О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Архитектурно-реставрационное объединение «Ордер»

Форум-Урал
Светопрозрачные конструкции
Картины, репродукции, постеры
Картина на холсте, репродукции, постеры, панно, магниты
Новости

Российскому рынку сертификации прописали «убийственное» постановление

Добавлено: 22.10.2019


Андрей Шалунов

Сегодня я хочу вернуться к теме снижения административного давления

Сегодня я хочу вернуться к теме снижения административного давления, которую уже поднимал в мае этого года в статье «Административные барьеры не идут на снижение», а именно к Проекту постановления Правительства Российской Федерации «О порядке и основаниях принятия национальным органом по аккредитации решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него». Документ был инициирован Федеральной службой по аккредитации (ФСА) через Министерство экономического развития. Тогда это был еще проект, но 21 сентября он стал действующим постановлением подписанным Премьером РФ Дмитрием Медведевым.

Как я писал ранее, на стадии подготовки документа экспертным сообществом рынка по оценке соответствия, общественными организациями, импортерами и производителями ему был вынесен однозначно отрицательный вердикт, так как многие пункты противоречили российскому и международному праву, а к работающей процедуре аккредитации органов по сертификации добавлялся еще один административный барьер. Более того, на сайте общественного обсуждения Постановления была предусмотрена возможность проголосовать за документ, который набрал подавляющее количество отрицательных отзывов. Мы провели круглый стол в Общественной палате РФ на данную тему, по итогам которого были подготовлены и отправлены в Правительство серьезные замечания и поправки к документу, но там их не учли.

А зря, так как это Постановление в корне изменит ситуацию на рынке сертификации, вернее уничтожит его в угоду буквально двум-трем крупным компаниям, которые установят своё монопольное положение. Документ, по сути, является карт-бланшем для зачистки рынка сертификации от малых и средних игроков, под эгидой борьбы с его недобросовестными участниками.

Дело в том, что теперь помимо массы существующих требований, любому органу по сертификации для включения в Национальную часть единого реестра требуется положительное заключение Межведомственного совета национальной инфраструктуры качества – совершенно непонятного органа, создаваемого с неопределённым статусом и неограниченными полномочиями, при этом с фактически полностью отсутствующей ответственностью за правильность и обоснованность своих действий. Причем механизмов обжалования его решений в подписанном Медведевым постановлении не указано! Одно это уже является нарушением законных прав заявителей на аккредитацию. Состав совета предполагает включение в него заместителя Министра экономического развития РФ и заместителя Министра промышленности и торговли РФ. Но, как мы понимаем, государственные служащие такого уровня не смогут принимать участие в решении ежедневных задач и проблем рынка сертификации. Как следствие, можно спрогнозировать редкие заседания Межведомственного совета, приводящие к увеличению сроков принятия решений о надежности, или неблагонадежности того или иного органа по сертификации на несколько месяцев.

Но это еще можно как-то объяснить, а вот дальше идет уже полный абсурд. Теперь в органе по сертификации, который желает получить аккредитацию, руководитель органа или испытательной лаборатории, его заместители должны будут обладать не менее чем 5-ти летним опытом работы в данной сфере. Это требование идет вразрез с действующими критериями аккредитации, которые определяют такой опыт в периоде не менее трех лет. Благодаря этому небольшому пункту теперь из профессии можно искусственно дисквалифицировать на восемь лет, что согласитесь, равносильно ограничению права на труд в сфере оценки соответствия. Примечательно, что под этот топор вполне могут попасть и молодые специалисты с опытом работы от 3 до 5 лет, то есть наиболее активная и продуктивная часть работающего общества.

Также, исходя из Постановления, аккредитацию ФСА не сможет получить орган, который был «уличен» в массовой необоснованной и систематической выдаче документов о соответствии. При этом, четкое разъяснение данных определений отсутствует и будет способствовать злоупотреблению правом и уничижению принципа равенства аккредитованных лиц. То, есть если некий чиновник просто решит, что вы злоупотребляли, аккредитации вам не видать.

Теперь, скажите, много ли вы знаете малых бизнесов, способных держать уставной капитал в размере 2 миллионов рублей? А вот ФСА считает, что цифра для органа по оценке соответствия вполне себе приемлемая. И теперь – хочешь заниматься сертификацией, готовь деньги.  Можно согласится еще с тем, что средний бизнес потянет такую сумму, но почему тогда государственным структурам в этом же вопросе уставной капитал разрешили формировать при помощи имеющегося на балансе имущества? Которого, кстати, у них немало.

Совершенно очевидно, что лишь одно это требование лишит малый бизнес возможности оказания услуг в сфере оценки соответствия. Возмущает и то, что оно абсолютно не имеет под собой обоснования – органу по сертификации для проведения работ по подтверждению соответствия требуется компьютер, эксперты, сканер и принтер. Командировочные расходы оплачивает заявитель. Таким образом ФСА нацелилось на ограничение конкуренции через исключение малого бизнеса, возможно в пользу крупнейших игроков рынка. Никаким другим здравым смыслом такие требования к капиталу объяснить нельзя.

Если в проекте Постановления, подобные вещи еще могли быть сочтены в качестве недочетов, то что они делают в уже подписанном документе и противоречат, например Указу Президента № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»? Этот вопрос как и многие другие, остаются без ответа.

В общем, я даже не знаю, как назвать эту вакханалию. Летом еще были какие-то надежды на изменение ситуации, сейчас они рухнули. В течение следующего года рынок завалится полностью. Он уже падает – в августе 2018 года, согласно таможенной статистике, было выдано 11 000 сертификатов, в августе текущего года – 6 200 сертификатов. Падение почти 50%. Импортеры и производители, для оформления сертификатов, уходят в страны ЕАЭС. Малые и средние органы просто не продерутся через частокол абсурдных и завышенных требований и предпочтут закрыться. Их рыночные доли оперативно «распилят» между собой 2-3 ведущих игрока, которые тут же установят монополию. Я уже не говорю о том, что стоимость услуг по сертификации продолжит расти, а сроки их предоставления не станут более оперативными, а наоборот увеличатся, заявители продолжат бегство из России в страны ЕАЭС, где делают все то же, но быстрее и дешевле.

В итоге мы получим рост цен на услуги по сертификации, провоцирующие рост стоимости конечной продукции от чего начнет страдать потребитель. Мы получим значительное количество выброшенных на улицы экспертов и специалистов по аккредитации вследствие массового закрытия малых и средних органов. Мы получим монополию на рынке сертификации, на котором теперь будут править не здоровая конкуренция и спрос, а полуфеодальные законы и связи.






 

ООО КЛИНИНГОВАЯ КОМПАНИЯ РАЙДО

© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы