Компания «Росагролизинг», разбирающаяся с «наследием Скрынник» (бывшая глава «Росагролизинга», а впоследствии министр сельского хозяйства Елена Скрынник. — «Известия») в виде невыплаченных за лизинг средств, столкнулась с очередным «мертвым» долгом. Один из крупнейших должников — компания «ССБ-Лизинг» в Алтайском крае по заявлению самой компании признана судом банкротом, при этом фирма так и не выплатила «Росагролизингу» 290 млн рублей.
Разбираясь с делом «ССБ-Лизинга», новое руководство «Росагролизинга» проанализировало схему обогащения Скрынник в начале нулевых годов, когда она занимала должность главы компании. Из документов того периода следует, что экс-чиновница заработала состояние за счет того, что миллиардные контракты «Росагролизинга» заключались с аффилированными с ней компаниями-посредниками по невыгодным ценам, после чего техника передавалась без надежды на выплаты в сомнительные агрофирмы.
Компания «ССБ-Лизинг», один из крупнейших должников «Росагролизинга», не может выплатить долг за сельхозоборудование, отданное в лизинг приказом экс-главы «Росагролизинга» Елены Скрынник. Арбитражный суд Алтайского края признал фирму банкротом, и теперь она находится на конкурсном управлении. В результате «Росагролизинг» обзавелся очередным «висячим» долгом в 290 млн рублей.
Ситуация с «ССБ-Лизинг» спровоцировала новое руководство «Росагролизинга» еще раз изучить документацию сделок, заключенных при Скрынник, в результате чего удалось прояснить схему, по которой экс-министр выстроила работу с арендаторами сельхозтехники и заработала свое состояние. По словам советника генерального директора «Росагролизинга» Евгения Зеленского, Скрынник создала систему, по которой многомилионные контракты компании отдавались аффилированным с ней организациям.
Как утверждают в «Росагролизинге», значительно выгоднее было закупать сельхозтехнику напрямую у производителей, однако предпочтение отдавалось именно «своим» посредникам, чье участие добавляло к стоимости оборудования крупную наценку.
По словам руководства «Росагролизинга», в первой половине 1998 года Елена Скрынник как учредитель одновременно создала две компании: ООО «Русмединвест-М» и ООО «Русская медицинская компания», которые, в свою очередь, учредили ОАО «Медлизинг» с равными долями в его уставном капитале — по 50%. В этом же году ООО «Русская медицинская компания» и ОАО «Медлизинг» становятся акционерами Академхимбанка с долями в 8,9% и 8,8% соответственно.
В начале 2000 года Скрынник (10%), ООО «Русмединвест-М» (5%), ОАО «Медлизинг» (55%) и ООО «Русская медицинская компания» (15%) учреждают ЗАО «Инвестрегионлизинг», которое в 2000 году становится акционером Академхимбанка с долей 7,3%.
В результате, говорят в «Росагролизинге», к концу 2001 года Скрынник стала фактически единоличным бенефициаром четырех перечисленных выше коммерческих структур и совладельцем (на 25%) Академхимбанка.
В начале февраля 2002 года компания оптовой торговли сельскохозяйственной техникой ЗАО «Мост-Техника», собственником и генеральным директором которой является Андрей Резаев, выходит в ОАО «Росагролизинг» с предложением об оказании услуг поставщика на рынке лизинговых услуг.
В июле 2002 года создается ООО «Мостагроснаб». В качестве учредителей выступили ЗАО «Инвестрегионлизинг» (79% в уставном капитале) и Андрей Резаев (21%). Генеральным директором ООО «Мостагроснаб» также назначается Резаев. Общество указывает в качестве юридического адреса г. Москву, ул. Козлова, 30. По этому же адресу зарегистрировано и ЗАО «Мост-Техника».
Одновременно Елена Скрынник создает коммерческие структуры-поставщики сельхозоборудования — ООО «Грэндинвест» (учредители: ЗАО «Инвестрегионлизинг» (50%) и ОАО «Медлизинг» (50%)), поставщики зерна — ООО «ТД «Зерно» (учредитель ООО «Русская медицинская компания») и ООО «Воронежская земля» (90% в УК принадлежит ООО «Грэндинвест»). В этом же 2002 году ООО «ТД «Зерно» учреждает ЗАО «АгроЕвроСоюз» (95% в УК).
Таким образом, по словам Зеленского, к середине 2002 года Скрынник становится владельцем компаний-поставщиков основных предметов лизинга (сельскохозяйственная техника и оборудование), а также предметов договоров купли-продажи с конечными потребителями (зерно и удобрения).
Анализируя документацию того периода, юристы компании выяснили, что в рамках заключенных договоров ОАО «Росагролизинг» в марте 2002 — сентябре 2003 годов перечислило в адрес ЗАО «Мост-Техника» более 2,898 млрд рублей, а еще 0,2 млрд рублей было переведено в упомянутое ООО «Мостагроснаб». Итоговая сумма составила около 3 млрд рублей — это почти треть средств, направленных ОАО «Росагролизинг» (по данным Счетной палаты) в этот период на закупку техники. Таким образом, все эти средства были перечислены в две аффилированных и одну подконтрольную Скрынник структуры.
Однако, утверждают в «Росагролизинге», прибыльность данной схемы была особенно высокой благодаря наценкам со стороны цепочки фирм-субподрядчиков, налаживания функционирования многочисленных цепочек посреднических аффилированных структур — стоимость предметов лизинга (по программе федерального лизинга) для конечного потребителя по сравнению с ценой завода-изготовителя возрастала от 35 до 60%.
— По имеющимся данным, через эту схему в 2002, 2003 и 2004 годах прошло соответственно 5,4 млрд рублей, 6,5 млрд рублей и 7,5 млрд рублей, — говорят в «Росагролизинге». — Иными словами, посреднические, аффилированные с руководством ОАО «Росагролизинг» коммерческие структуры могли заработать к 2009 году (с учетом пятилетнего срока финансовой аренды) на государственных вложениях в АПК в 2002–2004 годах около 7 млрд рублей.
Что касается самого предмета лизинга — к примеру, разнообразной сельскохозяйственной техники, то, по словам нынешнего руководства «Росагролизинга», она поставлялась тем компаниям, которые изначально не собирались за нее расплачиваться. На это указывает сильное завышение цен (порой, по словам Зеленского, оно было троекратным), которое делало приобретение техники нерентабельным.
— Нормально работающий фермер не будет закупать технику по завышенной стоимости, — поясняют в компании.
Отчасти этим и объясняется тот факт, что уже не первая компания, заключившая во времена Скрынник контракт на лизинг сельхозтехники, банкротится, не возвращая многомиллионные долги.
При этом в «Росагролизинге» признают, что предъявление исков к Скрынник в суды малоперспективно, поскольку с формальной точки зрения Елена Скрынник и ее компаньоны, создав цепочку фирм-посредников, не нарушали закона.
— Основное достоинство схемы в том, что она позволяет, формально не нарушая закона, извлекать прибыль от финансово-хозяйственной деятельности посреднических коммерческих структур, не вкладывающих в этот бизнес собственных средств, — констатируют в «Росагролизинге». — При этом в финансовой отчетности центральной фигуры схемы (ОАО «Росагролизинг») прямые убытки списываются на просроченную задолженность, а собственные финансовые интересы организаторов схемы реализуются за счет финансовой активности (за государственный счет) посредников.
Однако, говорит Зеленский, в действиях прежнего руководства «Росагролизинга» правоохранительные органы могут усмотреть злоупотребление должностными полномочиями.
— Поэтому «Росагролизинг» помимо взыскания долгов с получателей техники представляет доказательства умышленного причинения прежним руководством ущерба госкомпании, — говорит Евгений Зеленский.
Сама Елена Скрынник в беседе с «Известиями» категорически опровергла утверждения «Росагролизинга».
— Не было никакой аффилированности, — заявила Скрынник «Известиям». — Я уже несколько раз заявляла, что эти компании были переданы другим людям еще в 2000 году. Поэтому не знаю, что они имеют в виду под этой аффилированностью.
Экс-министр также отметила, что по-прежнему готовится защищать свое честное имя в суде, поскольку СМИ систематически порочат ее честь и достоинство.
— Мои адвокаты давно уже проводят расследования и готовят иски, — заявила Елена Скрынник. — Ведь нет никаких обвинений, нет никаких ко мне претензий. В отношении Донских существет дело — вот и ищите его. И в отношении Бажанова есть дело. А я здесь при чем?
Что касается нового руководства «Росагролизинга», то оно, по мнению Елены Скрынник, занимается не своим делом.
— «Росагролизинг» должен заниматься своими функциональными обязанностями и изымать технику в соответствии с договорами лизинга, — говорит Елена Скрынник.
По мнению Скрынник, в медиасфере на нее существует заказ.
— Всё везде проплачено, — утверждает она.
Экс-глава Минсельхоза России давно упоминается в скандалах вокруг «Росагролизинга». По фактам афер в некогда возглавляемой ею компании возбуждены десятки уголовных дел. Ранее «Известия» сообщали, что эксперты Следственного комитета подтвердили, что на многих документах, по которым были оплачены сомнительные контракты, стоит личная подпись Скрынник. Сама экс-министр утверждала, что не имеет отношения к этим хищениям, потому что платежки якобы подписывали сотрудники ее аппарата с помощью факсимиле, а позже заявляла, что намерена судиться со СМИ, публикующими информацию о ее участии в хищениях в «Росагролизинге».
В общей сложности, по подсчетам нового руководства компании, у холдинга было похищено около 39 млрд рублей. Одним из подозреваемым в хищениях является бывший заместитель министра сельского хозяйства, экс-топ-менеджер «Росагролизинга» Олег Донских. В настоящее время он объявлен в международный розыск. Сама Елена Скрынник фигурирует в материалах следствия в статусе свидетеля.