Минэнерго согласовало ежеквартальный график прокачки сырой нефти по магистральным трубопроводам, сообщил «Известиям» представитель ведомства. По его словам, в IV квартале 2013 года в Белоруссию будет поставлено 3,1 млн т нефти — несмотря на ее просьбы поставить 5,75 млн т.
Нынешний квартальный объем поставок нефти в страну исходит из годового объема прокачки нефти в 18,5 млн т в год, как предложил ранее вице-премьер Аркадий Дворкович. Источник, близкий к Минэнерго, сообщил, что по итогам первых трех кварталов 2013 г. планировалось прокачать 15,4 млн т нефти.
Причины сокращения поставок нефти в Белоруссию как политические, так и экономические. Россия недовольна не только арестом топ-менеджера «Уралкалия», но и систематическим нарушением белорусской стороной балансов поставки нефтепродуктов на российский рынок в размере 2,1 млн т бензина в год. В январе-июле белорусы поставили лишь около 700 тыс. т бензина, а в 20-х числах августа белорусский бензин вообще пропал с российского рынка, вернувшись лишь 13 сентября.
Кроме того, «Транснефть» ранее объявила, что из-за ремонта трубопровода «Дружба» снизилась техническая возможность прокачки нефти. В частности, из-за этого в сентябре поставки в Белоруссию будут снижены на 233 тыс. т. По словам представителя «Транснефти» Игоря Демина, компания во вторник утром получила согласованные Минэнерго графики на IV квартал. В них учтены технические возможности прокачки топлива, исходя из необходимости продолжения ремонта «Дружбы», но не включены транзитные потоки нефти по российской территории из других стран.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин ранее говорил, что компания намерена выполнить свои обязательства по поставкам нефти на белорусские НПЗ в прежних объемах и в случае необходимости даже готова возить сырье цистернами — что, по словам аналитика по нефти и газу Raiffeisenbank Андрея Полищука, в 2–3 раза дороже прокачки по трубопроводу. Возможный ущерб своей компании от снижения поставок нефти в Белоруссию в IV квартале Сечин ранее оценивал в $20 млн. Представитель «Роснефти» вчера был недоступен для комментариев.
По словам представителя «Лукойла», компания уже снизила свои объемы поставок в Белоруссию в сентябре, а недостающие объемы перенаправила по другим экспортным трубопроводам. Представитель компании пояснил «Известиям», что она не планирует поставлять на белорусские НПЗ нефть по железной дороге, так как это неоправданно дорого. Собеседник уточнил, что в результате сокращения графиков трубопроводной прокачки нефти в Белоруссию на октябрь–декабрь компания вынуждена будет сократить объемы переработки своей нефти в стране, но свои АЗС с Белоруссии и сопредельных странах без бензина не останутся. Моторное топливо планируется закупать на рынке.
Представитель компании «Альянс» сообщил, что объемы поставок нефти в Белоруссию его компанией незначительны. Сокращение ежеквартальных графиков не нанесет «Альянсу» значительного финансового ущерба и минимально повлияет на логистику поставок. Представитель компани уточнил, что она добывает меньше нефти, чем перерабатывает.
«Газпром нефть» до последнего времени обеспечивала белорусскими нефтепродуктами собственные сбытовые структуры в республике, не отправляя эту продукцию на экспорт или на российский рынок. Теперь же, как неофициально сообщил источник в компании, часть бензина будет закупаться на стороне, а «выпадающая» из графика нефть пойдет по трубопроводам в другую сторону. «Башнефть», по словам источника в компании, также планирует диверсифицировать свои белорусские объемы топлива по альтернативным направлениям «Транснефти».
Получить комментарии «Татнефти» и «Сургутнефтегаза» не удалось.
Экспортный график прокачки нефти еще может быть скорректирован, говорит источник, знакомый с порядком принятия решений в правительстве — после обращения одного или нескольких участников рынка в правительство или профильные ведомства. Собеседник «Известий» отмечает, что сокращение поставок нефти в Белоруссию финансово невыгодно для нефтяников, но некоторым образом выгодно для российского бюджета. Ведь поставки в страну Таможенного союза по давальческим схемам — беспошлинные, а выгода от переориентации по другим трубопроводным экспортным маршрутам до 2,65 млн т нефти при действующих экспортных пошлинах ($416,4 за тонну) может принести бюджету страны свыше $1,1 млрд дополнительного дохода.