О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Выборы в блогах: партия власти впервые выступила на площадке оппозиции

Добавлено: 06.09.2013


Успеха добились лишь самые дерзкие и самые опытные

Через 18 часов агитация прекратится. Выборная кампания официально закончится, но политологи еще долго будут обсуждать ее, вне зависимости от результатов выборов. Самая обширная, напряженная, конкурентная – все это, в конечном счете, не является чем-то неожиданным. Единственное отличие этих выборов в том, что они проходят в Сети. Речь идет не о материалах в интернет-СМИ: в ход в полную силу пошли сетевые технологии, причем на вооружение их одновременно взяли и кандидаты оппозиции, и представители партии власти. Как шла работа по ту сторону экрана – в материале «УралПолит.Ru».

Традиционные для Урала выборные технологии видны невооруженным глазом: масштабное использование печатной продукции, билборды и видеореклама, раздатка на улицах, кубы и растяжки, митинги, концерты, благотворительные праздники. Все то, на что продвинутая аудитория, которую не заинтересовать макулатурой в почтовом ящике, полностью перестала реагировать. Именно для них началась работа в Сети – но не на площадках интернет-СМИ, а в блогах и социальных сетях. Это – федеральный тренд на то, что основные повестки формируются в соцсетях, а потом отрабатываются в реальной кампании.

Самое заметное явление – PR-кампания Якова Силина, которая изначально строилась на прямой ассоциации с программой «Столица». На начальном этапе, в июне, эта связка была закреплена в офлайновых медиа, в первую очередь за счет билбордов и газет. Ближе к выборам встал вопрос о возвращении интереса к теме  придания программе понятного избирателям содержания. В результате о проекте узнали не только горожане: он вышел сначала на федеральный, а затем на мировой уровень, а о проекте Силина написал даже New York Post. Тема была раскручена за счет использования в сообщении о «Столице» на Фейсбуке фотографии актрисы популярного сериала «Игра Престолов». Тема быстро пошла «в народ», широко обсуждалась на местных форумах, а затем перешла в федеральную повестку. Наравне с немногочисленными обвинениями в заимствовании изображений пользователи отмечали привлечение интереса к самой программе «Столица» и Якову Силину как персоне, которая реализует ее.

«Узнаваемость в Сети может быть разной. Ход с сериалом обсуждали в шутку и всерьез – значит, ход сработал», – считает политолог Александр Белоусов.

Директор Blander's Creative Дмитрий Соломеин не уверен, что вирус был запущен намеренно. «Я не берусь судить, ошибка это или продуманный ход. Если второе – ребята молодцы, раз никто из СМИ не раскусил подставу. Если нет – думаю, эффект по охвату и частоте упоминаний с лихвой перекрывает значимость этого небольшого недоразумения. Что будет дальше? Все забудут про этот инцидент, а Силин-Силин-Силин в головах пропишется хорошо. Кто у нас идет в мэры? Силин, ну Ройзман еще, больше никого не помню. Так что это успех».

На фоне вирусной раскрутки Якова Силина работа остальных кандидатов сводилась к использованию уже раскрученных площадок: претенденты на кресло главы города Евгений Ройзман, Андрей Альшевских и Евгений Артюх использовали свои «Живые журналы» и страницы в Фейсбуке.

«Эти два кандидата, как и Ройзман, продвигают себя в Интернете достаточно давно. У обоих есть блоги и страницы в социальных сетях. Оба на время кампании превратили их в инструмент пропаганды, что дает им определенные бонусы. Евгений Артюх также добавил к этому новые группы в социальных сетях. Оба регулярно «светятся» в интернет-СМИ. Однако в общем и целом предвыборная сетевая активность этих кандидатов ненамного выше, чем в «мирное» время», – считает директор коммуникационного агентства Magic, inc Платон Маматов.

Успешность сетевых проектов во многом зависит от времени на подготовку, подчеркивает он: раскрутка в течение нескольких лет приносит свои плоды. «Этот кандидат [Евгений Ройзман] свой интернет-проект ведет с 2005 года. Его блог (и связанные с ним страницы в Фейсбуке и ВКонтакте) – мощный канал пропаганды, сбора средств на кампанию, мобилизацию волонтеров, и так далее, и тому подобное. Очень много задач в ходе предвыборной кампании они решили сугубо за счет своих сетевых активностей», – резюмирует Маматов.

Впрочем, пока даже сами кандидаты сомневаются в том, что лайки и репосты превратятся в голоса на выборах. Сделать это пытается, например, Иван Соломин, более известный в городе как водитель трамвая и автор блога TramEkb. Начиная проект как повествование о работе водителя общественного транспорта, Соломин быстро ушел в общественную деятельность: выкладывал видео с нарушениями на дорогах, а затем решил пойти на выборы. Правда, пока, несмотря на 3115 читателей в Твиттере, на встречи с ним приходит по 20–30 человек. На момент подготовки материала телефон Соломина не отвечал.

Аналогичная ситуация у юриста проекта «РосПил» на Урале Екатерины Петровой, которая тоже баллотируется в депутаты гордумы. «Что касается общего количества избирателей, то интернет-пользователей среди электората не так уж много. Социологию мы не проводили, но есть ощущения, что интернет-публика все же пойдет голосовать. Причем это люди грамотные – у них есть совершенно четкие предпочтения, в отличие от ориентирующихся на «бумажную» рекламу. Увы, но старшее поколение через Интернет вряд ли будет выражать свое мнение. Надеюсь, что скоро вырастет поколение, которое будет ориентироваться в своих выборах на информацию, размещенную в Сети», – сообщила Петрова «УралПолит.Ru».

«Сетевой» формат выборов еще не добрался до регионов, пока это прерогатива Москвы», – настаивает экс-политик Антон Баков, который на этих выборах выступает в амплуа папы кандидата в мэры. «Основная интернет-аудитория сосредоточена в Москве. Здесь же пока все грани размыты», – уверен он. Наибольшую отдачу, по мнению основателя Монархической партии, способна принести только растянутая во времени кампания. Его дочь Анастасия тоже ведет агитацию в Сети: правда, вместо ЖЖ Бакова взаимодействует с избирателями через социальные сети и фотохостинги, выкладывает много собственных фотографий и часто «лайкает» материалы друзей. «У нее хорошая, яркая, запоминающаяся кампания в офлайне, которая нашла свое отражение и в Интернете. Есть неплохие площадки в социальных сетях, есть ряд мощных публикаций в электронных СМИ. В целом все хорошо сделано, хотя интернет-кампании Анастасии не хватает некоторой структурированности и масштабности», – уточняет политтехнолог Платон Маматов.

Во время следующих голосований значимость эффективной интернет-агитации может возрасти еще сильнее, что в конечном счете может привести к использованию негласных механизмов регулирования Сети, которые уже приняла Госдума. «Введение контроля вряд ли приведет к чему-то хорошему – возможно внедрение политики двойных стандартов, когда центральной власти в Интернете можно будет то, что нельзя оппозиции», – считает политолог Александр Белоусов. Он пояснил, что «кампания в Интернете безопасней, чем были бы такие же обсуждения и выражения политических предпочтений на улицах». В поддержку внедрения контроля за онлайн-кампаниями высказался заместитель председателя ЦИК Леонид Ивлев. «Мы столкнулись с большим количеством случаев, когда участники выборов ведут агитацию в социальных сетях и на сайтах в Интернете. Этот вопрос требует дополнительного рассмотрения. Я обращаюсь к избиркомам регионов, особенно к московской избирательной комиссии, екатеринбургской избирательной комиссии – ужесточить проверки на законность агитации, размещенной на сайтах в Интернете», – ранее  заявил чиновник.

То, что власти сумели перешагнуть барьер и встать на одно поле с электоратом оппозиции, в любом случае можно считать трендом и достижением этой выборной кампании. Даже не будучи лидером повестки, они  все же стали участниками дискуссии, в которой раньше вообще не принимали участие, и уже претендуют на роль модераторов информповестки. А это значит, что если грамотно и загодя подойти к делу, в следующие выборы можно будет наблюдать увлекательную интеллектуальную битву власти и оппозиции. Пока же сетевая активность мало сказывается на непосредственных результатах выборной кампании. «В Интернете адекватные обсуждения собирают экспертную аудиторию, образованных людей. Но есть важная деталь – в Сети полно «белоленточников» и националистов, а на выборах все равно побеждает «Единая Россия». Должно быть, агитируют в Сети и голосуют на участках разные люди», – считает президент группы компаний «Ньютон» Алексей Глазырин.






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы