О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Шахтные подъемные машины: ревизия и наладка

Ревизия и наладка шахтных подъемных машин

Главные вентиляторные установки шахт

Главные вентиляторные установки шахт

Новости

Необходимо противостоять псевдооптимизации и сохранить национальную идентичность

Добавлено: 05.08.2020


Георгий Фёдоров

«Политика и культура» или «культура и политика»

«Политика и культура» или «культура и политика» – какой новый смысл возможен от перемены мест слагаемых понятий? Они автономны или взаимозависимы? Какой эффект рождает их сложение? В каком контексте они полнее выявляют себя? Об этом в разговоре с Георгием Федоровым размышляет Галина Тюрина, советник по культуре председателя политической партии справедливая россия Сергея Миронова.

    Георгий Федоров: — В последнее время много говорится о важности воспитания молодежи в патриотическом духе. Как известно, патриотизм неразрывно связан с культурно-историческими ценностями. Именно поэтому сохранение и укрепление национальной культуры как на государственном, так и на семейном уровне представляется важнейшей современной задачей. Как сейчас с этим обстоят дела?

Галина Тюрина: — На первый взгляд, с патриотизмом все в порядке. Однако многое сейчас держится на среднем и старшем поколениях – для большинства из них патриотизм является жизненным стержнем. Что касается молодежи, то тут ситуация иная. Особенно у тех, кто рос в девяностые и первые годы нового века. Именно поэтому одной из важнейших задач является серьезная работа по патриотическому воспитанию, а она немыслима без средств культуры и искусства.

Этот год – юбилейный год Великой Победы. И торжества в его честь с ярчайшей наглядностью продемонстрировали глубинную связь наших ратных и трудовых подвигов с искусством. Стихи и песни, рассказы и повести, спектакли и фильмы, а также огромный пласт изобразительного искусства от плаката и убойной карикатуры до пронзительных жанровых полотен, ярких портретов и монументальных работ – все работало на нашу Победу.

Важно, что уже в переломном 43-м году в нашей стране задумались над качественным образованием в области культуры и искусства, над огромным значением творчества в обеспечении национальной безопасности и в идеологической борьбе. В Москве открываются новые учебные заведения для одаренных детей и молодежи. Они были одновременно ориентированы на помощь пострадавшим в военное лихолетье и продвижение подлинных талантов. Так появились знаменитое хоровое училище, Школа-студия МХАТа. Годом раньше лично Сталин подписал указ о создании Московской областной филармонии – и это в 1942 году!

История не знала испытания страшнее, чем Вторая мировая война. И вот сейчас чем громче мы празднуем нашу Победу, тем откровеннее и злее проявляются наши враги. Внешние и внутренние. Их стараниями рожден отвратительный неологизм: «победобесие». Однако, вопреки ожиданиям, это злобное словечко парадоксальным образом еще больше укрепило патриотический дух россиян.

Неологизм «победобесие» родился от ненависти и бессилия. Так мировая закулиса пытается разрушить мировое восприятие огромного и уникального вклада нашей страны в Победу. Сейчас не сработал этот дешевый приемчик манипуляции массовым сознанием. Но это не значит, что так будет всегда. Поэтому важно работать над продвижением наших исконных культурно-исторических ценностей.

Если окинуть более широким взглядом наше прошлое, то везде, в любую обозримую эпоху были примеры взаимосвязи патриотизма с национальной культурой. Кстати, надо договориться об операциональных понятиях: будем понимать под культурой только ту ее часть, которая является художественным творчеством.

В разные эпохи и в разных политических обстоятельствах магистральное содержание нашего искусства было патриотическим. При этом не всегда связь политики с искусством была прямой или опосредованной: чаще всего они находились в состоянии полемики или даже конфронтации. Тем не менее, накопление художественных ценностей шло своим безостановочным чередом и в итоге к началу миллениума мы имели грандиозное культурное достояние, которое покруче запасов нефти и газа. Трудно поверить в такой, к примеру, факт. Продвинутые японцы на своей сверхмощной аппаратуре просчитали, что наибольшее влияние на мировое искусство в прошедшем веке оказала русская классика.

Нам бы гордиться и продолжать поступательное движение, но в дело вмешалась политика с широко разрекламированной свободой без границ и абсолютной деидеологизацией общественной жизни. И вот печальный итог последних трех десятилетий: даже такой продвинутый либерал как поэт и музыкант Вероника Долина сегодня во всеуслышание заявляет: у нас затяжной идеологический кризис и настоящая гуманитарная катастрофа.

Так ли это, ведь из каждого утюга постоянно что-то звучит, на телеэкранах кто-то все время поет и пляшет, какое-то кино получает зарубежные премии. А сколько в наших палестинах разного рода фестивалей и конкурсов! Однако все, как говорится, мимо кассы – все недорогое, однодневное. Идеология рынка и ненасытного потребления не предполагает патриотических настроений, государственных устремлений и семейных ценностей. Можно сказать, что губительная оптимизация здравоохранения и образования реализуется и в сфере культуры. Просто слово «оптимизация» тут звучит не так уж и часто, но, по сути, мы свидетели кощунственной псевдооптимизации мира творчества.

Ценностная база культуры, по выражению Михаила Хазина, скудеет с каждым днем. Она не вписывается в тотально торжествующий либеральный дискурс, ориентированный на западные ценности. На государственном уровне она – «круглая сирота», а на семейном поддерживается лишь в той небольшой части населения, где есть интерес к отечественной истории, где всерьез озабочены судьбой страны в целом и подрастающего поколения в частности.

    — Получается, что у нас фактически нет национально ориентированной политики в области культуры? Мы движемся в сторону глобалистских трендов дешёвых кумиров и примитивных идей?

— У нас вообще нет никакой политики в области культуры. Хотя есть государственный управленческий орган: Министерство культуры Российской Федерации, есть институт советников и помощников по культуре при Президенте Российской Федерации, при Председателях Совета Федерации и Государственной думы, есть разного рода фонды, общественные организации и самые разнообразные «культурные» структуры, но национально ориентированной политики – нет! Как, заметьте, до сих пор нет и национальной идеи. Логично утверждать, что именно поэтому мы изо всех силенок пытаемся прорваться в модные глобалистские тренды – это особенно заметно в области кино, музыки, театра и визуальных искусств (литература – тема для отдельного разговора).

О шокирующих ток-шоу и попсовых перформансах, ставших главным «наполнителем» современной масс-культуры, уже просто скучно говорить. Кстати, наряду с дешевыми кумирами успешно существуют и процветают весьма дорогие, а в идейном плане не весь модный контент равен примитиву: иногда творцы супер-casual такой фокус покажут, что не хватит словарного запаса и понятийных кодов для его расшифровки. Но, в сущности, все «топовые» художественные разновидности, увы, находятся по ту сторону гуманизма.

О дегуманизации искусства умные люди предупреждали еще в конце позапрошлого века. Сейчас прямо-таки расцвет именно дегуманизированной культуры. И надо сказать, сильно политизированной при этом. И началось это – не к ночи будет сказано – не вчера. Если быть более точным: в промежутке между драматическими событиями августа 1991 года и декабря того же некроидного года. Шутка ли: два шустрых пацана из окружения Бориса Николаевича Ельцина «увели» целый Большой театр из ведомственного подчинения Минкульту. В то время министром был Юрий Мефодьевич Соломину – человек выраженной национально-патриотической ориентации. Это совершенно не устраивало новую власть. Театр был министерский, следовательно, подконтрольный госструктурам, а стал – президентским со всеми вытекающими отсюда последствиями и выгодами.

А еще оперативнее совершил увод чужой (партийно-советской) собственности крупный политический деятель и драматург, ныне бизнесмен и политик П.Г., он же главный издатель и редактор успешной столичной газеты. Его примеру последовали многие коллеги, в том числе облаченные в непромокаемые политические «плащи». Вы хотели свободы слова? Вы получили ее, но свободную от моральных норм и профессиональной этики.

    — Политику делают конкретные люди — в министерских, сенаторских и депутатских креслах, а также теневые интересанты из политического и делового мира. Кто сейчас правит российской культурой?

— Самый очевидный и лежащий на поверхности ответ: «денежные мешки». Следующий очевидный ответ: общепризнанные звезды отечественного масштаба, к примеру, наша эстрада имеет в качестве управляющих ее внутренней жизнью таких кураторов как Алла Пугачева, Игорь Крутой, Филипп Киркоров, Николай Басков и еще ряд известных имен. Но в отличие от нашего классического искусства, наша эстрада ограничена рамками нашей географии.

Менее очевидный, но значимый факт управления искусством: креативные представители ЛГБТ-сообщества. Одаренность многих из них несомненна, равно как сплоченность, одержимость и корпоративная солидарность. Все вместе взятое позволяет им успешно продвигать свои проекты и добиваться весомых результатов (это мое оценочное суждение).

Ну а далее, по степени убывания, рулят культурой (или пытаются рулить) госорганы, общественники, приватные структуры. Иногда дело доходит до следственных органов и судебных инстанций.

Если бы у народной артистки СССР, еще живой легенды (храни ее Господь!) Татьяны Васильевны Дорониной хватило сил обратиться в суд и призвать к ответу своих мучителей из числа управленцев (я отвечаю за свои слова), я бы пошла к ней в свидетели… Расправа с Дорониной – резонансное дело одного порядка, характеризующее острейший управленческий кризис в художественной жизни нашей страны.

С другой стороны – еще более резонансное и тоже многолетнее дело «Седьмой студии»: тут уж кровавый (в фигуральном смысле) пир на весь мир.

А еще у нас замминистра культуры третий или четвертый год томится в следственном изоляторе в ожидании суда, говорят, большие бюджетные деньги растранжирил. Впрочем, на сегодня хватит страшилок из жанра нон-фикшн.

    — Какие, на Ваш взгляд, наиболее серьёзные управленческие недостатки или даже провалы в сфере культуры?

— Главный «онтологический» провал – отсутствие энциклопедического образования и государственного мышления. Плюс безудержный карьеризм, помноженный на коррупционное бесстрашие. А также восхитительное партикулярное фиглярство: дело не делать и от дела не бегать. Разумеется, обделывая при этом свои теневые делишки. Но подлинный «брилльянт» в этом мало привлекательном созвездии – цинизм, цинизм и еще раз цинизм!

Иногда кажется, что наши управленцы делятся всего лишь на две группы перфекционистов, генетически родственных – с одной стороны лукавым портняжкам, с другой – амбивалентным придворным из сказки Андерсена «Новое платье короля».

Самый впечатляющий пример подобного релятивизма – балет «Нуреев», поставленный на главной сцене главного музыкального театра страны и удостоенный главной (якобы) национальной (якобы) театральной премии «Золотая маска». Видит Бог, более странного и не адекватного жанру балетного спектакля наш великий Большой театр не знал. Одна из видимых отгадок: ее величество политика, а собственно искусство – вторично. Вот что такое якобы президентский культурный объект, управляемый догадайтесь кем (это мое оценочное суждение).

    — Есть ставшее уже классическим мнение, что на культуру у государства постоянно не хватает денег. При этом отголосками доходит информация о мега-бюджетах отдельных проектов — фильмов, выставок и так далее. Что же происходит на самом деле? Коррупция, целенаправленное переформатирование личности или что-то ещё?

— И то, и другое и еще много чего разного, подчас детективного, а иногда просто «инопланетного». Например, патриарх нашего кино, выдающийся кинорежиссер, академик Владимир Наумович Наумов на девятом десятке своей жизни возмечтал претворить детский сон в явь. Ему однажды приснился Александр Сергеевич Пушкин, который организовал для него что-то вроде экскурсии в царство славного Салтана, а потом на остров Буян к сыну своему Гвидону. Путешествие было таким фантастическим, что запомнилось на всю жизнь во всех подробностях.

Написав сценарий, Наумов пошел просить денег на съемки пушкинского фильма для детей и юношества. Денег дали, но маловато и в сроки не уложился. И вот второй президентский срок сидит без дела и без денег, под угрозой судебного иска за потраченные средства на незавершенный фильм. Писал слезные просительные послания «вверх», «вниз», вправо, влево – бесполезно. Может, к 100-летию со дня рождения повезет – эта дата не за горами…

История не менее знаменитой Светланы Сергеевны Дружининой почти идентична предыдущей. Не хватает средств на очередную серию всенародно любимых «Гардемаринов»: какой сюжет, какие звезды, какие съемки, какие трюки, Голливуд нервно курит в сторонке…

А Кирилл Серебренников задумался о съемках сразу двух знаковых фильмов-биографий: Петра Ильича Чайковского и Андрея Арсеньевича Тарковского. И снимет. И в срок. И будет триумфатором. А я если доживу, буду рыдать горючими слезами, ибо мой родственник лично знал Петра Ильича, писал о нем статьи и книги, но нынешних творцов подлинность не интересует. Эстетический императив авангардистов всегда был прост, как коронавирус: «Я так вижу!»

О времена! О нравы! Как актуален вопль древнеримского любомудра.

    — Недавно прозвучало предложение упразднить в стране все театры, кроме брендовых в двух столицах. Взамен сделать некие объединенные театральные дирекции, которые будут организовывать гастроли творческих коллективов по региональным сценам. Чем эта инициатива может обернуться для страны и какова вероятность её принятия?

— «А мы это проходили, а нам это задавали…». Я имею в виду недавнюю оптимизацию медицины. Но клюнул жареный петух в одно больное место, и сразу спохватились, вспомнили опыт советского здравоохранения. Давай крутить педали в обратную сторону! Мы еще выкарабкиваемся из эпидемической ямы, а дикий капитализм в медицине уже собирает барыши.

15 июля в моей семье случилось большое горе: в частной столичной клинике во время несложной операции умерла родственница – молодая, здоровая, красивая, успешная. Думала, что если заплатить хорошие деньги частнику – он постарается, поможет. Помог. Уйти на тот свет за большие деньги.

Что будет с репертуарными театрами, которые следовали курсом русской психологической школы и благодаря Станиславскому возвысились до мирового признания? Театральная оптимизация их уничтожит. Может, единицы спасутся в подполье и сохранят традицию.

Зато институт руководителей сказочно обогатится: это хорошо видно на примере нынешних директорских театров, в которых директор определяет все: от цены билета до названия спектакля и распределения ролей. Вузовский диплом необязателен, зато обязателен финансовый успех. И это в Москве, богатой культурными традициями и славными именами!

В разгар эпидемии театральный мир столицы содрогнулся от подробностей внезапной смерти первого заместителя московского министра культуры Леонида Вячеславовича Ошарина. Молодой, деятельный, внимательный, чуткий – таким его знали в театральных кругах. Чиновником он стал в последние три года. Принимал всех, выслушивал, пытался помочь. И помогал! Но, кажется, знание конкретных реалий и неписаных законов московского закулисья обернулось против него. Как горько, как обидно!

    — Оппозиционные парламентские партии могут как-то влиять на ситуацию?

— Могут, но с большим трудом и чаще всего в малых дозах. Но как капля камень точит, так и мы стараемся бить в одну точку до победного конца. Иногда удается, чаще – нет, но все время держим на контроле нерешенную проблему.

Два года бились за народную артистку РСФСР Валентину Илларионовну Талызину и прежде всего за то, чтобы она сыграла заглавную роль в пьесе Алексея Максимовича Горького «Васса Железнова» в Театре им. Моссовета. В этом академическом храме она служит более 60 лет, ее взяли в коллектив сразу после окончания института. В последние годы она практически не выходила на сцену – вот типичный случай произвола директорского театра. А ведь какая она замечательная артистка, с каким богатым арсеналом сценических средств, с каким опытом работы над ролью и проживания ее на сцене в традициях русской психологической школы!

В итоге мы победили: в союзе с режиссером Сергеем Виноградовым Валентина Илларионовна добилась в 2017 году постановки желанной пьесы и сыграла желанную роль так, что эта «Васса» сразу стала аншлаговым шедевром. Его можно смотреть бесконечно. Настоящее сценическое чудо, но каких организационных усилий оно стоило!

А вот Театру на Таганке не удалось помочь: кто-то очень влиятельный блокирует все попытки оздоровить театр и вернуть ему былую славу. Прежней легендарной Таганки уже нет, а будет ли новая Таганка с директором, чуждым ее традициям – большой вопрос. Недавно на телеэкране показали кадры хроники с Ириной Апексимовой, которая лихо отплясывает со своим бывшим мужем на сцене… Большого зала Московской государственной консерватории им. Петра Ильича Чайковского! С точки зрения высокой национально ориентированной культуры это – нонсенс, но, к великому сожалению, это – реальный факт из биографии нынешнего директора Театра драмы и комедии на Таганке.

Вот всего лишь два эпизода из той программы действий, которые определяют культурную политику парламентской партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ. На самом деле это такая обширная и регулярная работа, что можно сравнивать партию с филиалом Минкульта.

Общеизвестно, что культура не может жить по законам бизнеса. Поэтому государство обязано поддерживать все сферы творческой жизни, которые воспроизводят традиции нашего многонационального народа. Кроме того, массовая коммерциализация культуры с ключевым принципом «кто лучше продается, тот и прав» наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью граждан, особенно подрастающему поколению. СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ всячески старается противостоять главенству денег в мире культуры – на законодательном уровне и на уровне возможностей наших депутатов по работе с обращениями избирателей.

Большое внимание мы уделяем возрождению культурного облика российской глубинки, развитию краеведения, народных промыслов, ремесел и художественной самодеятельности. Важно обеспечить доступ к культурным ценностям всем гражданам, а всем талантливым детям и молодежи надо предоставить возможность учиться искусствам. Как известно, таланты чаще рождаются в хижинах, чем во дворцах. В числе наших приоритетов – ужесточение ответственности строительного бизнеса и других заинтересованных лиц в уничтожении памятников истории и культуры в результате коммерческой застройки.

    — Вы сказали, что СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в определённом смысле альтернативное министерство культуры. В партии есть альтернативная программа государственной политики в области культуры?

— Каждая уважающая себя политическая партия имеет свой программный документ, отражающий ее идеологию и определяющий основные цели и задачи партии как политической силы. Наша Программа четко структурирована, и в ней есть специальный раздел «Российская культура – наш приоритет», насчитывающий 13 пунктов конкретных действий для управления культурой. Но он не может быть альтернативным по определению, ибо государственной политики в области культуры как таковой нет. Правда, есть проект Основного закона о культуре РФ, в котором немало тезисов, схожих с программными положениями нашей партии на эту же тему, но этот закон, увы, до сих пор не принят.

Зато у нас есть предмет для особой гордости: первый же пункт нашей Программы содержит в себе тезис о защите культуры, чего нет в программных документах других партий. Мы тем самым позиционируем наше приоритетное отношение к национальной культуре как к базовой задаче.

    — Подводя итоги беседы, хочется спросить, какие действия в области культуры на государственном уровне предлагает СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ? И есть ли возможности продвигать уже имеющиеся партийные наработки?

— Как эксперту-культурологу мне дороги: тезис о защите русского репертуарного театра; призыв к бережному сохранению и развитию уникальных традиций отечественной исполнительской школы (в области Большой музыки – термин Сергея Сергеевича Прокофьева); требование расширения финансовой поддержки отечественного кинематографа, особенно нацеленного на детскую и юношескую аудитории; предложение о поиске новых форм просветительства в области визуальных искусств (архитектура, живопись, скульптура, фотография, инсталляция и весь непрерывно расширяющийся спектр современных мультимедиа).

Отдельная тема – новая жизнь общедоступных библиотек, в обретении которой им мастерски помогает Елена Григорьевна Драпеко, почетный член нашей партии и первый заместитель председателя Комитета по культуре Государственной Думы.
Вот бы с ней сделать интервью! Она работает в нижней палате парламента с первого созыва, у нее колоссальный опыт и государственническое отношение к проблемам культуры. Она мыслит масштабнее, шире, глубже и она, к счастью, не утратила живого интереса к конкретному человеку как носителю определенных культурных традиций.

Или ее земляк по Питеру и коллега по партии и депутатской работе – Олег Анатольевич Нилов. Когда-то он опекал Евгения Плющенко, Елену Бережную, в общем питерскую школу фигурного катания, которая гремела на весь мир. Сегодня он посвятил себя (естественно, в свободное от депутатской и партийной работы время) борьбе с… Не поверите: с могущественным Евровидением!
Чашу терпения Олега Анатольевича переполнила победительница конкурса –чернобородая Кончитта Вурст (в переводе Колбаска или Сосиска). Наш Нилов задумал небывалое дело: противопоставить аморальному Евровидению подлинно народное, самобытное Добровидение с участием профессионалов и любителей из разных городов, областей и даже стран.

Первые фестивали проходили непросто, но с каждым годом росла аудитория, расширялся круг участников. И вот 1 июля 2020 года федеральный телеканал «Культура» выпускает в эфир часовую программу, посвященную финальному концерту Добровидения. Среди участников – некогда знаменитые коллективы и солисты, о которых мы уже стали забывать, а молодое поколение и вообще не слышало. Например, зажигательный ансамбль молдавского танца «Жок» – глаз не оторвать! В этот момент камера выхватила из зрительского ряда восхищенное лицо президента Республики Молдова Игоря Додона. Уверена, что все зрители по обе стороны экрана переживали сходные чувства.

Как видите, нашей партии есть чем отчитаться за свое отношение к национально ориентированной культуре и России, и Ближнего и Дальнего Зарубежья.

    — Какой партийный проект в области культуры Вы считаете наиболее значимым и достойным продвижения в масштабах страны?

— А можно два проекта? Первый – международный фестиваль-конкурс традиционной народной культуры Добровидение, о котором я только что рассказала. Второй – литературный молодежный конкурс СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ и журнала «Роман-газета» под девизом «Во имя правды и справедливости». У него четыре номинации: молодая проза, молодая поэзия, молодая публицистика и молодая драматургия. В этом году он прошел в пятый раз, и с каждым годом набирает обороты. Его непосредственно курирует, вникая во все мелочи и подробности, лидер партии Сергей Михайлович Миронов. Между прочим, читает все конкурсные произведения от корки до корки...






 

ООО КЛИНИНГОВАЯ КОМПАНИЯ РАЙДО

© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы