Осипова Наталия
29 февраля 2024 года, президент России Владимир Путин сделал это. Ответил на общественный запрос, который стоял перед нами едва ли не все последние 30 лет и обострился с началом СВО. Этот вопрос обсуждался на кухнях и в дружеских компаниях, в радиостудиях и в ходе общественных дискуссий, об этот вопрос сточили перья лучшие публицисты и политологи. Кто же в России элита? Кто сейчас должен занимать ведущие позиции в обществе, кто должен решать важнейшие задачи страны в настоящем, кто станет опорой и надеждой России в будущем? И часто взоры обращались на тех, кто много лет занимал должности, но с началом СВО показал, что явно не на своем месте: переменил дислокацию на зарубежную или замолчал в испуге. Неужто эти персонажи — элита? Вопрос времени — какая элита нужна суверенной, сильной России?
Владимир Путин четко и ясно ответил на этот огромный социальный и культурный запрос, сказав в послании, кто составит новую элиту России: "Подлинная, настоящая элита — это все, кто служит России. Труженики и воины, надежные, проверенные, делом доказавшие свою преданность России, достойные люди". Президент высказался предельно откровенно о кумирах прежних лет, которые отлично себя чувствовали в России вплоть до 24 февраля 2024 года. "Вы знаете, что слово "элита" во многом дискредитировано теми, кто, не имея никаких заслуг перед обществом, считает себя какой-то кастой с особыми правами и привилегиями. Особенно имею в виду тех, кто в предыдущие годы набили карманы за счет всяких процессов в экономике с 1990-х годов. Они точно не элита". После такого вердикта президента те, кто себя узнал в описании, поежились и поняли перспективу: нет и еще раз нет.
Разумеется, раз эти люди не связывали будущее свое и детей с Россией, если молчали испуганно, если на их аватарках в сетях стоит флаг другого государства, если они пытаются усидеть на двух стульях, если они и их семьи при первых же сигналах опасности для России бросили все и унеслись на личных самолетах на запасные аэродромы в Лондон и Нью-Йорк и готовы там жить на любых условиях, даже собственноручно убирая свои огромные особняки, — что ж, эти персонажи кто угодно, но только не лучшие люди России.
Следом за оценкой Владимир Путин дал и решение — сегодня, 1 марта, стартует кадровая программа "Время героев". И это поистине и управленческая сенсация, и ожидаемое принципиальное решение. Социальный лифт для ветеранов СВО и военнослужащих с высшим образованием и управленческим опытом, система подготовки, где наставниками будут руководители правительства, администрации президента, федеральных министерств и ведомств, главы регионов и крупных российских компаний, — кадровая стажировка мечты. В планах — создать управленческие курсы на базе РАНХиГС и законодательно повысить статус академии. Участники СВО, которые не имеют высшего образования, получат приоритетные возможности для его получения в лучших российских вузах, а те, кто останется служить в армии, будут продвигаться в первую очередь. Президент в послании объявил, что фронтовики пройдут подготовку для того, чтобы в будущем занять самые высокие административные должности. "Россию в будущем можно передать и доверить таким людям, как нынешние герои СВО".
Справедливость — вот слово, которое тут же замелькало в ленте соцсетей, в пабликах общественных деятелей, политологов и публицистов. Из всех очевидно популярных решений, которые огласил президент в послании, это решение — о фронтовиках, которые становятся теперь элитой России, — самое популярное. Оно отражает и представление о правильной социальной иерархии, свойственное народу: герою и почет, и уважение, и права. Оно отражает запрос на обновление элит во всех сферах, запрос на приход на все уровни управления людей, для которых интересы родины — приоритет. Ушедшая в историю сегодня, после слов президента, "элита 90-х" всегда говорила о России — "эта страна". Страна, в которой им повезло заработать, но не повезло родиться. Давайте поедем западнее и отвезем туда деньги — вот формула элиты, получившей (не заработавшей) в 90-х огромные состояния. Большинство из этих состояний теперь блокируют финансовые власти Запада. Каста, сделавшая такой выбор, — люди прошлого. Люди настоящего и будущего — фронтовики, волонтеры, труженики, герои. Формула новой элиты, данная президентом, — служение России. Это и задача, и определение принадлежности. Как стать элитой? Служить родине. Причем не только на фронте, но и во всех сферах жизни. Собственно, на таких людях из века в век и стояла Россия.
Давайте скажем честно: цена вхождения в элиту для фронтовиков — высочайшая. В начале послания президент попросил почтить минутой молчания наших павших героев. Они — лучшие, соль земли, но они погибли, чтобы Россия могла выстоять. Их товарищам теперь работать на благо страны, помня об ушедших.
Слушая послание в этой самой вдохновляющей и острой части (конфликт старого и нового, который разрешает президент в пользу нового, героического, самоотверженного, народного), многие вспомнили о том, что путь в элиту через личный героизм, личные заслуги перед родиной — традиционный для нашей страны. Его не раз проделывали наши предки. Таков был путь в дворянство. Вспомним и опыт послевоенного СССР. Фронтовики стали особой социальной группой, на которой во многом держался советский проект до самого 1991 года. После Победы герои войны массово пошли в гражданские сферы, заняли важнейшие места в сфере управления, стали опорой мирного строительства, пошли учиться — и за несколько лет подняли страну из разрухи. Такой путь проделал мой собственный дед, ушедший на фронт зеленым выпускником артиллерийской школы (четыре месяца ускоренной программы — и в бой), а завершивший фронтовой путь командиром опергруппы ГМЧ фронта. После Победы сдал экзамены в Артиллерийскую академию (ныне — Военная академия ракетных войск стратегического назначения (РВСН) имени Петра Великого), сел за вузовскую парту — и уже через несколько лет стал молодым ученым, математиком и космическим баллистиком, работал на сверхсекретном Байконуре, рассчитывал траектории полета первых космонавтов. Социальный лифт — прямо в космос.
У президента — высочайшее чувство историзма. Он умеет принимать решения, отвечающие не просто на социальный запрос, но меняющие знак эпохи. Было — стало. Вчера — завтра. И вот еще вчера мы жили в эпохе, где деньги и статус-символы, обозначающие богатство, роскошь, принадлежность к "высшему обществу", имели приоритетное значение. Однако сейчас знак эпохи поменялся — профессионализм, образование, культура, верность стране, любовь к семье, личная отвага и честь становятся главными. Еще важно — меняется даже язык эпохи. Появляется высокий стиль. Слово "служение" после послания президента звучит во всех СМИ. Еще недавно такое сложно было представить.
Что ж, поздравим нас всех с началом новой эпохи. Соответствовать ее требованиям будет очень непросто даже тем, кто хорошо и честно делает свою работу. Но ребятам на фронте намного труднее. И низкий им поклон, как сказал президент. Наша элита прямо сейчас сражается за будущее.