11 сентября президент Владимир Путин провел масштабную кадровую зачистку в Следственном комитете, МЧС и ФСИН, уволив и назначив почти два десятка высокопоставленных офицеров. Одним из самых интригующих кадровых решений стало увольнение главы правового управления Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) генерал-майора Юрия Тимофеева. Эксперты полагают, что главный тюремный юрист лишился должности из-за провала реформа пенитенциарной системы и теперь рассчитывают на ее перезагрузку с приходом нового начальника.
В среду днем Владимир Путин подписал указ «Об освобождении от должности, назначении на должность и увольнении с военной службы военнослужащих, сотрудников и работников некоторых федеральных государственных органов».
Документ касается сразу 19 высокопоставленных сотрудников Следственного комитета, ФСИН и МЧС. Так, например, должности лишился первый замруководителя Главного управления процессуального контроля СКР полковник Валерий Назаренко. Вместо него глава ведомства Александр Бастрыкин получил нового заместителя. Им стал руководитель петербургского следственного управления СКР генерал-лейтенант Андрей Лавренко. По сведениям «Известий», в отличие от отставки Назаренко, его повышение неожиданностью не стало и информация об этом циркулировала по ведомству уже давно.
Обрел двух новых заместителей и глава МЧС Владимир Пучков. Сергей Воронов был назначен на должность замминистра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Ранее Воронов являлся замдиректора департамента надзорной деятельности МЧС. Также заместителем главы МЧС стал генерал-лейтенант Владимир Степанов, уйдя на повышение с должности начальника национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России.
Интригой стало увольнение начальника правового управления ФСИН генерал-майора Юрия Тимофеева, который отвечал в том числе и за юридическое сопровождение реформы пенитенциарной системы. Он был назначен на должность лишь в сентябре прошлого года.
По словам экспертов и правозащитников, решение президента по главе юридического департамента ФСИН может быть вызвано недовольством его работой.
— Тимофеев был своеобразным охранителем старых норм и серьезно притормаживал реформирование ФСИН, — пояснил «Известиям» руководитель проекта Gulagu.net Владимир Осечкин.
По словам Осечкина, когда после очередного скандального инцидента с пытками заключенных в колонии в Копейске руководство страны поставило вопрос о борьбе с тюремным произволом, директор ФСИН Геннадий Корниенко поручил Тимофееву разработать соответствующую правовою базу.
— Что бы там ни говорили, но реформа пенитенциарной системы в первую очередь возможна благодаря нормативным документам, которые заставят сотрудника колонии отчитываться каждый раз, когда он поднял дубинку на заключенного, — говорит Осечкин.
Однако, по словам правозащитника, Тимофеев так и не смог подготовить правовой фундамент реформы, в результате чего она забуксовала.
— Документы, спускавшиеся из Минюста к Тимофееву, оставались лишь бумажками и не реализовывались на практике, — утверждает Осечкин.
Такого же мнения придерживается и президент Межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным Мария Каннабих.
— До Тимофеева должность главы правового управления занимал Олег Филимонов — умнейший человек, профессор, через которого проходило огромное количество законов, — рассказывает Каннабих. — Однако его, как и многих других, уволил Реймер (экс-глава ФСИН Александр Реймер. — «Известия»). На вакантные места пришли люди Реймера из структуры МВД, которые хуже представляли себе специфику работы ФСИН. Видимо, Тимофеев не справился с реформой, тем, как ее обеспечивать и как планировать.
Председатель Постоянной палаты по правам человека Политического консультативного совета при президенте Валерий Борщев полагает, что с уходом Тимофеева и назначением нового главы правового управления ФСИН реформа пенитенциарной системы может перезагрузиться.
— Тимофеев был очень неактивным, наше общение по вопросам тюремного реформирования проходило без каких-то взлетов и прозрений, — говорит Валерий Борщев. — С его предшественником Филимоновым у нас был диалог, били дискуссии, а Тимофеев был безынициативен.
Источники «Известий» во ФСИН утверждают, что увольнение Тимофеева было ожидаемым, потому что он уже давно сам просился в отставку в связи с тем, что планировал сменить место работы.