Без освобождения экс-премьера Киеву придется забыть о евроинтеграции
Куда уж в современной политике без символичности! В минувшие выходные на Украине прошел традиционный мини-саммит «Ялтинская европейская стратегия», по-английски – «Yalta European Strategy», а аббревиатура (она же «девиз») – «YES». Не просто красиво, но в свете последних недель действительно символично.
Потому что Украина устами своей власти радостно говорит Западу: «Yes!» – «Да!». Говорит так четко и определенно, что численно очень немалая оппозиция этому «yes» из числа депутатов Рады и пророссийских общественных движений вот-вот, кажется, начнет подвергаться настоящим репрессиям. Настоящим – в смысле физическим, потому что в государственных украинских СМИ они уже фактически выведены за рамки цивилизованной дискуссии, осмеяны и оплеваны. Такой вот парадокс истории, не блещущий ни новизной, ни оригинальностью. Поддержали когда-то Януковича в противовес Ющенко, а теперь порой даже взгрустнется: «оранжевый» хоть и был тот еще фрукт, но по некоторым параметрам «пророссийский» Янукович его уже превзошел.
На указанном форуме в Крыму Россия, конечно, еще раз донесла до сведения украинской стороны, что та слишком рискует, подписываясь под Соглашением о зоне свободной торговли с Европой. Это вынудит Россию принять соответствующие заградительные меры, чтобы избежать «упрощенного» импорта из стран еврозоны; под удар попадут и ни в чем не повинные украинские производители, для многих из которых российский рынок закроется. «Это означает дополнительные потери 3-4 миллиардов долларов к дефициту торговли, который наверняка вырастет до 12-15 миллиардов долларов. Кто заплатит в этом случае за дефолт Украины, который станет неизбежным? Готова ли Европа заплатить порядка 35 миллиардов долларов за преодоление последствий дефолта Украины? Деньги немаленькие. Но это – ваше дело, а наше дело – предупредить», – напомнил Януковичу советник российского президента Сергей Глазьев.
На Виктора Федоровича, правда, прогноз российского экономиста, судя по всему, не произвел впечатления: он уже который месяц об этом слышит. Более того, недавний коллапс на российско-украинской границе можно вполне считать «демоверсией» санкций со стороны России.
Европа посредством Европарламента такие методы уже осудила, а еврокомиссар по вопросам расширения Евросоюза Штефан Фюле даже удивился, из-за чего, мол, сыр-бор («Мы хотим, чтобы наши партнеры имели хорошие, рабочие отношения и сотрудничали с Россией, а также с другими соседними странами»), но только поверить в то, что чиновник такого уровня не в курсе основных мотивов Москвы в этом споре, решительно невозможно.
Впрочем, и сам Фюле, и другие западные «свахи» и «сватьи» все же испортили Януковичу праздник. Уже в самое скорое время Виктору Федоровичу придется решать, что делать с Юлией Тимошенко. В числе категорических требований Брюсселя – ее выход на свободу, но для самого Януковича такой сценарий, безусловно, фатален. Президентские выборы на Украине состоятся уже в 2015 году. Тимошенко, разумеется, намерена принять в них участие, и (если, конечно, не произойдет какой-то несчастный, а то и криминальный случай) ее фамилия непременно окажется в одном бюллетене с фамилией Януковича. Вспомнят ли тогда Запад и Центр Украины о том, кто привел «незалежную» в Европу? Простят ли Юг и Восток?..
Как ни крути, а выбор для Януковича остается один – личная власть или евроинтеграция.
В беседе с обозревателем KM.RU известный политолог, директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов отметил, что евроинтеграция Украины хотя и представляется сегодня уже решенным вопросом, но на определенную корректировку этого курса Россия все же в силах повлиять:
– Действительно, раньше Янукович выражался гораздо осторожнее, а где-то на протяжении уже полутора-двух месяцев он сам и, соответственно, его окружение высказываются куда более категорично. И уже можно сказать, что провозглашенный ранее на Украине курс на многовекторность оказался по факту заменен другим – на одновекторность, как это было во времена Ющенко. Сегодняшняя риторика украинских провластных СМИ относительно этого вопроса мало чем отличается от таковой у националистов из «Свободы». Совершенно очевидно, что в течение последних недель в центральных СМИ активно муссируется тема «очевидного» преимущества европейской интеграции перед евразийской.
Я связываю это с тем, что совсем недавно на стол Януковича легли свежие результаты очередного социологического опроса, к которым и Партия регионов, и Администрация склонны прислушиваться со всем вниманием. И вот впервые за последние несколько лет относительное большинство опрошенных вдруг высказались за европейский выбор Украины, в то время как совсем недавно относительное преимущество было у сторонников евразийской интеграции. Я думаю, что во многом именно такой расклад повлиял на более открытую позицию Януковича и его ближайшего окружения. Правда, ему, скорее всего, как-то забыли напомнить о том, что, вообще-то, как раз именно его избиратели, избиратели Партии регионов, в своем подавляющем большинстве выступают за укрепление политических и экономических связей именно с Россией, а никак не с Европой.
– Но одного желания Киева все равно ведь мало. А Европа между тем столь же категорично требует от Януковича выпустить на свободу «политическую узницу» Юлию Тимошенко...
– Янукович, конечно, надеется «вынести за скобки» фактор Тимошенко, и, как известно, официальный Киев как раз очень пытается убедить Европу в том, что тюремное заключение Тимошенко – это вовсе не показатель несоответствия Украины общепринятым стандартам прав человека. Но в который раз европейские чиновники дают понять, что без решения первоочередного вопроса с Тимошенко не будут решаться и многие другие вопросы. При этом мы видим, что позиция Европы выглядит более мягкой, чем она была всего лишь полтора-два года тому назад.
Это можно объяснить определенной тревогой европейских чиновников, опасающихся «потерять» Украину. И была выработана определенная формула, которая представлена в Соглашении. Согласно ей, часть выгодных для Европы соглашений, связанных преимущественно со свободной торговлей, предполагается вводить в действие сразу, без ратификации со стороны парламентов. Фактически эта формула позволит Европе получить всю выгоду от данного Соглашения по зоне свободной торговле, но при этом совсем не обязывает утверждать какую-то «ассоциацию» с Украиной.
– Есть ли в итоге на сегодняшний день у России какие-либо действенные инструменты воздействия, чтобы евроинтеграция Украины хотя бы перенеслась на более поздний срок?
– Конечно же, Россия упустила массу возможностей по этой части. Дело в том, что, насколько я могу судить, вплоть до весны текущего года российской власти казалось, что вся эта история с евроинтеграцией Украины – бред, и что Европа все равно никогда не пустит в свой круг страну, где в застенках томится один из лидеров оппозиции. Фактически Москва просто невнимательно отнеслась к нарастающей угрозе, предпочла не вникать во все тонкости, а когда спохватилась – поезд уже ушел. Но если сейчас Россия допустит подписание и, главное, вступление в действие Соглашения об ассоциации Украины и Евросоюза, то это станет, разумеется, серьезным дипломатическим поражением России.
Но я вижу один, на мой взгляд, очевидный вариант, как можно России сейчас повлиять на избранный Украиной вектор интеграции. Собственно, опыт уже есть. В свое время Россия очень элегантно поработала с Францией и Германией, чтобы не дать Украине втянуться в НАТО, а ведь Украина была настроена на это членство даже посильнее, чем сегодня – на членство в Евросоюзе. Так что, думаю, и сейчас есть смысл действовать не через Януковича, а через своих европейских партнеров, искать слабое звено именно в Европе.