О проекте Размещение рекламы Карта портала КорзинаКорзина Распечатать
Новости

Как происходит управление переменами: Спонсор и Заказчик

Добавлено: 23.08.2019


Дмитрий Сызьга

Чтобы сообща что-то изменить в окружающем мире – нужно этот процесс правильно организовать

Управление переменами обдуманно: многоликий Заказчик

В продолжение темы управления переменами

Чтобы сообща что-то изменить в окружающем мире – нужно этот процесс правильно организовать. Для правильной организации давно изобретена и освоена такая технология, как Проектное управление. Технология серьезная, хотя чем-то похожа на игру: есть участники и их роли, цель и промежуточные задачи, правила и ограничения.

Подробнее о ролях: инициатор, заказчик, спонсор/инвестор, волонтер/наемник, специалист/руководитель, эксперт/куратор, бывают и другие. Одна из ключевых ролей – Спонсор. Он в узком смысле обеспечивает финансирование проекта, в широком – предоставляет недостающие ресурсы. Спонсоров может быть много, в том числе из участников Заказчика. Для перемен нужны в первую очередь люди, а уже во вторую – деньги. Почему?

Перемена в мировоззрении человека напрямую не покупается. Кто-то должен приложить эмоциональные усилия, чтобы побудить человека увидеть мир хоть немного по-новому, причем в определенном направлении. С социальными переменами – тем более так. Поэтому коллектив Заказчика должен быть значителен как по количеству, так и по способностям. Но об этом аспекте роли Заказчика я напишу отдельно. Сейчас речь о взаимоотношениях Заказчика и Спонсора.

Интересы спонсора нужно правильно понимать. Даже если он абсолютный филантроп, это не значит, что он будет спонсировать абсолютно любой проект. Как минимум, у него есть мировоззрение, и спонсируемый проект должен соответствовать его понятиям добра. Плюс почти всегда у него есть интересы, и поддерживаемый проект должен давать шанс этим интересам. То и другое нужно не только учитывать, но и уважать. Не поступаясь интересами заказчика, разумеется.

Разные проекты могут предоставлять разные возможности для всех участников, а тем более – для спонсоров. Чтобы не распыляться, ограничусь проектами в сфере социальных перемен. Какие для этого нужны спонсоры, что они могут дать, и что могут получить взамен?

    Во-первых, волонтеры. Участники, которые предоставляют свой ресурс на условиях «не оплата, а участие». Их интерес – движуха, новые темы, шанс на интересные встречи, шанс на интересные вакансии. Место волонтеров - не обязательно «массовка», штучные эксперты тоже бывают готовы на безвозмездные шаги. Как и владельцы сайтов, недвижимости и движимости. На условиях встречной порядочности и благодарности.
    Во-вторых, миноритарные венчуры. То есть – спонсоры, вклад которых достаточно заметен для того, чтобы возможно было учесть его персонально, хотя не настолько велик, чтобы вовлекать его в управление проектом. И при этом согласные на длительную отсрочку оплаты – до успешного финала проекта или его ключевых этапов. Это тоже уважаемая часть спонсоров, потому что они заинтересованы в успехе проекта, способствуют ему, но не отягощают операционный бюджет регулярными выплатами. Традиционно они вправе после победы рассчитывать на персональную награду за веру и верность. А также на места в комиссиях и советах, неизбежно возникающих в начале каждой новой эры социальных перемен.
    В-третьих, титульные и категорийные спонсоры. Самая сложная часть спонсоров, потому что они вправе требовать и высокой степени своей информированности о бюджете проекта, и совещательного участия в планах проекта, и козырных мест в органах управления новой эпохи. При том, что они всегда имеют возможность прекратить спонсирование, если видят явные или неявные риски для своих интересов. Но скорость развития проекта и резерв по гибкости маневрирования часто дают именно привлечение больших финансовых и силовых возможностей, поэтому без мощных спонсоров продвигаться сложно. Главное искусство – сохранение баланса между ценностью проектной цели и ценой ее достижения. Всеобщее счастье человечества, конечно, оправдывает любые средства – но конкретный проект всегда имеет предел цены, за которой он становится бессмысленным (и речь не только о деньгах, разумеется).

Как Заказчику построить свое взаимодействие со спонсорами?

Фишка в том, что Заказчик в проекте – всегда коллективная роль (за очень редкими исключениями). У социальных проектов заказчиками выступает большое количество активных личностей, объединившихся ради общей идеи. Но как я уже объяснял в прошлой статье, проект начинается не с наличия общей идеи, а с утверждения Программы, описывающей «проектную троицу»: Как есть, Как будет, Что делать. От понятности, конкретности и вдохновенности этой Программы очень сильно зависит вероятность успеха проекта.

Как это влияет на отношения со спонсорами?

А вот как. Программа – это как конституция проекта, изменять ее можно только квалифицированным большинством коллективного заказчика. Вести проект «мимо» целей и задач, указанных в программе – квалифицируется как попытка переворота, основание для смены руководства проекта и разрыва отношений со спонсорами, если перехват управления происходил по их заказу. А соблазн использовать проектные ресурсы немножко для своих целей всегда есть и у всех лиц, принимающих решения, и у лиц, оказывающих влияние на таких лиц.

Если ресурсы использованы не во вред, а побочно – то это малый грех, оплати и получи прощение. А если во вред – то грех неприемлемый.

Любой серьезный спонсор, как деловой человек, такой подход понимает, и может с ним согласиться. Но должен быть и критерий оценки греха, и понятная процедура расследования «Кто виноват?». Чтобы эта схема работала – и нужна Программа, которая приемлемые рамки достижения целей проекта (потом на ее основе появляются и более конкретные проектные документы).

Но Программа сама себя не может ни утвердить, ни защитить, ни объяснить. Это и должен делать «Представитель Заказчика». Он – «жрец», «толкователь конституции», «Руководитель проекта со стороны Заказчика». Утверждается заказчиком, и от его имени договаривается со спонсорами и с исполнителями проекта, принимает результаты.

Но есть важный момент: он защищает интересы коллективного заказчика только в пределах утвержденной Программы. Если заказчик коллективно поумнел или обнаружил важные обстоятельства, требующие пересмотра Программы и планов проекта – то это не автоматически приводит к хаотическим переменам в проекте. Прежняя программа действует, пока не отменена. Заключенные договоры действуют, пока обязательства не исполнены. Если что-то надо менять – перемены делаются по заранее согласованной «путевой карте», с учетом всех обстоятельств.

Конкретно – перемены должны быть четко сформулированы, все их последствия названы и оценены, ритуал внесения изменений соблюден. То есть – кроме «конституции», в проекте должен быть «процессуальный кодекс» (он же – Устав проекта), где участники подписываются под согласием соблюдать ритуалы решений, перемен в решениях, разрешения конфликтов и исполнения обязательств. Собственно, это принципы договороспособности, которые считаются базисом не только у спонсоров, но и в деловом мире.

Договариваться заказчику по ходу проекта приходится часто и много, внутри себя и снаружи, поэтому навыки уважения чужих интересов и встраивания в них интересов своих – чрезвычайно продуктивны.






© 2005-2019 Интернет-каталог товаров и услуг StroyIP.ru

Екатеринбург
Первомайская, 104
Индекс: 620049

Ваши замечания и предложения направляйте на почту
stroyip@stroyip.ru
Телефон: +7 (343) 383-45-72
Факс: +7 (343) 383-45-72

Информация о проекте
Размещение рекламы