Москва и Киев вспоминают старые обиды, продолжая оформлять политический и экономический развод
Как известно, на ноябрь намечено подписание Договора об ассоциации Украины с Евросоюзом. Чем ближе эта дата, тем ожесточеннее становится перепалка между Москвой и Киевом по поводу будущих экономических и политических отношений. Только на этой неделе с резкими заявлениями выступили премьеры с той и с другой стороны, министры, и даже вездесущий председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу вмешался. На Руси в старину о людях, которые успевают поучаствовать в любом возможном скандале, говорили: «Нигде без него черти горох не молотят!» Это как раз про Баррозу.
В понедельник премьер Дмитрий Медведев и его первый заместитель Игорь Шувалов решили еще раз прояснить российские позиции. Они заявили, что интеграция с Европой поставит крест на попытках Украины сотрудничать с Таможенным союзом, а также с ЕврАзЭС. Ранее примерно в том же ключе не раз высказывался и Владимир Путин. Эта точка зрения российского руководства давно известна и в Европе, и на Украине.
Правда, официальный Киев с такой категоричностью никак смириться не хочет и пытается все же усидеть на двух стульях. Точнее всего эту украинскую «хитрость» высказал во вторник спикер Верховной Рады Владимир Рыбак: «Украина не вступает ни в Таможенный союз, ни в Европейский союз. Там мы наблюдаем, а здесь мы подпишем».
Баррозу, выступая в среду перед депутатами Европарламента, произнес проникновенную и в чем-то даже слезливую речь о попытках попрания Россией законного права суверенного государства сделать свой свободный выбор.
«Сегодня государства вроде Украины больше, чем когда-либо, ищут пути сближения связей с Европейским союзом, привлеченные нашей экономикой и социальной моделью. Мы не можем повернуться к ним спиной и не можем согласиться ни с какими попытками ограничить суверенное право выбора этих стран. Евросоюз не может согласиться ни с какими попытками ограничить право суверенного выбора Украины и других государств «Восточного партнерства», – заявил Баррозу.
В тот же день, в среду, украинский премьер Николай Азаров на заседании своего правительства начал разговор о необходимости модернизации нефтехимической отрасли. Без этого, сказал глава правительства, страна не добьется энергетической независимости. Да, это правда: Украина до сих пор использует технический потенциал, доставшийся ей в наследство от Советского Союза.
Однако вину за то, что процесс промышленного обновления пробуксовывает, Азаров возложил на Россию, которая не хочет снижать цены на поставляемые нефть и газ. Из-за этого якобы товары украинской химической отрасли неконкурентоспособны на мировом рынке. Из-за этого закрылись Херсонский, Одесский, Надворнянский, Дрогобычский и Лисичанский нефтеперерабатывающие заводы. Контракты с Россией на поставку нефти и газа Азаров еще раз назвал несправедливыми и заявил о необходимости диверсифицировать импорт энергоносителей.
Шефа тут же поддержал министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий. На специально собранной пресс-конференции он сообщил, что «Нафтогаз Украины» и немецкий трейдер RWE заключили еще один договор о поставках и хранении природного газа.
Но вот какая странность. Оказывается, контракт был подписан еще 5 сентября, но информация об этом почему-то придерживалась. Кроме того, Ставицкий не назвал основные параметры соглашения – сколько будет поставлено газа, по какой цене. Казалось бы, если контракт успешный и выгодный, этим не грех и похвастаться. Однако таинственность Ставицкого дала основания для появления очередной порции язвительных комментариев об убыточности немецко-украинской торговли газом.
Эксперты сразу вспомнили парадоксальное заявление Николая Азарова в июне нынешнего года. Он тогда сообщил, что, вопреки логике, цепочка посредников только удешевляет российский газ, и, пришедший на Украину из Германии, он становится на 100 долларов дешевле, чем поставленный «Газпромом». Как такое может быть, никто не понял. Президент российского Фонда энергетической безопасности Константин Симонов ответил, что слова Азарова больше смахивают на обман.
«Это – откровенная дезинформация, потому что мы считали и смотрели официальную статистику, и получается, что этот газ даже дороже, чем российский. Я думаю, что здесь в основе традиционный для Украины мухлеж цифрами», – ответил Симонов.
Вот в такой замечательной атмосфере и продолжается общение российских и украинских политиков и экспертов.
Неожиданно прозвучало мнение директора Американского института на Украине Энтони Салвии. На пресс-конференции в среду он заявил, что Киев выбрал самый неудачный момент для заключения договора с Евросоюзом.
«Экономическое падение превышает даже кризисный 2008 год, а потому ослабевшая украинская экономика лишь проиграет от подписания Соглашения об ассоциации», – заявил независимый эксперт. В подтверждение своих слов он привел выкладки по состоянию национальных валютных резервов Украины, которые в последнее время снижались, а за прошлый год сократились на 7,4%, до 22,7 миллиарда долларов, а это составляет стоимость украинского импорта за три месяца.
Салвия уверен, что после заключения договора с Евросоюзом Украина не получит тех выгод, на которые рассчитывает, в частности, снижения цен на энергоресурсы. Хотя при вступлении в Таможенный союз Киеву такие выгоды гарантировали.
Настырному американцу заочно ответил известный украинский политолог и сторонник евроинтеграции Олег Ляшко. Он считает, что в сближении с ЕС все же больше плюсов, чем минусов, и большинство украинцев выбирают западные ориентиры развития.
«Те, кто нас пугает, что мы не выживем без России, во-первых, пусть посмотрят на состояние российской экономики. Я не думаю, что она лучше, чем украинская. Если Россия запретит ввоз наших товаров, что там будут есть? Где брать сало, огурцы, помидоры, картофель, конфеты и прочее?» – заявил Ляшко.
Насчет состояния российской экономики украинский эксперт, может быть, и прав, но в России хотя бы есть нефть и газ. Полагать, что без Украины Россия умрет с голоду, – это, конечно, сильно!