенитета. Тогда удержать их в рамках общественной организации украинским властям будет довольно трудно.
В любом случае, регистрация Меджлиса в качестве общественной организации явится лишь попыткой на некоторое время отложить неизбежное. Безусловно, сепаратистские настроения у крымских татар со временем будут лишь нарастать: они ведь идут к этому уже давно, последовательно, целеустремленно. А видя слабость и разрозненность нынешнего украинского государства, они лишь в очередной раз убеждаются в верности своих действий, полагая, что в такой ситуации им лучше действовать в логике автономии, нежели оставаться в составе мечущейся, распадающейся, трещащей по швам Украины.